10 сентября 1993 года Израиль и ООП обменялись письмами, в которых ООП признала право Израиля на существование, а Израиль признал ООП в качестве представителя палестинского народа.[84]
Перед подписанием соглашения в Осло возникла проблема, связанная с тем, что это соглашение было достигнуто до того, как Израиль признал ООП. В тексте соглашения фигурировало правительство Израиля, но не упоминалось ООП. Арафат настаивал на том, чтобы наименование «Организация освобождения Палестины» было внесено в текст документов, в противном случае он не сделает ни шагу. Более того, он подтвердил те статьи Палестинской национальной хартии, в которых отрицается право Израиля на существование.[85] После вмешательства американцев и усилий Переса израильтяне согласились внести изменения в документы; отныне соглашение было заключено между правительством Государства Израиль и Организацией освобождения Палестины.[86]
Итак, после 14 раундов изнурительных, трудных, напряженных встреч и переговоров по установленному при помощи норвежской стороны конфиденциальному палестино-израильскому каналу связи был подписан документ исторической важности – палестино-израильская Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению – DeclarationofPrinciplesonInterimSelf-GovernmentArrangements.[87]
Декларация принципов была подписана 13 сентября 1993 года в Белом доме в Вашингтоне на официальной церемонии в присутствии высокопоставленных официальных лиц – американцев, израильтян, палестинцев, норвежцев и русских. Б. Клинтон, У. Кристофер, Я. Арафат, И. Рабин, Й. Хольст, Б. Бутрос Гали наблюдали за тем, как Ш. Перес и Махмуд Аббас подписывают Декларацию. В ходе церемонии, председатель ООП Я. Арафат и премьер-министр Израиля И. Рабин впервые обменялись рукопожатиями.[88]
Декларация принципов открывалась заявлением обеих сторон, что «пришло время положить конец десятилетиям конфронтации и конфликта, признать взаимно законные и политические права друг друга, стремиться жить в условиях мирного решения и исторического примирения посредством согласованного политического процесса».[89]
Основные положения Декларации сводились к следующему. Целью палестино-израильских переговоров в рамках ближневосточного мирного процесса провозглашалось создание палестинского автономного органа власти, Совета избранного населением Западного берега реки Иордан и сектора Газы, на срок, не превышающий пяти лет, в качестве промежуточного шага на пути к окончательному урегулированию на базе резолюций Совета Безопасности ООН № 242 и 338.[90] Тематикой переговоров об окончательном статусе этих территорий явятся «Иерусалим, проблема беженцев, поселений, мер по обеспечению безопасности, границы, отношения и сотрудничество с другими соседями, а также другие проблемы, представляющие особый интерес».[91]
Передачу власти от оккупационных властей и гражданской израильской администрации «уполномоченным на то палестинцам» предлагалось начать с вступлением в силу Декларации принципов и договоренности по Газе и Иерихону, с выводом оттуда израильских войск, причем палестинцы возьмут на себя полномочия в области культуры и просвещения, здравоохранения и социальных дел, взимания налогов и туризма, начнется создание палестинской полиции.[92] На переходный период будет действовать Временное соглашение, которое определит структуру, численность палестинского Совета и порядок передачи ему соответствующих властных полномочий от оккупационных военных и гражданских израильских властей.[93] Не позднее третьего года переходного периода должны были начаться переговоры между израильским правительством и представителями палестинцев о постоянном статусе.[94]
Переговоры должны были завершиться в 1998 г, на который намечалось проведение палестино-израильских переговоров относительно окончательного статуса Иерусалима, о прохождение границ Палестинского государственного образования и Израиля, о судьбе еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.[95] В качестве принципа переговоров переходного периода закреплялось, что они не должны предопределять характер решений, которые будут приняты в отношении окончательного статуса.[96]
Декларация принципов делила ответственность за обеспечение безопасности между сторонами – палестинская полиция обеспечивала внутреннюю безопасность территорий, а за Израилем сохранялось обеспечение внешней безопасности и безопасности израильских поселений. Предусматривалось создание – на переходный период – смешанной палестино-израильской миссии связи, на которую возлагались вопросы, связанные с выполнением Декларации принципов. Вопросы, связанные с будущей судьбой депортированных и высланных палестинцев, предлагалось решать комиссии, в которой были представлены не только не только палестинская и израильская стороны, но также правительства Иордании и Египта. Было условлено, что израильские войска будут выведены из населенных пунктов оккупированных территорий. Предполагалось установление палестино-израильского сотрудничества по вопросу выполнения программ экономического развития.[97]
