Человек в процессе труда начинает задумываться о создании разумных вещей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Удовлетворение души = потребность вторичная
(связаны с удовлетворением души, они развивают наш вкус, взгляды, с потребностями делаем жизнь прекраснее. Чтобы их удовлетворить нужны институты. Не нужны для выживания – чувства, жалость.)

Система специальных учреждений – для удовлетворения вторичных потребностей

Система учреждений – институты (театры, хлебопекарни и т.д.) Для установления комфортного уровня жизни


Культура – система институтов

Малиновский сравнивал культуру с тортиком, каждый кусочек – институт.

Метод изучения культуры – холистический (целостный)

Институты остаются – смысл меняется

Каждый кусочек выполняет свою функцию.

Внутренние изменения в культуре: форма сохраняется – меняется смысл.

Съеденный кусочек меняет форму (деформация)

Тайлер – анимизм, Малиновский – магия.

Метод полевых исследований. Нужно жить год в культуре , которую вы изучаете и изучать нужно все(целостное представление исследований)

Структурализм (Леви-Стросс)

Главные идеи структурализма:

— культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);

— существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем;

— существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности;

— в процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы;

— функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами.

 

Структурализм К.Леви-Строса

 

Леви Стросс - французский антрополог.

Изучал в основном мышление. Его догадка: мир вокруг нас - хаос. Человеческий разум всё вокруг себя упорядочивает, структурирует.

Мы изучаем свою раскладку (картину мира) /пример с дачей/

Емельянов: культура есть адаптивно-адаптирующая система

Леви Стросс: у каждого человека есть культурный код.

Культурный код (инстинкт самосохранения) умение решать жизненные задачи. Он заложен природой, но мы его не знаем.

Цель Леви Стросса - найти культурный код.

Концепция Леви Стросса - концепция бинарных оппозиций. Для решения ситуации человеческий мозг должен пройти этап логики. Логика - последовательная обработка данных с результатом. [1|0]

Появляется причинно-следственная связь.

3 варианта мышления:

  1. Нелогический (мифологический: мужа убили - жена виновата. детство)
  2. Логика (допускается только 1 решение)
  3. Высокое мышление (абстрактное) /допускает множественность решений/

Гумилев назвал Культурный Код - комплиментарностью

Леви Стросс считал, что найти Культурный Код легче у человека, связанного с природой. Поэтому изучал первобытные племена.

Леви Стросс: теория о холодных и горячих обществах.

• Холодные (консервативные - первобытка, Китай)

• Горячие (постоянное изменение, Европа)

• РОССИЯ по середине.

Символические и когнитивные теории в антропологии

 

Когнитивная антропология

50-60 ые года (время появления ЭВМ)

Направление рука об руку с психологией

Метод полевого, включенного наблюдения

Культура - программа, которую создает человек, и программа учит человека всему - как себе вести, чему верить и т.д. Система знаний о том, как себя вести. Базируется на бинарных позициях (да/нет)

Программа одна общая, но т.к. люди разные - они её изменяют по-своему, но в рамках программы.

Когнитивных антропологов интересует ментальный образ культуры человека

Они смотрят, как в разных обществах они отличаются.

Выясняют методом опроса

Модели культуры:

• Общая (простая): одинаковые вопросы. То, что знает КАЖДЫЙ, но знания индивида превосходят, т.к. все знают больше, чем то, что ищут исследователи. Но то, что они ищут - ТОЧНО знают все.

• Сложная: сумма всех НОВЫХ ответов (без повторов). В совокупности народ что-то знает, но отдельный человек может чего-то не знать. Есть знания общества и знания индивидов, первые ВСЕГДА впереди.

Символическая антропология

Основатель - Клиффорд Гирц

«Cultural study» культурология на Западе. В Англии стали изучать новую интерпретацию культуры, стали рассматривать культуру как систему символов и их значений.

Классическая антропология - изучение дописьменных народов.

Символы сами по себе не нужны .Символическая антропология изучает действие символов в социальной жизни.

Новый метод К. Гирца – интерпретивный. Антрополог должен интрепретировать . Интерпретация символов и символических действий. Интерпретация – мое понимание. Дискурс – определенное высказывание по какой – то теме.

Юлия Кристьева вводит термины: Интерпретивность и интертекстуальность (находка в тексте, «диалог между текстами», цитирование, ссылки друг на друга).

Культура есть система символов и значений. Путем интерпретации мы ищем эти символы и их значение. Символы могут быть одинаковы, но могут по-разному трактоваться.

Культура – это паутинка символов и их значений, которую человек сам сплел и ею обмотался (сонники, птицы, зубы, верования, черный кот и т.д.).

Изучение – метод полевых исследований. Новый метод наблюдающее участие.

В 70 х годах появляется направление с зарождением постмодернизма.

Концепция постмодернизма говорит о том, что у нас нет нечего вечного, постоянного,  все возможно.

Культуру можно понимать по-разному.

Постмодернисткая критика культуры. Ставит под сомнение наше понимание культуры.

Культура система культурных кодов

Посмодернисты сказали нет достоверных знаний все субьективно в гуманитарных науках .Антропологи не ученые, не настоящие знания , это художественная правда.

Метод эмпатии погружение в чужую культуру, при игнорировании своей, феномен бикультурности .

Дата: 2019-07-30, просмотров: 309.