Удовлетворение души = потребность вторичная
(связаны с удовлетворением души, они развивают наш вкус, взгляды, с потребностями делаем жизнь прекраснее. Чтобы их удовлетворить нужны институты. Не нужны для выживания – чувства, жалость.)
Система специальных учреждений – для удовлетворения вторичных потребностей
Система учреждений – институты (театры, хлебопекарни и т.д.) Для установления комфортного уровня жизни
Культура – система институтов
Малиновский сравнивал культуру с тортиком, каждый кусочек – институт.
Метод изучения культуры – холистический (целостный)
Институты остаются – смысл меняется
Каждый кусочек выполняет свою функцию.
Внутренние изменения в культуре: форма сохраняется – меняется смысл.
Съеденный кусочек меняет форму (деформация)
Тайлер – анимизм, Малиновский – магия.
Метод полевых исследований. Нужно жить год в культуре , которую вы изучаете и изучать нужно все(целостное представление исследований)
Структурализм (Леви-Стросс)
Главные идеи структурализма:
— культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);
— существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем;
— существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности;
— в процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы;
— функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами.
• Структурализм К.Леви-Строса
Леви Стросс - французский антрополог.
Изучал в основном мышление. Его догадка: мир вокруг нас - хаос. Человеческий разум всё вокруг себя упорядочивает, структурирует.
Мы изучаем свою раскладку (картину мира) /пример с дачей/
Емельянов: культура есть адаптивно-адаптирующая система
Леви Стросс: у каждого человека есть культурный код.
Культурный код (инстинкт самосохранения) умение решать жизненные задачи. Он заложен природой, но мы его не знаем.
Цель Леви Стросса - найти культурный код.
Концепция Леви Стросса - концепция бинарных оппозиций. Для решения ситуации человеческий мозг должен пройти этап логики. Логика - последовательная обработка данных с результатом. [1|0]
Появляется причинно-следственная связь.
3 варианта мышления:
Гумилев назвал Культурный Код - комплиментарностью
Леви Стросс считал, что найти Культурный Код легче у человека, связанного с природой. Поэтому изучал первобытные племена.
Леви Стросс: теория о холодных и горячих обществах.
• Холодные (консервативные - первобытка, Китай)
• Горячие (постоянное изменение, Европа)
• РОССИЯ по середине.
• Символические и когнитивные теории в антропологии
Когнитивная антропология
50-60 ые года (время появления ЭВМ)
Направление рука об руку с психологией
Метод полевого, включенного наблюдения
Культура - программа, которую создает человек, и программа учит человека всему - как себе вести, чему верить и т.д. Система знаний о том, как себя вести. Базируется на бинарных позициях (да/нет)
Программа одна общая, но т.к. люди разные - они её изменяют по-своему, но в рамках программы.
Когнитивных антропологов интересует ментальный образ культуры человека
Они смотрят, как в разных обществах они отличаются.
Выясняют методом опроса
Модели культуры:
• Общая (простая): одинаковые вопросы. То, что знает КАЖДЫЙ, но знания индивида превосходят, т.к. все знают больше, чем то, что ищут исследователи. Но то, что они ищут - ТОЧНО знают все.
• Сложная: сумма всех НОВЫХ ответов (без повторов). В совокупности народ что-то знает, но отдельный человек может чего-то не знать. Есть знания общества и знания индивидов, первые ВСЕГДА впереди.
Символическая антропология
Основатель - Клиффорд Гирц
«Cultural study» культурология на Западе. В Англии стали изучать новую интерпретацию культуры, стали рассматривать культуру как систему символов и их значений.
Классическая антропология - изучение дописьменных народов.
Символы сами по себе не нужны .Символическая антропология изучает действие символов в социальной жизни.
Новый метод К. Гирца – интерпретивный. Антрополог должен интрепретировать . Интерпретация символов и символических действий. Интерпретация – мое понимание. Дискурс – определенное высказывание по какой – то теме.
Юлия Кристьева вводит термины: Интерпретивность и интертекстуальность (находка в тексте, «диалог между текстами», цитирование, ссылки друг на друга).
Культура есть система символов и значений. Путем интерпретации мы ищем эти символы и их значение. Символы могут быть одинаковы, но могут по-разному трактоваться.
Культура – это паутинка символов и их значений, которую человек сам сплел и ею обмотался (сонники, птицы, зубы, верования, черный кот и т.д.).
Изучение – метод полевых исследований. Новый метод наблюдающее участие.
В 70 х годах появляется направление с зарождением постмодернизма.
Концепция постмодернизма говорит о том, что у нас нет нечего вечного, постоянного, все возможно.
Культуру можно понимать по-разному.
Постмодернисткая критика культуры. Ставит под сомнение наше понимание культуры.
Культура система культурных кодов
Посмодернисты сказали нет достоверных знаний все субьективно в гуманитарных науках .Антропологи не ученые, не настоящие знания , это художественная правда.
Метод эмпатии погружение в чужую культуру, при игнорировании своей, феномен бикультурности .
Дата: 2019-07-30, просмотров: 341.