Возникла в США. Т.к. в США много культур, их нужно было изучить, чтобы в каждой культуре найти идею, которая будет помогать поддерживать единство во всей стране.
Культурно-антропологический подход опирается на желание открывать различные способы, которые люди используют для познания окружающего мира, ограничивать их действия и интерпретировать действия других.
А социально-антропологический подход направлен больше на понимание правил и закономерностей, которые управляют человеческим поведением в обществе, способов общения между людьми и организации деятельности.
Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей.
• Методология антропологических исследований
Методы антропологических исследований:
• Метод сравнительный/метод сопоставления
• Нарративные источники (от носителей культуры)
• Метод полевых исследований/метод Малиновского (жить в культуре не меньше года, наблюдение, узнать т.з. местного жителя, его видение мира)
• Метод описательный/метод внешнего наблюдения
• Метод включенного наблюдения (нужно быть участником культуры, напр: танцевать с ними)
• Метод эмпатии – метод вживания в чужую культуру (проявляется бикультурность – одновременное владение двумя культурами)
• Метод когнитивных исследований (когнитивный – познавательный, исследуется человеческое познание)
• Метод опроса
• Метод символический (изучает символы и знаки культуры) НЕ СЕМИОТИКА (Антропологов интересовали не сами знаки, а их влияние на повседневную жизнь, то как их используют)
§ Холистический метод - целостны подход к изучению объекта как неразрывного целого
• Основные этапы классического периода развития антропологии (эволюционизм, диффузионизм)
Эволюционизм
Течение эволюционизма культурной антропологии существовало в XIX - начала XX вв. Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев в разных странах; наиболее видными представителями этого направления стали: в Англии - Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер; в Германии - А. Бастиан, Т. Вайц, Г. Шурц; во Франции - Ш. Летурно; в США - Л. Морган.
Льюис Морган (1818-1881) считал, историю человечества можно разделить на три этапа: дикость, варварство и цивилизация.
Адольф Бастиан: 1. Человеческая психика на начальных этапах адаптации однакова для всех народов (это доказывается идеями, схемами для всех народов) 2. Заложен генетически потенциал к развитию. По мере развития человеческие группы начинают отличаться друг от друга (климат и прирродные условия), формируется своя картина мира и укореняется в менталитете. 3. Чем меньше контактирует со средой культура, тем больше неконтактна. Внешние контакты являются стимулом для развития.
Эдуард Тайлор отстаивал позиции 1. Между народами существуют различия не рассовые, а в уровне культуры 2. Преемственность существует как внутри культуры, так и между культурами 3. В основе всех культур развития лежит анимизм
Основные идеи эволюционизма состояли в следующем: -в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения; -в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений; -развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы зарождаются и формируются в ранних формах; при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире; -в соответствии с универсальными законами человеческих культур аналогичные стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты, и все народы, в конечном итоге, по единым законам развития должны прийти к высоте европейской культуры.
Эволюционизм
Вв.
Основатель – Эдвард Тайлор
1) Между народами существует различие не расовое, а только лишь по уровню развития народов (В России об этом говорил Миклуха Маклай)
2) В культуре и между культурами существует преемственность
Дата: 2019-07-30, просмотров: 271.