Декларация о принципах была высоко оценена секретарем Исполкома ООП Махмудом Аббасом. Он особо подчеркивал, что подписание Декларации о принципах «стало возможным не только в результате переговоров, которые проходили в Вашингтоне или Осло. Это соглашение надо рассматривать как итог длительной и кропотливой работы Палестинского движения сопротивления в военной, политической и информационно-пропагандисткой областях».[98] Однако, значительная часть палестинской общественности раскритиковали Арафата за подписание Декларации о принципах, пересмотр Палестинской национальной хартии, приостановку интифады. А. Рубби пишет, что «подобная «капитуляция», как говорили его критики, не могла быть оправдана малосущественными уступками. Среди его критиков, как и следовало ожидать, оказались интегралисты из ХАМАСа и проирански настроенные деятели из «Исламского джихада», оппозиционеры из ООП Хаббаш и Хаватмех, которые сразу же стали пророчить еще худшие беды. Менее предсказуемым и весьма болезненным стало проявление критических настроений среди таких видных и связанных с Арафатом людей, как Фарук Каддуми и поэт Махмуд Дарвиш, и некоторых крупнейших деятелей Мадридской конференции и вашингтонских переговоров, таких как Ханан Ашрави и Абдель Шафи. Вина за все возлагалась на авторитарное и персональное руководство Арафата и на отношения взаимного попустительства в руководящих органах ООП».[99]
Израильское руководство также придавало подписанию Декларации принципов огромное значение. В частности, Шимон Перес отмечал: «Мирное соглашение между нами и палестинцами – это не просто документ, подписанный политическими лидерами. Это – наше обязательство перед будущими поколениями, перед арабами и израильтянами, перед христианами, мусульманами и евреями… Мы договорились по одному из сложнейших вопросов за последние сто лет. Мы полны решимости превратить наше соглашение с палестинцами в постоянно и успешно действующий процесс».[100] В поддержку Рабина и Переса выступили президент израильского государства Эзер Вейцман, большинство общественного мнения, уставшего от жизни в обстановке войны и нескончаемых конфликтов, а также большинство, хотя и незначительное, кнессета.[101]
Однако стоит отметить, что стороны не обольщались фактом подписания Декларации принципов, хотя она была подписана также госсекретарем США У. Кристофером и министром иностранных дел Российской Федерации А. Козыревым, так как до окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта было еще очень далеко.
Генеральная Ассамблея ООН осенью 1993 года поддержала Декларацию принципов. Была принята резолюция «Ближневосточный мирный процесс», в которой приветствовалось развитие событий. 1 октября 1993 года в Вашингтоне была проведена международная конференция на уровне министров иностранных дел и финансов, на которой были в принципиальном плане согласованы подходы в вопросе об оказании международной донорской помощи формирующимся структурам палестинской национальной автономии. Было решено создать Временный координационный комитет в составе РФ и США как коспонсоров, а также ЕС, Японии, Норвегии, Израиля, Иордании, Египта, Саудовской Аравии и палестинцев.[102]Все это свидетельствует о том, что мировое сообщество положительно расценило факт подписания Декларации принципов.
Е. Д. Пырлин считает, что данный документ « можно расценить как прорыв в палестино-израильских отношениях, как в целом удавшуюся попытку создать новую атмосферу в этих отношениях - атмосферу взаимного доверия и обоюдных надежд».[103] Т. Носенко пишет, что «решающую роль в успехе контактов в Осло сыграл И. Рабин. Его несомненная заслуга состоит в том, что он нашел в себе силы поступиться определявшими все его прежнее мировоззрение принципами, перешагнуть через перенасыщенное кровью и насилие прошлое между двумя народами и ради стабильности и безопасности своей страны и всего региона протянуть руку заклятому в недавнем прошлом врагу – Я. Арафату».[104]
Декларация принципов призвана была стать первым шагом на пути к мирному решению палестинской проблемы – ключевого элемента ближневосточного урегулирования. В Декларации принципов израильтяне и палестинцы пошли на значительные уступки друг другу. Она создала первые органы практического взаимодействия арабов-палестинцев и израильтян. Достигнутое в Осло соглашение сделало возможным мирный процесс и создало основу для дальнейшего развития палестино-израильских отношений. Предусмотренное этим соглашением самоуправление и план вывода израильских войск с оккупированных территорий обеспечивали предпосылки для обретения палестинцами в будущем государственности. С точки зрения Арафата, самоуправление было жизненно необходимо для будущего Палестины как национального государства.[105]
