Эдвард Саид «Ориентализм» - Белые понять культуру цветных не могут.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Витал вопрос о существовании антропологической науки.

 

Историческая школа Ф.Боаса

 

Франц Боас - американский антрополог, создал направление под названием "Американская школа исторической этнологии" (школа Боаса)

Критиковал эволюционизм

Адаптация: климатическая и социальная (социализация)

Боас предлагал изучать культуру историческим методом.

Лесли Уайт - "культура это адаптивная система"

Культура (по Боасу) - совокупность моделей поведения, принимаемых на себя человеком по мере взросления и исполнения разных культурных ролей. Культура развивается под влиянием внутренних импульсов. Внешние - вторичны.

Боас говорил, что даже при всей видимой схожести - культуры разные. Климат не может быть идентичным, поэтому и адаптация разная. У каждой культуры своя картина мира.

Мы не вправе высказывать оценочные суждения о других народах

Антропология первая отказалась от аксиологической оценки

Культурный релятивизм - нельзя судить от других народах исходя из своей ценностной шкалы.

Культуры различны, но нельзя считать одну культуру лучше другой

 

Каждая культура уникальна, и этнология должна детально и всесторонне изучать конкретно каждый народ в отдельности, имея в виду его язык, культуру и антропологический тип. Взаимодействие культур разных народов и культурные заимствования возможны в определенных географических ареалах; в этих границах можно обнаружить конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов, родство и различие культур не зависят ни от географического местоположения, ни от природных условий. Более того, схожесть и различие культур на одном из этапов их развития вовсе не указывают на то, что та же культурная дистанция будет сохраняться и впоследствии.

 

Культуру следует рассматривать как целостность, как систему, состоящую из множества согласованных, внутренне связанных, как бы «притертых» друг к другу частей.

 

Заимствование элементов одной культуры другой не может протекать как механический процесс и вовсе не является автоматическим следствием культурных контактов; даже когда процесс заимствования происходит, заимствуемый элемент культуры переосмысляется и приобретает в иной культуре иное значение, чем в исконно «своей».

 

Психологическая культурная антропология (Р.Бенедикт, М.Мид)

 

Рут Бенедикт дала новый метод исследования "at distance" (на расстоянии)

1920-ые "Культура и Личность", к 1961 стало переименовываться в психологическую культурную антропологию

Абрахам Кардинер: в зависимости от того, как ребенка воспитывали первые 5 лет, так и сложится его жизнь

" В каждой культуре есть определенные схемы воспитания детей"

От того, как пеленают и кормят ребенка зависит его характер. Ученые взялись за изучение детства. В каждой культуре формируется особый тип человека.

Концепция "Базовой личности" Рут Бенедикт. Базовая личность - шаблон человека каждой культуры.

Типы общества:

• Аполлонийский (общество равновесия, "золотая середина") Республика. Все в меру. Спокойствие. Англия - джентльмены. Считаются большинством

• Дионисийский - беспредельне. Нет меры ни в чем. Культура крайностей. Невозможна демократия, только авторитарная власть. Не считаются с большинством.

• Параноидальный - больное. Все подозревают всех. Россия 1937 года. Поощряются доносы. Черная магия. Жизнь по принципу: "горе соседа - радость для меня". Не существует долго. Глубокий кризис.

Все эти типы не встречаются в чистом виде! Только доминирующая черта

Культура и личность обращаются к психологии. Антропологов интересует восприятие и ответ человека. Считают, что все изменения в психике можно осуществить только до 5 лет.

Маргарет Мид

Предложила изучать старые документы так, будто они настоящие/современные, т.е. погрузиться в ту эпоху, когда было написано

Типы общества (40-ые гг)

• Пост-фигуративное: типичная, традиционная, патриархальная семья. Классика. Моногамия. В этой семье живут, как минимум, 3 поколения - бабушки/дедушки, мама\папа и дети. Ещё лучше, если 4. Сыновья приводят свою жену в свой дом (живут все вместе). Жена называет родителей мужа мамой и папой. Авторитетом являются старшие родители. Саму семью держит самый старый мужчина в семье. Дети продолжают эстафету родителей. Женщина - домохозяйка. Разводов нет. Родители решают, за кого выйти/на ком жениться, дают своё благословение.

• Конфигуративное: семья середины ХХ века до примерно 80-ых гг. Была доминирующей моделью. Только 2 поколения в доме: дети и родители. Дети стремятся уйти от родителей и жить самостоятельно. Если у молодых нет возможности заиметь свой дом, то переезжают в ту, которая больше квартиру. "Маменькин сынок". Сын ищет подобие мамы. Много разводов. Классическая семья (нет однополых браков). Авторитет родителей становится нулевым, авторитетом становится друг/подруга. Дети сами решают свою судьбу. Сами решают, на ком жениться и кем быть (профессия)

• Префигуративное (семья будущего): технические новшества улавливают дети, поэтому дети учат родителей (техника, поведение, одежда). Дают современные тренды. Дети хотят отделяться. Решают свою судьбу и становятся мобильными (переехать). Решительны. Недеятся на фартуну.

В 80-ых годах пошел разлад психологов и антропологов.

Культурный релятивизм

Культурный релятивизм - нельзя судить от других народах исходя из своей ценностной шкалы.

