Десять правил психолога-профконсультанта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района

2. Во время проф. консультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру

3. Во время проф. консультации развивать самооценку и указывать на положительные качества личности, помогать в развитии объективного самоопределения

4. Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке. Необходимо направлять усилия личности с учетом условий и требований общества

5. Психолог должен быть убежден, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, с особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика

6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за последствия

7. Психолог делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдений, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики)

8. При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие

9. Консультант должен всесторонне ми исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указывать возможности их устранения

10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу школьника, должен постоянно учитывать его психологического состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.

Любопытно отметить следующий факт: в 2009 г. был осуществлен сбор и анализ существующих методик применяемых в различных регионах России при работе с молодежью, обращающейся за профессиональным консультированием.

В исследовании принимали участие ведущие эксперты и психологи в области профессиональной ориентации молодежи:

Е.Ю. Пряжникова – заведующая лабораторией "Психологические основы профессионального консультирования" и профессор кафедры "Педагогическая психология" МГППУ, доктор психологических наук, профессор.

И.А. Савченко - директор Московского городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, магистр психологии.

В ходе исследования были запрошены методики из всех центров профориентации действующих в крупнейших регионах России, в том числе в исследовании приняли участие: Новосибирск, Самара, Челябинск, Саратов, Чебоксары и многие другие.

По результатам исследования присланных списков был сформирован перечень наиболее популярных и используемых в региональных центрах методик:

1. «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова (ДДО)

2. Методика «Карта Интересов» А.Е. Голомшток

3. Методика изучения мотивов профессиональной деятельности учащегося. Л.А. Головей

4. Методика «Измерения мотивации достижения» А. Мехрабиан

5. Исследования самооценки по методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан.

6. Теппинг-тест Е.П. Ильина

7. Методика диагностики межличностных отношений. Т. Лири

8. Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе. Т.И. Ильина

9. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

10. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

11. Методика «Конструктивность мотивации» («КМ»).

12. Методика «Диагностика мотивации к достижению успеха». (Т. Эллерс)

13. Краткий отборочный тест Вандерлика (КОТ).

14. Тест профессиональных предпочтений Л.А. Йовайши.

15. Методика Д. Кейрси.

16. Ориентационный опросник В.М. Басса.

17. Методика КОС (коммуникативные организаторские способности). А. Федоришин.

18. Экспресс-методика «Ориентир».

19. «Тест восьми влечений» Л. Сонди.

20. 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела.

На основании анализа приведенных методик, экспертами были сделаны следующие мотивированные заключения: перечисленные методики традиционно используются в профориентационной работе, неплохо зарекомендовали себя в профконсультировании взрослых и молодых людей. С их помощью можно оценить как склонности и познавательные способности, так и их индивидуально-личностные качества.

В числе недостатков упоминались:

- большинство перечисленных методик устарели;

- методики зарубежных авторов (Айзенка, Басса-Дарки, Лири, Кеттела и др.) не проходят процедур регулярной реадаптации в нашей стране, на их использование нет разрешения правообладателей;

- подбор методик эклектичен, ряд из них «схватывают» одну и ту же реальность в разных контекстах, что неизбежно ведет к противоречиям в полученных результатах, неоднозначности выводов;

- большая часть перечисленных методик рассчитаны на юношеский и взрослый возраст и не могут быть использованы с детьми моложе 16 лет.

По итогам анализа эксперты столкнулись с неутешительными выводами. Большинство методик используемых для работы с современной молодежью, безнадежно устарели, и на данный момент альтернатив их замены не существует. Росмолодежь постановила своей целью разработать пакет новых методик адекватных психологии современного молодого человека и постоянно динамично меняющемуся рынку профессий.

По итогам работы экспертного совета в 2009 – 2010 гг. будет сформировано методическое пособие, включающее в себя рекомендаций для ведения профориентационной работы как в Москве, так и в регионах России.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 154.