Вместе с тем, особенностью палестино-израильского диалога стала идея отложенного статуса, которая сыграла неоднозначную роль в урегулировании. С одной стороны, установление сроков для окончательного решения проблемы (пять лет) давало перспективу переговорам. С другой стороны, главные противоречия между сторонами были сконцентрированы вокруг окончательного статуса, и отсутствие предварительных договоренностей о том, каким будет окончательный статус, углубляло недоверие между ними и неудовлетворенность достигнутыми результатами.[106]
Таким образом, главные вопросы конфликта были отложены, и возможность их компромиссного решения оставалась открытой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проблемы в отношениях между Израилем и палестинцами были в основном связаны с нежеланием двух народов признавать права друг друга. Отсюда и вытекали все основные противоречия: непризнание Израилем права палестинцев на свое государственное образование; израильские поселения на оккупированных территориях; статус Иерусалима; дислокация израильских войск территориях, принадлежащих палестинцам; вопрос о границах; меры безопасности для предотвращения гибели сотен людей с обеих сторон; нежелание израильского руководства признавать ООП как представителя всего палестинского народа; вопрос о беженцах. Плюс ко всему все эти противоречия подогревались радикально настроенными экстремистами как в среде палестинского, так и израильского общества. Однако в 1991 – 1993 годах некоторые проблемы в отношениях удалось решить. Так, в частности, состоялось обоюдное признание народами прав друг друга и осознание ими, что только мир может принести благополучие на их землю. Также израильское руководство признало ООП, была подписана Декларация принципов, в которой провозглашалось предоставление палестинцам национальной автономии в районе Сектора Газа и Западного берега реки Иордан. И все же многие проблемы остались нерешенными и до сих пор обостряют обстановку в регионе.
2. В результате исследования установлено, что для разрешения палестино-израильских противоречий в 1991 году в Мадриде была созвана международная конференция по Ближнему Востоку, активное участие в организации которой приняли США и СССР, взявшие на себя функции коспонсоров урегулирования конфликта на Ближнем Востоке в целом, и палестино-израильского конфликта в частности. Основным содержанием работы конференции стала выработка таких компромиссных формул, которые оправдывали бы для сторон начало переговоров. Отсюда и такая характеристика Мадридской конференции как «стартер» переговоров, позволявший «запустить» мирный процесс. Логичным продолжением Мадридской конференции стал целый ряд двухсторонних и многосторонних треков, которые, однако, очень скоро показали свою бесперспективность и необходимость проведения переговоров между палестинцами и Израилем по конфиденциальному каналу.
3. В июне 1992 года в Израиле были проведены выборы в кнессет, победу в которых одержала Партия труда, и правительство возглавил ее лидер Ицхак Рабин. Этот деятель резко изменил политический курс, которого придерживался его предшественник и предпринял ряд шагов, направленных на нормализацию отношений с ООП, а затем и признание этой организации как правомерного представителя палестинского народа. Без участия Рабина и Шимона Переса невозможно было бы подписание Декларации принципов. Его приход к власти можно считать принципиально новым этапом в развитии палестино-израильских отношений.
4. Осознав бесперспективность двухсторонних переговоров в Вашингтоне, и руководство Израиля и палестинцы при содействии ряда норвежских деятелей пошли на конфиденциальные переговоры в Осло. Впервые переговоры велись не с теми палестинскими лидерами, которые устраивали Израиль, а с теми, кто действительно разрабатывал и осуществлял стратегию палестинской борьбы против Израиля. В ходе этих переговоров «под ковром» израильтянам удалось отказаться от «политики с двойным дном» и сторонами была подготовлена так называемая Декларация принципов, имевшая огромное значение. В этом документе окончательно были признаны права палестинцев на собственное государственное образование, закреплялось признание ООП, и стороны обязывались жить в мире. Таким образом, несмотря на то, что многие ключевые вопросы не были затронуты в данном документе, а некоторые положения не были реализованы, все же Декларация принципов явилась качественно новым, прогрессивным шагом в развитии палестино-израильских отношений.
Приложение № 1
Палестинская национальная хартия от 1-17 июля 1968 г.
Статья 1. Палестина является родиной арабского народа Палестины и составной частью «великой арабской родины», а народ Палестины являетсячастью арабского народа.
Статья 2. Палестина в границах периода британского мандата является единой и неделимой территорией.
Статья 3. Арабский народ Палестины является законным хозяином своей родины и будет добиваться самоопределения после ее освобождения и только по своему собственному свободному выбору.
