Витал вопрос о существовании антропологической науки.
• Историческая школа Ф.Боаса
Франц Боас - американский антрополог, создал направление под названием "Американская школа исторической этнологии" (школа Боаса)
Критиковал эволюционизм
Адаптация: климатическая и социальная (социализация)
Боас предлагал изучать культуру историческим методом.
Лесли Уайт - "культура это адаптивная система"
Культура (по Боасу) - совокупность моделей поведения, принимаемых на себя человеком по мере взросления и исполнения разных культурных ролей. Культура развивается под влиянием внутренних импульсов. Внешние - вторичны.
Боас говорил, что даже при всей видимой схожести - культуры разные. Климат не может быть идентичным, поэтому и адаптация разная. У каждой культуры своя картина мира.
Мы не вправе высказывать оценочные суждения о других народах
Антропология первая отказалась от аксиологической оценки
Культурный релятивизм - нельзя судить от других народах исходя из своей ценностной шкалы.
Культуры различны, но нельзя считать одну культуру лучше другой
Каждая культура уникальна, и этнология должна детально и всесторонне изучать конкретно каждый народ в отдельности, имея в виду его язык, культуру и антропологический тип. Взаимодействие культур разных народов и культурные заимствования возможны в определенных географических ареалах; в этих границах можно обнаружить конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов, родство и различие культур не зависят ни от географического местоположения, ни от природных условий. Более того, схожесть и различие культур на одном из этапов их развития вовсе не указывают на то, что та же культурная дистанция будет сохраняться и впоследствии.
Культуру следует рассматривать как целостность, как систему, состоящую из множества согласованных, внутренне связанных, как бы «притертых» друг к другу частей.
Заимствование элементов одной культуры другой не может протекать как механический процесс и вовсе не является автоматическим следствием культурных контактов; даже когда процесс заимствования происходит, заимствуемый элемент культуры переосмысляется и приобретает в иной культуре иное значение, чем в исконно «своей».
• Психологическая культурная антропология (Р.Бенедикт, М.Мид)
Рут Бенедикт дала новый метод исследования "at distance" (на расстоянии)
1920-ые "Культура и Личность", к 1961 стало переименовываться в психологическую культурную антропологию
Абрахам Кардинер: в зависимости от того, как ребенка воспитывали первые 5 лет, так и сложится его жизнь
" В каждой культуре есть определенные схемы воспитания детей"
От того, как пеленают и кормят ребенка зависит его характер. Ученые взялись за изучение детства. В каждой культуре формируется особый тип человека.
Концепция "Базовой личности" Рут Бенедикт. Базовая личность - шаблон человека каждой культуры.
Типы общества:
• Аполлонийский (общество равновесия, "золотая середина") Республика. Все в меру. Спокойствие. Англия - джентльмены. Считаются большинством
• Дионисийский - беспредельне. Нет меры ни в чем. Культура крайностей. Невозможна демократия, только авторитарная власть. Не считаются с большинством.
• Параноидальный - больное. Все подозревают всех. Россия 1937 года. Поощряются доносы. Черная магия. Жизнь по принципу: "горе соседа - радость для меня". Не существует долго. Глубокий кризис.
Все эти типы не встречаются в чистом виде! Только доминирующая черта
Культура и личность обращаются к психологии. Антропологов интересует восприятие и ответ человека. Считают, что все изменения в психике можно осуществить только до 5 лет.
Маргарет Мид
Предложила изучать старые документы так, будто они настоящие/современные, т.е. погрузиться в ту эпоху, когда было написано
Типы общества (40-ые гг)
• Пост-фигуративное: типичная, традиционная, патриархальная семья. Классика. Моногамия. В этой семье живут, как минимум, 3 поколения - бабушки/дедушки, мама\папа и дети. Ещё лучше, если 4. Сыновья приводят свою жену в свой дом (живут все вместе). Жена называет родителей мужа мамой и папой. Авторитетом являются старшие родители. Саму семью держит самый старый мужчина в семье. Дети продолжают эстафету родителей. Женщина - домохозяйка. Разводов нет. Родители решают, за кого выйти/на ком жениться, дают своё благословение.
• Конфигуративное: семья середины ХХ века до примерно 80-ых гг. Была доминирующей моделью. Только 2 поколения в доме: дети и родители. Дети стремятся уйти от родителей и жить самостоятельно. Если у молодых нет возможности заиметь свой дом, то переезжают в ту, которая больше квартиру. "Маменькин сынок". Сын ищет подобие мамы. Много разводов. Классическая семья (нет однополых браков). Авторитет родителей становится нулевым, авторитетом становится друг/подруга. Дети сами решают свою судьбу. Сами решают, на ком жениться и кем быть (профессия)
• Префигуративное (семья будущего): технические новшества улавливают дети, поэтому дети учат родителей (техника, поведение, одежда). Дают современные тренды. Дети хотят отделяться. Решают свою судьбу и становятся мобильными (переехать). Решительны. Недеятся на фартуну.
В 80-ых годах пошел разлад психологов и антропологов.
• Культурный релятивизм
Культурный релятивизм - нельзя судить от других народах исходя из своей ценностной шкалы.
