Социальная антропология (Малиновский)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная антропология (Малиновский)

Возникла в Великобритании и использовалась для власти над колониями, т.к. политика Великобритании в 19-20 вв. – «разделяй и влавствуй»

(Идея национального единства уже возникла в 15 веке, поэтому не было нужды изучать культурную антропологию)

 

Культурная антропология (Э. Тайлор)

Возникла в США. Т.к. в США много культур, их нужно было изучить, чтобы в каждой культуре найти идею, которая будет помогать поддерживать единство во всей стране.

 

Культурно-антропологический подход опирается на желание открывать различные способы, которые люди используют для познания окружающего мира, ограничивать их действия и интерпретировать действия других.

А социально-антропологический подход направлен больше на понимание правил и закономерностей, которые управляют человеческим поведением в обществе, способов общения между людьми и организации деятельности.

 

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей.

 

Методология антропологических исследований

Методы антропологических исследований:

• Метод сравнительный/метод сопоставления

• Нарративные источники (от носителей культуры)

• Метод полевых исследований/метод Малиновского (жить в культуре не меньше года, наблюдение, узнать т.з. местного жителя, его видение мира)

• Метод описательный/метод внешнего наблюдения

• Метод включенного наблюдения (нужно быть участником культуры, напр: танцевать с ними)

• Метод эмпатии – метод вживания в чужую культуру (проявляется бикультурность – одновременное владение двумя культурами)

• Метод когнитивных исследований (когнитивный – познавательный, исследуется человеческое познание)

• Метод опроса

• Метод символический (изучает символы и знаки культуры) НЕ СЕМИОТИКА (Антропологов интересовали не сами знаки, а их влияние на повседневную жизнь, то как их используют)

§ Холистический метод - целостны подход к изучению объекта как неразрывного целого

 

Основные этапы классического периода развития антропологии (эволюционизм, диффузионизм)

Эволюционизм

Течение эволюционизма культурной антропологии существовало в XIX - начала XX вв. Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев в разных странах; наиболее видными представителями этого направления стали: в Англии - Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер; в Германии - А. Бастиан, Т. Вайц, Г. Шурц; во Франции - Ш. Летурно; в США - Л. Морган.

Льюис Морган (1818-1881) считал, историю человечества можно разделить на три этапа: дикость, варварство и цивилизация.
Адольф Бастиан: 1. Человеческая психика на начальных этапах адаптации однакова для всех народов (это доказывается идеями, схемами для всех народов) 2. Заложен генетически потенциал к развитию. По мере развития человеческие группы начинают отличаться друг от друга (климат и прирродные условия), формируется своя картина мира и укореняется в менталитете. 3. Чем меньше контактирует со средой культура, тем больше неконтактна. Внешние контакты являются стимулом для развития.
Эдуард Тайлор отстаивал позиции 1. Между народами существуют различия не рассовые, а в уровне культуры 2. Преемственность существует как внутри культуры, так и между культурами 3. В основе всех культур развития лежит анимизм

Основные идеи эволюционизма состояли в следующем: -в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения; -в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений; -развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы зарождаются и формируются в ранних формах; при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире; -в соответствии с универсальными законами человеческих культур аналогичные стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты, и все народы, в конечном итоге, по единым законам развития должны прийти к высоте европейской культуры.



Эволюционизм

Вв.

Основатель – Эдвард Тайлор

1) Между народами существует различие не расовое, а только лишь по уровню развития народов (В России об этом говорил Миклуха Маклай)

2) В культуре и между культурами существует преемственность

Адольф Бастиан:

1.Человеческая психика на начальных этапах адаптации одинакова для всех народов (это доказывается идеями, схемами для всех народов). Вывод о единстве основы человеческой культуры и верования.

2.Заложен генетически потенциал к развитию. По мере развития, человеческие группы начинают отличаться друг от друга: обусловлено климатическими и территориальными условиями. Формируется своя картина мира, и укореняется в менталитете

3. Чем меньше контактирует культура со средой, тем более она становится неконтактной. контакты являются стимулом для развития.