Статья 4. Самобытность арабского народа Палестины является основным и неизменным свойством, переходящим из поколения в поколение; сионистская оккупация рассеяла арабский народ Палестины, но, несмотря на постигшую его катастрофу, национальные особенности народа остались неизменными и не подлежат отрицанию.
Статья 5. Палестинцами считаются арабские граждане, постоянно проживавшие в Палестине до 1947 года и выехавшие оттуда либо оставшиеся на месте, а также родившиеся от отца-палестинца после этой даты в Палестине или за ее пределами.
Статья 6. Евреи, постоянно проживавшие в Палестине до сионистского вторжения, также считаются палестинцами.
Статья 7. Принадлежность к палестинскому народу, а также материальная, духовная и историческая связь с Палестиной являются установленным фактом. Палестинское образование и воспитание является арабским революционным воспитанием и направлено на формирование национального самосознания, усвоение глубоких знаний о духовной и материальной культуре своей родины, готовность вести вооруженную борьбу и всеми силами приближать освобождение и возвращение родины. Все это является нашим национальным долгом.
Статья 8. В настоящее время арабский народ Палестины находится в состоянии национальной борьбы за освобождение Палестины, поэтому разногласия между различными между различными силами, борющимися за освобождение Палестины, вторичны, и их следует прекратить ввиду коренного противоречия между сионизмом и империализмом, с одной стороны, и арабским народом Палестины – с другой. Эта цель объединяет всех палестинских арабов, проживающих как на оккупированной земле, так и в изгнании, организации и частные лица в единый национальный фронт борьбы за возвращение родины и ее освобождение в ходе вооруженной революции.
Статья 9. Вооруженная борьба является единственным способом освобождения Палестины и, следовательно, стратегией, а не тактикой. Народ Палестины подтверждает свое твердое намерение решительно и неуклонно продолжать вооруженную борьбу за освобождение своей родины Палестины, возвращение и восстановление своего естественного, права на нее, а также права на самоопределение и полный суверенитет над ней.
Статья 10. Освободительная борьба является смыслом войны арабского народа Палестины, и ее следует расширять, защищать и мобилизовать все силы палестинского народа, как народные массы, так и научный потенциал, и организовать их для участия в вооруженной палестинской революции. Следует добиваться объединения между различными организациями арабского народа Палестины и большинством арабского народа ( в арабских странах) в рамках национальной борьбы для расширения революции и доведения ее до победного конца.
Статья 11. Палестинцы выдвигают три лозунга: национальное единство, национальная мобилизация и национальное освобождение.
Статья 12. Арабский народ Палестины верит в единство арабского народа и считает своим долгом не отступать от него в своей национальной борьбе, одновременно сохраняя собственную самобытность, подчеркивая и укрепляя ее реальность, и срывать при этом все планы по ассимиляции и ослаблению своей национальной самобытности.
Статья 13. Арабское единство и освобождение Палестины – две взаимосвязанные цели. Арабское единство способствует освобождению Палестины, и освобождение Палестины способствует укреплению арабского единства, достижение этих целей осуществляется в неразрывном единстве.
Статья 14. Судьба арабского народа и все его существование связаны с судьбой арабского народа Палестины. Следовательно, арабский народ должен приложить все усилия для освобождения Палестины. Народ Палестины стоит на переднем крае борьбы за осуществление этой святой общенародной цели.
Статья 15. Освобождение Палестины является национальным долгом всего арабского народа. Перед ним стоит задача изгнать из своего отечества сионистских и империалистических захватчиков и полностью очистить Палестину от сионизма. Ответственность за осуществление этой задачи полностью ложится на арабский народ и его правительства, и в первую очередь на арабский народ Палестины. С этой целью арабский народ должен мобилизовать все свои возможности, как военные, так и личные, как материальные, так и духовные, чтобы принять всемерное участие в борьбе арабского народа Палестины за освобождение Палестины и, на данном этапе, в вооруженной палестинской революции; оказывать всяческую помощь и считать сионизм незаконным движением и полностью запретить его деятельность.
Статья 16. Освобождение Палестины, с духовной точки зрения, предоставит Святой Земле атмосферу безопасности и спокойствия, которое в свою очередь будет охранять религиозные святыни страны и гарантировать свободу вероисповедания и посещения всех их, без дискриминации и гонений, в независимости от цвета кожи, языка, или религии. Соответственно, народ Палестины обращается ко всем духовным силам в мире для поддержки.