Культуры различны, но нельзя считать одну культуру лучше другой

3 аспекта культурного релятивизма:

• Методологический - способ познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа (описание жизнедеятельности индивидов в терминах их собственной культуры)

• Философский - признание множественности путей культурного развития (отрицание обязательных эволюционных стадий культурного роста и доминирование одного пути)

Практический - необходимость вовлечения в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохранении их культурной самобытности. Некоторые культуры надо оставлять в неприкосновенности.

 

Культура (по Боасу) - совокупность моделей поведения, принимаемых на себя человеком по мере взросления и исполнения разных культурных ролей. Культура развивается под влиянием внутренних импульсов. Внешние - вторичны.

Альфред Крёбе6р - теория культурного фокуса

В зависимости от адаптации, у каждой культуры развивается своя шкала ценностей

Крёбер: стиль поведения определяет ЭТОС

Бывает так, что совпадают внешние и внутренние импульсы. Это называется РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬМИНАЦИЯ). Кульминация по Крёберу может длиться сколько угодно. Это и есть ФОКУС

КУЛЬТУРНЫЙ ФОКУС - существенной черты культуры у определённых этносов (например, у европейцев — технологии, меланезийцев — социального престижа и др.).

Культурный релятивизм - признание равноправия разных культур, независимо от уровня развития, сложности и самобытности

Диахронный и синхронный анализ

Идеи:

• Несравнимость культурных типов разных народов

• Невозможность измерения культур единым масштабом

• Каждая культура - уникальная система ценностей, несопоставимых между собой

• Любая культура самобытна, т.к. там является особым способом приспособления к природным условиям

• Каждая культура рассматривается только в своих рамках, как закрытая система специфических форм существования

Антропологи будут изучать 2 направления: фундаментализм (прошлое=лучшее, борьба против инновации) и национальный экстримизм (своя культура = лучшая, образец подражания)

Теория М. Херсковица

• Культурно-исторический процесс - сумма равноправлено развивающихся культур

• Культура - созданная человеком среда обитания, способ жизни людей, способ поведения

• В культуре каждого народа есть "культурный фокус" - самая существенная черта этой культуры.

• Любая культура одновременно и стабильна и изменчива. Любое изменение возможно лишь при сохранении главных консервативных структур (ЭТОС). пример Япония

• Отсутсвие изменений - смерть культуры, но разруше6ние устойчивых структур в угоду быстрым изменениям означает дергадацию культуры, утрату ее самобытности

 

 

Специфика современного антропологического знания в США и странах Запада

 

Особенности специфики:

1. Потеря объекта изучения

2. Антропология занимает маргинальное положение. Междисциплинарные исследования.

Антропология контактирует с:

• журналистикой

• археологией

• биллитристикой (научно-популярное)

3. Знакомство населения с современнной антропологией

Институцианализация - информация представлена в институтах, исследовательских центрах, научных работах.

4. Поиски спонсора (грантовая система). Спонсоры заинтересованы в быстром возврате денег. (требования: тесная связь с производством). Сиюминутный интерес, наполнение кармана.

Постколониальная критика - единственное теоретическое направление. Главные вопросы:

• пересмотр роли колоний....

• проект деконструкции Запада на субъекта имперского дискурса

• отмена претензии Запада на универсальность (европоцентризм, теории, практика)

• разработка антиколониальных стратегий

• выработка нового мета-языка для постколониальных исследований. (мета-язык - единый язык для обозначений)

• пересмотр примордиалистского происхождения этноса/нации/расы. Европа и Америка отрицают, что это изначально данное

• Связь с обществом происходит через социальные проекты

3 варианта объяснения происхождения ЭТНОСА(расы):

• Примордиалистский (этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками)

• конструктивистский (политический вариант. этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит) )

• инструменталистский (социальная сфера. Раса музыкантов)

 

Специфика антропологического знания в России

 1. Нет определенного названия. У нас с середины 18 в. появилось географическое национальное общество (на Западе в сер. 19 в.)

Расширение государства шло на Восток. Изучаем - прибираем к рукам. Первооткрыватели - географы. Направление географии - этнография (описание народов) - до 1991 года. Записывалась сравнительная характеристика, описание быта.т

Переселение людей, чтобы ужиться с другими надо знать их культуру. Появляется этнография – описание народа до 1991 годаи сравнительная характеристика.После революции 1917 года поставили цель построить новое общество, нужен был коллективизм.При Сталине стали говорить о Советском народе. Дружба народов (всего их 215, 176 из которых есть в Астрахани)

Этнографом нельзя было писать о конфликтах. Два вызода: писать ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ и упоминать о межнациональных браках, или писать о ПРОШЛОМ           

В годы перестройки была провозглашена парадигма изучения САМОГО человека. Появляется физическая антропология (существует до сих пор)

Особенности ... :

• Нарративные источники

• Доминирует этнический фактор (идентификация по этническим факторам)

• нет определения с названием. Упор делается к этнологическим вариантам. Подход к пониманию этноса у нас другой

ЭТНИЧНОСТЬ = ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Культурная принадлежность может быть другая : Китаец в Америке - Американец.

ЭТНОС=НАРОД=НАЦИЯ

Юлий Бромлей: этнос это народ, который проживает на одной территории. У них общая культура и один язык, этническое самосознание и общая психология.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.