Полная изоляция невозможна.

Эдвард Тайлор отстаивал считал, что:

1. Между народами существуют различия не расовые, а в уровне культуры

2. Преемственность существует как внутри культуры, так и между культурами

3. В основе всех культур развития лежит анимизм

Спенсер противоречил: концепция креационизма:

Бог населяет землю людьми, появляются полуцивилизационные люди, встречают дикарей (от обезьян), и некоторые полуцивилизационные люди стали деградировать, другие – эволюционировать.

Диффузионизм

80ые годы XIX века. Затрагивает Запад, развилось в Германии.

В Великобритании проявился как гипердиффузионизм

М. Херсковиц.

3 этапа:

• усвоение культурных норм, этикета традиций верований. Овладение этнокультурного опыта. Обеспечивает стабильность культуры.
впитывание всего (делаю, что хочу)

• возможность выбора. Альтернативные особенности в поведении и мышлении
разбираемся, "что надо" и "что не надо". Противимся тому, что нам нравится. анализируем, где и как правильно сказать. социализация

• (99% не доходит до этого этапа) ВНЕСЕНИЕ НОВОГО в культуру

 

 

Английская социальная антропология (структурализм, функционализм)

 

Функционализм

Начало ХХ в. Становление антропологии

3тий этап объединения культуры – антропологическая культура – вторая природа, созданная человеком.

Теория Малиновского – ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Каждый элемент культуры считается как образование, выполняющее определенную функцию, как необходимое звено целостной системы культуры.

Под функцией подразумевается удовлетворение потребностей человека

Любой элемент материальной культуры, любой обычай, любую идею можно поместить в к-л организационную систему человеческой деятельности.

Малиновский выступает за сохранение традиционного образа жизни представителей архаичных культур.



Структурализм (Леви-Стросс)

Главные идеи структурализма:

— культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);

— существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем;

— существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности;

— в процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы;

— функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами.

 

Структурализм К.Леви-Строса

 

Когнитивная антропология

50-60 ые года (время появления ЭВМ)

Направление рука об руку с психологией

Метод полевого, включенного наблюдения

Культура - программа, которую создает человек, и программа учит человека всему - как себе вести, чему верить и т.д. Система знаний о том, как себя вести. Базируется на бинарных позициях (да/нет)

Программа одна общая, но т.к. люди разные - они её изменяют по-своему, но в рамках программы.

Когнитивных антропологов интересует ментальный образ культуры человека

Они смотрят, как в разных обществах они отличаются.

Выясняют методом опроса

Модели культуры:

• Общая (простая): одинаковые вопросы. То, что знает КАЖДЫЙ, но знания индивида превосходят, т.к. все знают больше, чем то, что ищут исследователи. Но то, что они ищут - ТОЧНО знают все.

• Сложная: сумма всех НОВЫХ ответов (без повторов). В совокупности народ что-то знает, но отдельный человек может чего-то не знать. Есть знания общества и знания индивидов, первые ВСЕГДА впереди.

Символическая антропология

Основатель - Клиффорд Гирц

«Cultural study» культурология на Западе. В Англии стали изучать новую интерпретацию культуры, стали рассматривать культуру как систему символов и их значений.

Классическая антропология - изучение дописьменных народов.

Символы сами по себе не нужны .Символическая антропология изучает действие символов в социальной жизни.

Новый метод К. Гирца – интерпретивный. Антрополог должен интрепретировать . Интерпретация символов и символических действий. Интерпретация – мое понимание. Дискурс – определенное высказывание по какой – то теме.

Юлия Кристьева вводит термины: Интерпретивность и интертекстуальность (находка в тексте, «диалог между текстами», цитирование, ссылки друг на друга).

Культура есть система символов и значений. Путем интерпретации мы ищем эти символы и их значение. Символы могут быть одинаковы, но могут по-разному трактоваться.

Культура – это паутинка символов и их значений, которую человек сам сплел и ею обмотался (сонники, птицы, зубы, верования, черный кот и т.д.).