Культуры различны, но нельзя считать одну культуру лучше другой
3 аспекта культурного релятивизма:
• Методологический - способ познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа (описание жизнедеятельности индивидов в терминах их собственной культуры)
• Философский - признание множественности путей культурного развития (отрицание обязательных эволюционных стадий культурного роста и доминирование одного пути)
Практический - необходимость вовлечения в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохранении их культурной самобытности. Некоторые культуры надо оставлять в неприкосновенности.
Культура (по Боасу) - совокупность моделей поведения, принимаемых на себя человеком по мере взросления и исполнения разных культурных ролей. Культура развивается под влиянием внутренних импульсов. Внешние - вторичны.
Альфред Крёбе6р - теория культурного фокуса
В зависимости от адаптации, у каждой культуры развивается своя шкала ценностей
Крёбер: стиль поведения определяет ЭТОС
Бывает так, что совпадают внешние и внутренние импульсы. Это называется РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬМИНАЦИЯ). Кульминация по Крёберу может длиться сколько угодно. Это и есть ФОКУС
КУЛЬТУРНЫЙ ФОКУС - существенной черты культуры у определённых этносов (например, у европейцев — технологии, меланезийцев — социального престижа и др.).
Культурный релятивизм - признание равноправия разных культур, независимо от уровня развития, сложности и самобытности
Диахронный и синхронный анализ
Идеи:
• Несравнимость культурных типов разных народов
• Невозможность измерения культур единым масштабом
• Каждая культура - уникальная система ценностей, несопоставимых между собой
• Любая культура самобытна, т.к. там является особым способом приспособления к природным условиям
• Каждая культура рассматривается только в своих рамках, как закрытая система специфических форм существования
Антропологи будут изучать 2 направления: фундаментализм (прошлое=лучшее, борьба против инновации) и национальный экстримизм (своя культура = лучшая, образец подражания)
Теория М. Херсковица
• Культурно-исторический процесс - сумма равноправлено развивающихся культур
• Культура - созданная человеком среда обитания, способ жизни людей, способ поведения
• В культуре каждого народа есть "культурный фокус" - самая существенная черта этой культуры.
• Любая культура одновременно и стабильна и изменчива. Любое изменение возможно лишь при сохранении главных консервативных структур (ЭТОС). пример Япония
• Отсутсвие изменений - смерть культуры, но разруше6ние устойчивых структур в угоду быстрым изменениям означает дергадацию культуры, утрату ее самобытности
• Специфика современного антропологического знания в США и странах Запада
Особенности специфики:
1. Потеря объекта изучения
2. Антропология занимает маргинальное положение. Междисциплинарные исследования.
Антропология контактирует с:
• журналистикой
• археологией
• биллитристикой (научно-популярное)
3. Знакомство населения с современнной антропологией
Институцианализация - информация представлена в институтах, исследовательских центрах, научных работах.
4. Поиски спонсора (грантовая система). Спонсоры заинтересованы в быстром возврате денег. (требования: тесная связь с производством). Сиюминутный интерес, наполнение кармана.
Постколониальная критика - единственное теоретическое направление. Главные вопросы:
• пересмотр роли колоний....
• проект деконструкции Запада на субъекта имперского дискурса
• отмена претензии Запада на универсальность (европоцентризм, теории, практика)
• разработка антиколониальных стратегий
• выработка нового мета-языка для постколониальных исследований. (мета-язык - единый язык для обозначений)
• пересмотр примордиалистского происхождения этноса/нации/расы. Европа и Америка отрицают, что это изначально данное
• Связь с обществом происходит через социальные проекты
3 варианта объяснения происхождения ЭТНОСА(расы):
• Примордиалистский (этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками)
• конструктивистский (политический вариант. этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит) )
• инструменталистский (социальная сфера. Раса музыкантов)
• Специфика антропологического знания в России
1. Нет определенного названия. У нас с середины 18 в. появилось географическое национальное общество (на Западе в сер. 19 в.)
Расширение государства шло на Восток. Изучаем - прибираем к рукам. Первооткрыватели - географы. Направление географии - этнография (описание народов) - до 1991 года. Записывалась сравнительная характеристика, описание быта.т
Переселение людей, чтобы ужиться с другими надо знать их культуру. Появляется этнография – описание народа до 1991 годаи сравнительная характеристика.После революции 1917 года поставили цель построить новое общество, нужен был коллективизм.При Сталине стали говорить о Советском народе. Дружба народов (всего их 215, 176 из которых есть в Астрахани)
Этнографом нельзя было писать о конфликтах. Два вызода: писать ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ и упоминать о межнациональных браках, или писать о ПРОШЛОМ
В годы перестройки была провозглашена парадигма изучения САМОГО человека. Появляется физическая антропология (существует до сих пор)
Особенности ... :
• Нарративные источники
• Доминирует этнический фактор (идентификация по этническим факторам)
• нет определения с названием. Упор делается к этнологическим вариантам. Подход к пониманию этноса у нас другой
ЭТНИЧНОСТЬ = ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Культурная принадлежность может быть другая : Китаец в Америке - Американец.
ЭТНОС=НАРОД=НАЦИЯ
Юлий Бромлей: этнос это народ, который проживает на одной территории. У них общая культура и один язык, этническое самосознание и общая психология.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.