Документирование внешнеэкономических сделок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Перечень необходимой первичной документации по внешнеэкономическим сделкам достаточно обширен и включает:

- внешнеторговые и другие договоры и контракты, а также переписку по ним;

- паспорта сделок;

- документы по исполнению договоров и контрактов:

- счета-фактуры с указанием страны происхождения товара и номеров ГТД, инвойсы, счета (кассовые чеки);

-счета-проформы - для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых и вывозимых товаров;

-банковские и кассовые документы по оплате товара;

-товаросопроводительные документы: железнодорожные накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авианакладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочные ордера, почтовые квитанции и т.д.;

-приходные/расходные накладные, акты приема-передачи товаров;

-товарные отчеты, документы складского (количественного) учета;

-документы, необходимые для производства таможенного оформления:

ГТД;

декларации таможенной стоимости;

документы по корректировке таможенной стоимости;

документы по уплате таможенных платежей;

учетная карта участника внешнеэкономической деятельности;

спецификации, упаковочные листы;

лицензии на право ввоза/вывоза товара;

сертификаты происхождения товара;

сертификаты соответствия требованиям качества и безопасности;

гигиенические сертификаты;

ветеринарные свидетельства;

лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

- иные документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, положения, схемы) организации. [1]

В отношении внешнеторговых сделок, имеющих предметом выполнение работ, оказание услуг, предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности, имеется отдельный Перечень документов, подтверждающих действительное выполнение обязательств по сделке, утвержденный Приказом МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628. Перечень документов различается в зависимости от вида. (см. приложение Б).

Если работа (услуга) выражается в материальной форме и/или ее выполнение сопровождается перемещением товаров, то в состав документов, подтверждающих выполнение данной работы (услуги), включаются также грузовая таможенная декларация (ГТД).

Большое значение имеют форма и содержание договора по внешнеэкономической деятельности. По сути, это преимущественно договор купли-продажи или перевозки, и его условия во многом определяют механизм осуществления сделки, расчетов по ней, осуществление валютного контроля и налогообложения.

Внешнеэкономические сделки совершаются в простой письменной форме. Согласно п.3 ст.162 ГК РФ несоблюдение этого правила влечет недействительность сделки. Если контракт составлен на иностранном языке, может потребоваться его перевод на русский язык, удостоверенный нотариально. Наконец, отдельные виды внешнеэкономических сделок подлежат государственной регистрации. Это, например, сделки с недвижимостью, ядерными материалами, оборудованием, специальными неядерными материалами и соответствующими технологиями, основным технологическим оборудованием по производству этилового спирта, производству и розливу спиртосодержащей и алкогольной продукции. [11]

Во внешнеторговом контракте целесообразно указывать:

- унифицированный номер контракта;

- дату подписания контракта;

- место подписания контракта;

- полные официальные наименования организаций продавца и покупателя;

- страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара. Приводится полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с Классификатором «Страны мира», используемым для целей таможенного оформления. [16]

В контракте должно быть также приведено описание условий платежа. В частности, указываются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых продавцом покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму платежа, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления. [1]

Указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

В контракте необходимо сформулировать также форс-мажорные обстоятельства.

В специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги), приводятся порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже, указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту, оговариваются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также за поставку товара ненадлежащего количества и качества.

В конце текста контракта приводятся юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактные телефоны, факсы, телексы организаций продавца и покупателя и подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей.

При осуществлении внешнеэкономических сделок в их оформлении следует руководствоваться документами международного права, ратифицированными Российской Федерацией. Это, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980 и Конвенция о международной дорожной перевозке грузов от 19.05.1956.[17, 18]

Паспорт сделки - это документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, неденежными средствами товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.[1]

В зависимости от вида сделки резидент, от имени которого заключен договор, оформляет паспорт импортной, экспортной или бартерной сделки - один на каждый договор (контракт). Паспорта импортных и экспортных сделок подписываются банком импортера (экспортера).

Порядок оформления паспортов сделок изложен в документах Банка России, ГТК России, Минфина России, МВЭС России (см.приложение В).

В случае невозможности осуществления уполномоченным банком надлежащего кредитно-расчетного обслуживания экспортной (импортной) сделки территориальное учреждение Банка России по месту регистрации банка (по месту нахождения филиала банка) на основании письменного заявления клиента может выдать последнему разрешение на подписание нового паспорта сделки в другом уполномоченном банке в порядке, определенном Письмом Банка России N 286-У и ГТК России N 01-23/14616 от 13.07.1998, а также Указанием Банка России от 07.10.1998 N 377-У.

