Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности. [1]
Ввиду того что эта весьма разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком из Российской Федерации валютных ценностей, она регулируется государством. Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определены основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономическими и административными методами. [2]
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России).
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Установлены также государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, ограничения и запрет на ввоз или вывоз товаров исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка. [1]
Действующие правила нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности определены Постановлением Правительства РФ от 06.11.1992 « 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации». Этим же Постановлением утверждены:
- Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот;
- Перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется по лицензиям;
- Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям;
- Перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством РФ. [3]
Немаловажно, что согласно ст.13 Постановления Правительства РФ от 06.11.1992 N 854 иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не допускаются; если же они фактически имеют место, то их следует считать ничтожными с момента установления. [3]
Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации.
Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с законодательством запрещен ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:
1) не соответствуют принятым стандартам и требованиям;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Вышеуказанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, определяемом ТК РФ. [4]
Запрещает дискриминацию в области ввоза/вывоза товаров при условии соблюдения законности. [4]
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии со следующими таможенными режимами:
1) выпуск для свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной торговли;
6) переработка на таможенной территории;
7) переработка под таможенным контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11) переработка вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Организация, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, имеет право выбора и замены таможенного режима, осуществление которого не зависит от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу. [1]
Таможенный режим «выпуск товаров для свободного обращения» предполагает, что ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Таможенный режим транзита товаров применяется в случае, если товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Таможенный склад - это режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов.
Магазин беспошлинной торговли - это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
Под таможенный режим «переработка товаров на таможенной территории» помещаются иностранные товары, которые используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При таможенном режиме «переработка товаров под таможенным контролем» иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Временный ввоз (вывоз) товаров предполагает пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами с полным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ.
Таможенный режим «переработка товаров вне таможенной территории» предполагает вывоз российских товаров без применения к ним мер экономической политики и использование их вне таможенной территории Российской Федерации с целью переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию. Он осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики.
Такой таможенный режим, как реэкспорт товаров, применяется в случае, если иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
Уничтожение товаров - это особый таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая их приведение в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Отказ от товара в пользу государства предполагает, что лицо отказывается от товара без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики. Отказ допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не должен сопрягаться с какими-либо расходами для государства.
Особый контроль ГТК России осуществляет за экспортом результатов интеллектуальной деятельности (литературных, художественных, научных произведений; программ для ЭВМ и баз данных; изобретений; промышленных образцов, полезных моделей, а также приравненных к результатам интеллектуальной деятельности средств индивидуализации юридического лица). Письмом от 03.04.2002 N 01-06/13128 ГТК России утвердил Методические рекомендации по организации контроля за вывозом результатов интеллектуальной деятельности.
В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенному контролю подлежат перемещаемые (ввозимые/вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства. При этом согласно ст.18 ТК РФ и Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под товаром понимается любое движимое имущество.[2]
В связи с этим любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю. [1]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.