Отрасль, в которой функционирует предприятие – торговля. Сейчас наблюдается положительная тенденция в торговле Украины, что говорит о внешнеторговых связях между странами. С каждым годом на рынке появляются разнообразные, новые виды товаров, работ и услуг. Существует рынок цветных металлов, автомобилей, табачных и ликероводочных изделий, рынок товаров народного потребления, ценных бумаг, рынок труда и т.д. Торговля занимает значительное место в экономической деятельности предприятий, так как постоянно происходит купля – продажа различных видов работ и услуг. В Украине существуют розничная и оптовая торговля. Происходит постоянный кругообмен товаров, работ и услуг. Отрицательным в данной отрасли является то, что иностранные производители вытесняют отечественных производителей. Это объясняется тем, что у нас низкое качество производства из-за отсутствия усовершенствованных технологий, нет необходимого оборудования и высококвалифицированных, обученных кадров.
Следовательно, наибольший удельный вес занимает сельское и лесное хозяйство (22,5%), потом промышленность (21,2%). Торговля занимает 6,5%. Наименьший удельный вес занимает финансирование, кредитование, страхование, жилищно-коммунальное хозяйство.
Приоритетной продукцией в данной отрасли являются:
· все виды и типы ламп: люминесцентные и энергосберегающие лампы, зеркальные, галогенные и металлогалогенные лампы, ДНаТ, ДРЛ, лампы накаливания;
· большой выбор светильников: промышленные, уличные и пылевлагозащищённые светильники, прожекторы, настенные, настольные и настенно-настольные светильники, точечные, ландшафтные, полугерметичные и светильники наружного освещения;
· широкий спектр низковольтного оборудования: автоматические выключатели, УЗО, предохранители, пакетные выключатели, посты кнопочные, дифференциальные автоматические выключатели, трансформаторы, концевые выключатели, пускатели;
· впечатляющий ассортимент электроустановочных изделий: выключатели и розетки, удлинители и сетевые фильтры, вилки и разъёмы, электропатроны, блоки (выключатель+розетка), коробки монтажные, клемники и блоки зажимов, тройники и многое другое;
· счетчики электроэнергии всех отечественных производителей.
· кабельно-проводниковая продукция: металлорукав, труба жёсткая ПВХ, гофротруба, кабель-каналы, кабель силовой и аксессуары к ним;
· электросиловое оборудование: рубильники перекидные, шкафы вводно-распределительные, этажные, освещения, ящики ЯТП, боксы и щитки, рубильники вырубные;
· обогреватели, масляные радиаторы и электропечи;
· вентиляторы;
· электромонтажные инструменты.
В данной отрасли участвует 10 предприятий.
Структура отраслевых издержек, %
Наибольший удельный вес в торговле занимают затраты на оплату труда (35%), наименьший удельный вес занимают затраты на амортизацию ОПФ (12%), следовательно данная отрасль трудоемкая.
Таблица 3.1. – Схема каналов распределения продукции
Канал сбыта | Степень использования | Преимущества | Недостатки |
Собственные каналы | да | Меньшая наценка, прямой контроль | нет |
Со склада производителя | Да (поиндивидуальным заказам и по договору) | Отдельные заказы | не многочисленные |
Через сеть торговых точек, магазинов | Да (сеть посредников и собственная продажа) | Товар распространяется по многим сетям. Большой обхват рынка | Нет |
Оптом | Да | Да | Нет |
В розницу | Да | Качественное обслуживание | Остатки готовой продукции |
Заказы по телефону | Да | Очень удобно | Нет личного контакта |
по почте | Нет | Нет | Нет |
через e-mail | Нет | Нет | Нет высоких технологий |
через Интернет | Нет | Нет | Нет высоких технологий |
Есть несколько методик оценки привлекательности отрасли:
– методика Харрисона
– методика Томпсона
– методика отечественных ученых
– методика Гарвардской школы
– методика Бостонской Консалтинговой Группы
Таблица 3.2 – Методика Харрисона
| Удельный вес | Рейтинг |
Влияние поставщиков | 0,1 | 3 |
Влияние потребителей | 0,1 | 5 |
Влияние товара-заменителя | 0,03 | 4 |
Тяжесть барьеров входа | 0,1 | 3 |
Уровень конкуренции | 0,15 | 5 |
Скорость нововведений | 0,03 | 4 |
Отношение финансовых организаций | 0,09 | 1 |
Темпы роста | 0,04 | 5 |
Доходность | 0,1 | 5 |
ВСЕГО: |
| 36 |
Таблица 3.3 – Методика Томпсона
| Удельный вес | Рейтинг | |
Размеры рынка | 0,15 | 4 | |
Прогнозируемый темп роста | 0,2 | 4 | |
Уровень конкуренции | 0,2 | 5 | |
Возможные угрозы и шансы | 0,15 | 2 | |
Влияние сезонного и циклического фактора | 0,05 | 5 | |
ВСЕГО: | 20 | ||
Таблица 3.4 – Методика анализа отрасли Оборской, Шерстневой
| Балл |
Прибыльность отрасли | 5 |
Значение продукции для отрасли | 5 |
Характер конструкции и число предприятий в отрасли | 5 |
Темпы роста/ снижения самой отрасли (барьеры, главные факторы технической, экономической и социальной фазы жизни товара) | 4 |
Мощности (нехватка/ излишек) | 4 |
Уровень технологий | 5 |
Конкурентоспособность технологии по отношению к мировой | 3 |
Требуемый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности товара | 5 |
Стандартность продукции (отсутствие дифференциации) | 5 |
Структура затрат на рабочую силу, материалы, сырье | 4 |
Организационно – управленческие особенности процветающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация) | 3 |
Каналы распределения | 5 |
Финансовые системы (особенности оборота, источники финансирования) | 2 |
Экологические ограничения | 1 |
ВСЕГО: | 56 |
По методике Харрисона –36 баллов по рейтингу, по методике Томпсона –20 баллов по рейтингу, по методике Оборской, Шерстневой – 56 баллов по рейтингу. Следовательно, отсюда можно сделать вывод, что методика Оборской, Шерстневой является наиболее эффективной в оценке привлекательности отрасли.
Дальнейшая перспектива разнообразить ассортимент, качество продаваемой продукции. Предприятие работает на внутреннем рынке – 35,5% (рынок Украины).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 173.