Изучение – метод полевых исследований. Новый метод наблюдающее участие.

В 70 х годах появляется направление с зарождением постмодернизма.

Концепция постмодернизма говорит о том, что у нас нет нечего вечного, постоянного,  все возможно.

Культуру можно понимать по-разному.

Постмодернисткая критика культуры. Ставит под сомнение наше понимание культуры.

Культура система культурных кодов

Посмодернисты сказали нет достоверных знаний все субьективно в гуманитарных науках .Антропологи не ученые, не настоящие знания , это художественная правда.

Метод эмпатии погружение в чужую культуру, при игнорировании своей, феномен бикультурности .

Маргарет Мид

Предложила изучать старые документы так, будто они настоящие/современные, т.е. погрузиться в ту эпоху, когда было написано

Типы общества (40-ые гг)

• Пост-фигуративное: типичная, традиционная, патриархальная семья. Классика. Моногамия. В этой семье живут, как минимум, 3 поколения - бабушки/дедушки, мама\папа и дети. Ещё лучше, если 4. Сыновья приводят свою жену в свой дом (живут все вместе). Жена называет родителей мужа мамой и папой. Авторитетом являются старшие родители. Саму семью держит самый старый мужчина в семье. Дети продолжают эстафету родителей. Женщина - домохозяйка. Разводов нет. Родители решают, за кого выйти/на ком жениться, дают своё благословение.

• Конфигуративное: семья середины ХХ века до примерно 80-ых гг. Была доминирующей моделью. Только 2 поколения в доме: дети и родители. Дети стремятся уйти от родителей и жить самостоятельно. Если у молодых нет возможности заиметь свой дом, то переезжают в ту, которая больше квартиру. "Маменькин сынок". Сын ищет подобие мамы. Много разводов. Классическая семья (нет однополых браков). Авторитет родителей становится нулевым, авторитетом становится друг/подруга. Дети сами решают свою судьбу. Сами решают, на ком жениться и кем быть (профессия)

• Префигуративное (семья будущего): технические новшества улавливают дети, поэтому дети учат родителей (техника, поведение, одежда). Дают современные тренды. Дети хотят отделяться. Решают свою судьбу и становятся мобильными (переехать). Решительны. Недеятся на фартуну.

В 80-ых годах пошел разлад психологов и антропологов.

Культурный релятивизм

Культурный релятивизм - нельзя судить от других народах исходя из своей ценностной шкалы.

Культуры различны, но нельзя считать одну культуру лучше другой

3 аспекта культурного релятивизма:

• Методологический - способ познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа (описание жизнедеятельности индивидов в терминах их собственной культуры)

• Философский - признание множественности путей культурного развития (отрицание обязательных эволюционных стадий культурного роста и доминирование одного пути)

Практический - необходимость вовлечения в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохранении их культурной самобытности. Некоторые культуры надо оставлять в неприкосновенности.

 

Культура (по Боасу) - совокупность моделей поведения, принимаемых на себя человеком по мере взросления и исполнения разных культурных ролей. Культура развивается под влиянием внутренних импульсов. Внешние - вторичны.

Альфред Крёбе6р - теория культурного фокуса

В зависимости от адаптации, у каждой культуры развивается своя шкала ценностей

Крёбер: стиль поведения определяет ЭТОС

Бывает так, что совпадают внешние и внутренние импульсы. Это называется РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬМИНАЦИЯ). Кульминация по Крёберу может длиться сколько угодно. Это и есть ФОКУС

КУЛЬТУРНЫЙ ФОКУС - существенной черты культуры у определённых этносов (например, у европейцев — технологии, меланезийцев — социального престижа и др.).