Статья 17. Освобождение Палестины, с человеческой точки зрения, восстановит палестинцам их достоинство, гордость, и свободу. Соответственно арабский народ Палестины с нетерпением ждет поддержки всех тех, кто верит в права человека и его свободы.
Статья 18. Освобождение Палестины, с международной точки зрения, является действием вызванным необходимостью самообороны. Соответственно палестинский народ обращается к миролюбивым государствам для поддержки, чтобы восстановить законные права арабов в Палестине, восстановить мир и безопасность в стране, и позволить ее народу получить национальный суверенитет и свободу.
Статья 19. Раздел Палестины в 1947 г. и учреждение Государства Израиль полностью незаконны, потому что они противоречат желанию палестинского народа к естественному праву на родину, и принципам, воплощенным в Уставе Организации Объединенных Наций, особенно, что касается права на самоопределение.
Статья 20. Декларация Бальфура, Мандат на Палестину, и все, что было основано на них, считаются не имеющими законной силы. Требования исторических или религиозных связей евреев с Палестиной несовместимы с фактами истории и истинной концепцией того, что составляет государственность. Иудаизм, будучи религией, не является независимой национальностью. И при этом евреи не составляют единую нацию с собственной идентичностью; они - граждане государств, которым они принадлежат.
Статья 21. Арабский народ Палестины отклоняет все решения, которые являются заменой полному освобождению Палестины, и отклоняет все предложения, направленные на ликвидацию палестинской проблемы, или ее интернационализации.
Статья 22. Сионизм - политическое движение, органически связанное с международным империализмом и антагонистическое по отношению в мире. Израиль - инструмент движения Сиониста, и географическая основа для мирового империализма, помещенного стратегически посреди арабской родины, чтобы сражаться с надеждами на арабскую нацию за освобождение, единство, и продвижение. Израиль - постоянный источник угрозы миру на Ближнем Востоке и в целом мире. Так как освобождение Палестины разрушит присутствие Сиониста и империалиста и поспособствует становлению мира на Ближнем Востоке, палестинский народ ищет поддержку всех прогрессивных и мирных сил и убеждает их всех, независимо от их происхождения и верований, предложить палестинцам помощь и поддержку в их справедливой борьбе за освобождение их родины.
Статья 23. Необходимость безопасности и мира, правды и правосудия, требует, чтобы все государства считали Сионизм незаконным движением, объявили вне закона его существование, и запретили его, чтобы дружественные отношения среди народов могли быть сохранены.
Статья 24. Арабский народ Палестины верит в принципы справедливости, свободы, государственной независимости, самоопределения, человеческое достоинство и право народов на самооборону.
Статья 25. Для осуществления целей и задач народа Палестины создана Организация освобождения Палестины, несущая всю полноту долга по освобождению Палестины.
Статья 26. Организация освобождения Палестины объединяет все силы палестинской революции и несет ответственность в деле организации борьбы арабского народа Палестины за освобождение родины и возвращение, а также осуществление его законного права на самооборону. На Организацию освобождения Палестины возлагается ответственность в военной, государственной, финансовой областях, то есть во всем, что нужно для разрешения палестинской проблемы как на внутриарабском, так и на международном уровнях.
Статья 27. Организация освобождения Палестины сотрудничает по возможности со всеми арабскими государствами, сохраняет нейтралитет и невмешательство во внутренние дела государства, но действует в соответствии с нуждами освобождения родины и не вступает в сговор с внутренними врагами государства.
Статья 28. Арабский народ Палестины верен идеалам национальной революции и независимости и отвергает всяческие сговоры с врагом, оппортунизм и приспешничество.
Статья 29. Арабский народ Палестины обладает единственным и подлинным правом на освобождение Палестины и возвращение на родину, и он будет утверждать свое право перед лицом всех государств и организаций и добиваться всемерной помощи в разрешении палестинской проблемы и выполнении задач революции.
Статья 30. Бойцы и обладатели оружия в системе освободительного движения составляют ядро арабской армии и оборонную мощь арабского народа Палестины.
Статья31. У Организации освобождения Палестины будут флаг, присяга, гимн, которые будут приняты особым соглашением.
Статья 32. К Хартии будет прилагаться основной закон Организации освобождения Палестины, который утвердит, по мере необходимости, расширение организации, ее законы, учреждения, их деятельность и обязанности, возложенные на них в соответствии с данной Хартией.
Статья 33. Поправки, вносимые в Хартии, могут быть приняты только большинством в две трети голосов всех членов Национального совета ООП на специальном заседании, созванном для этой цели.
Приложение № 2
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.