В ходе производства таможенного оформления товаров заполняется ГТД. Этот документ выписывается в письменной или электронной форме и содержит точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Порядок заполнения ГТД изложен в Приказе ГТК России от 16.12.1998 N 848, а правовые основы декларирования товаров на таможне - в ст.ст.168 - 179 ТК РФ. Данные ГТД должны соответствовать данным бухгалтерских и хозяйственных документов (см.приложение Г).[4]

ГТД подается в сроки, устанавливаемые ГТК России. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу Российской Федерации.

Декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, причем, только российское лицо.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей. Таможенный орган Российской Федерации вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей. Таможенный орган Российской Федерации вправе устанавливать сроки для представления недостающих документов и сведений.

Таможенный орган Российской Федерации не вправе отказать в принятии правильно оформленной таможенной декларации. С разрешения таможенного органа Российской Федерации сведения, указанные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, а поданная таможенная декларация может быть изъята. Изменение или дополнение таможенной декларации не может расширять или сужать сферу ее действия.

Одной из разновидностей ГТД является временная или неполная декларация, которая оформляется в случае, если декларант в силу особых причин не может подать полную таможенную декларацию с разрешения таможенного органа Российской Федерации.

При регулярном перемещении одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же лицом таможенный орган Российской Федерации может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в течение определенного времени, - периодической ГТД.

Наконец, в целях совершенствования таможенного оформления ГТК России вправе устанавливать упрощенный порядок декларирования товаров и транспортных средств.

Обратим внимание ещё на один документ оформления внешнеторговых сделок - учетную карту участника внешнеэкономической деятельности. Оформление такой карты производится таможенным органом по месту учета организации в соответствии с Приказом ГТК России от 31.08.2000 N 787 в добровольном порядке. Целями учета участников внешнеэкономической деятельности являются:

- идентификация организаций, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации;

- создание базы данных «Участники внешнеэкономической деятельности» для оперативного получения объективной информации и дальнейшей интеграции информационных ресурсов, имеющихся в таможенных органах;

- информирование и ориентация подразделений таможенного оформления и таможенного контроля в части своевременного выбора и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

Учетная карта служит средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности при осуществлении им правоотношений с таможенными органами и представляется участником внешнеэкономической деятельности в каждом случае проведения таможенного оформления. Отсутствие учетной карты у участника внешнеэкономической деятельности не является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.



Заключение

 

Наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт. Как показывает практика, организации, экспортирующие готовую продукцию, создают финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала, а также для неуклонного роста собственного капитала. Организации-экспортеры являются важнейшим источником формирования доходов бюджета, как следствие этого государству необходимо стимулировать рост экспорта. Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.

В данной работе было дано понятие внешнеэкономической деятельности, рассмотрены основные её виды, основы правового регулирования. Были раскрыты основные особенности учёта операций по экспорту. Особое внимание было уделено вопросам налогообложения таких операций, в частности налогу на добавленную стоимость.

На основании вышеизложенного, можно сделать ряд выводов:

Во-первых, внешнеэкономическая деятельность – это деятельность, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности. Эта деятельность связана с притоком или оттоком из Российской Федерации валютных ценностей, ввиду чего она регулируется государством.

Во-вторых, перемещать товары и транспортные средств через таможенную границу Российской Федерации можно под различные таможенные режимы, наиболее важным из которых является экспорт. Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию.

В-третьих, для осуществления экспорта необходимо уплачивать вывозные таможенные пошлины и иные таможенные платежи.

В-третьих, реализовать в таможенном режиме экспорта можно только те товары, которые находятся в свободном обращении на таможенной территории нашей страны.

В-четвёртых, бухгалтерский учет операций по приобретению товаров, предназначенных для экспортной реализации, ведется аналогично учету товаров, закупаемых для их продажи на внутреннем рынке. Доходы от продажи товаров на экспорт, признаются доходами от обычных видов деятельности, расходы, связанные с продажей товаров за границу, признаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Особенность состоит в том, что расходы необходимо сформировать в момент признания доходов от реализации товаров на экспорт.

В-пятых, реализация товаров на экспорт облагается НДС по ставке 0%.

Но для того чтобы воспользоваться нулевой ставкой по НДС российский экспортер должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие его право на такую ставку. Сделать это он может в течение 180 календарных дней.

В-шестых, существуют некоторые особенности при продаже товаров в Беларусь: отличается список документов для подтверждения экспорта, срок для сбора этих документов сокращается в два раза и составляет 90 календарных дней, на счете-фактуре ставится специальная отметка налогового органа.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.