Культурный релятивизм - признание равноправия разных культур, независимо от уровня развития, сложности и самобытности

Диахронный и синхронный анализ

Идеи:

• Несравнимость культурных типов разных народов

• Невозможность измерения культур единым масштабом

• Каждая культура - уникальная система ценностей, несопоставимых между собой

• Любая культура самобытна, т.к. там является особым способом приспособления к природным условиям

• Каждая культура рассматривается только в своих рамках, как закрытая система специфических форм существования

Антропологи будут изучать 2 направления: фундаментализм (прошлое=лучшее, борьба против инновации) и национальный экстримизм (своя культура = лучшая, образец подражания)

Теория М. Херсковица

• Культурно-исторический процесс - сумма равноправлено развивающихся культур

• Культура - созданная человеком среда обитания, способ жизни людей, способ поведения

• В культуре каждого народа есть "культурный фокус" - самая существенная черта этой культуры.

• Любая культура одновременно и стабильна и изменчива. Любое изменение возможно лишь при сохранении главных консервативных структур (ЭТОС). пример Япония

• Отсутсвие изменений - смерть культуры, но разруше6ние устойчивых структур в угоду быстрым изменениям означает дергадацию культуры, утрату ее самобытности

 

 

Специфика современного антропологического знания в США и странах Запада

 

Особенности специфики:

1. Потеря объекта изучения

2. Антропология занимает маргинальное положение. Междисциплинарные исследования.

Антропология контактирует с:

• журналистикой

• археологией

• биллитристикой (научно-популярное)

3. Знакомство населения с современнной антропологией

Институцианализация - информация представлена в институтах, исследовательских центрах, научных работах.

4. Поиски спонсора (грантовая система). Спонсоры заинтересованы в быстром возврате денег. (требования: тесная связь с производством). Сиюминутный интерес, наполнение кармана.

Постколониальная критика - единственное теоретическое направление. Главные вопросы:

• пересмотр роли колоний....

• проект деконструкции Запада на субъекта имперского дискурса

• отмена претензии Запада на универсальность (европоцентризм, теории, практика)

• разработка антиколониальных стратегий

• выработка нового мета-языка для постколониальных исследований. (мета-язык - единый язык для обозначений)

• пересмотр примордиалистского происхождения этноса/нации/расы. Европа и Америка отрицают, что это изначально данное

• Связь с обществом происходит через социальные проекты

3 варианта объяснения происхождения ЭТНОСА(расы):

• Примордиалистский (этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками)

• конструктивистский (политический вариант. этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит) )

• инструменталистский (социальная сфера. Раса музыкантов)

 

Специфика антропологического знания в России

 1. Нет определенного названия. У нас с середины 18 в. появилось географическое национальное общество (на Западе в сер. 19 в.)

Расширение государства шло на Восток. Изучаем - прибираем к рукам. Первооткрыватели - географы. Направление географии - этнография (описание народов) - до 1991 года. Записывалась сравнительная характеристика, описание быта.т

Переселение людей, чтобы ужиться с другими надо знать их культуру. Появляется этнография – описание народа до 1991 годаи сравнительная характеристика.После революции 1917 года поставили цель построить новое общество, нужен был коллективизм.При Сталине стали говорить о Советском народе. Дружба народов (всего их 215, 176 из которых есть в Астрахани)

Этнографом нельзя было писать о конфликтах. Два вызода: писать ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ и упоминать о межнациональных браках, или писать о ПРОШЛОМ           

В годы перестройки была провозглашена парадигма изучения САМОГО человека. Появляется физическая антропология (существует до сих пор)

Особенности ... :

• Нарративные источники

• Доминирует этнический фактор (идентификация по этническим факторам)

• нет определения с названием. Упор делается к этнологическим вариантам. Подход к пониманию этноса у нас другой

ЭТНИЧНОСТЬ = ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Культурная принадлежность может быть другая : Китаец в Америке - Американец.

ЭТНОС=НАРОД=НАЦИЯ

Юлий Бромлей: этнос это народ, который проживает на одной территории. У них общая культура и один язык, этническое самосознание и общая психология.

Социальная антропология (Малиновский)

Возникла в Великобритании и использовалась для власти над колониями, т.к. политика Великобритании в 19-20 вв. – «разделяй и влавствуй»

(Идея национального единства уже возникла в 15 веке, поэтому не было нужды изучать культурную антропологию)

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 485.