В современном мире место страны в мировом сообществе, конкурентоспособность ее экономики в немалой степени определяются уровнем развития новых сфер экономики, основанных на информационно-телекоммуникационных технологиях (далее – ИТТ). Страны, сумевшие овладеть плодами электронно-информационной революции, тем самым обеспечили себе доступ в новый технологический уклад, качественно новый уровень экономической эффективности, неуклонный рост уровня и качества жизни.
Тот же, кто не успел выйти на новый уровень развития, обречен на все нарастающее (и уже необратимое) отставание от лидеров мировой экономики, постепенную социальную, культурную, экологическую деградацию.
Оказавшиеся перед подобной дилеммой национальные экономики вынуждены решать задачу преодоления социально-экономического отставания. Они спешат пройти путь модернизации, то есть ускоренного усвоения базовых западных ценностей и технологий, создать современную эффективную экономику, и таким образом догнать лидеров экономического прогресса.
Каковы же шансы российской экономики овладеть достижениями информационного общества и догнать развитые страны? Россия – страна с переходной экономикой индустриального типа. Уровень развития нового технологического уклада (с точки зрения развития ИТТ) примерно соответствует уровню развивающихся стран.
По уровню использования ИТТ (в отсутствие соответствующей статистики) предприятия российской экономики можно было бы разделить на три группы. К первой группе относится основная масса российских предприятий традиционной экономики (промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и проч.), сложившейся до 90-х годов. Степень информатизации в этой группе наиболее низкая, хотя в последние годы довольно широко используются персональные компьютеры (как текстовые редакторы, вычислительные машины, прикладные программы бухгалтерского учета и отчетности, средства хранения информации и т.п.), электронная почта, факсовая связь. В этой группе несколько особняком стоят некоторые крупные нефтяные предприятия, работающие на внешнем рынке, имеющие или создающие свои корпоративные сети.
Вторую группу составляют предприятия традиционных секторов экономики, начавших развиваться в период рыночных преобразований. В основном это предприятия сферы услуг, в том числе финансовых. К ней относятся банки, финансовые компании, предприятия туристического бизнеса, современные крупные торговые предприятия и проч. Предприятия этой группы более продвинуты по уровню использования ИТТ. Зачастую сама специфика деятельности этих предприятий предполагает использование ИТТ в различных формах.
Наконец, третья группа, немногочисленная, но наиболее динамично развивающаяся, – это предприятия, относящиеся к постиндустриальному укладу, к так называемой «новой экономике». К этой группе относятся, в том числе, и предприятия-производители ИТТ. Наличие этой группы в технологически отсталой (в целом) российской экономике объясняется рядом особенностей, положительно отличающих Россию от развивающихся стран.
Россия до сих пор, несмотря на деградацию последних десяти лет, сохраняет систему высшего образования, сочетающую в себе качества, соответствующие требованиям постиндустриальной эпохи. Речь идет о том, что новая экономика, ориентированная на быструю смену номенклатуры продукции, на индивидуальный заказ, предъявляет повышенные требования к общеобразовательному уровню работника, к его способности переключаться на решение новых задач, легко осваиваться в быстро меняющейся информационной среде. Именно этим требованиям в лучших своих образцах отвечала российская система высшего образования (начавшая складываться еще в позапрошлом веке). Эта система ориентировалась на основательное изучение фундаментальных наук, широкую общетехническую и общенаучную подготовку технических кадров, что выгодно отличало ее от системы западной, со свойственным последней узким практицизмом. Российский инженер способен справляться с работой, весьма далекой от его исходной специальности, легко овладевает новыми знаниями. Именно этой спецификой российского образования объясняется появление в России в последние годы «армии» программистов, в которых переквалифицировались вчерашние математики, физики, инженеры. К сожалению, в настоящее время лучшие программистские кадры России востребованы не столько внутри страны, сколько за рубежом. Пример современной Индии, где производство программных продуктов на экспорт по заказам зарубежных клиентов приносит немалые экспортные доходы, не только воодушевляет, но и настораживает, поскольку индустрия программных продуктов в этой стране существует в виде анклава и не работает на модернизацию страны.
Следует также отметить, что номенклатура специальностей российских кадров в сфере ИТТ соответствует довольно низкому уровню освоения ИТТ, существующему на сегодняшний день в российской экономике: в России немало квалифицированных программистов, но почти нет специалистов по информационным системам.
Безусловно, преимуществом России является то, что она еще не утратила высокого уровня развития фундаментальных наук, на которых базируются информационные технологии. Притом, что процесс распада научных школ, этого чрезвычайно эффективного неформального института научной деятельности, который был выработан в России, продолжается из-за оттока научных кадров за рубеж.
Наконец, Россия по-прежнему конкурентоспособна на некоторых рынках информационных технологий (в основном, в области космической и военной техники). Однако неумение продвигать продукцию на рынки блокирует развитие этих отраслей, о чем косвенно свидетельствует то, что на долю российских предприятий аэрокосмической промышленности приходится только 2% доходов мирового космического рынка (на долю США – 50%, европейских производителей – 25%, Канады – 5%, Японии – 5%).
Главным препятствием для развития ИТТ в России является, на наш взгляд, общая неразвитость конкурентной среды в экономике, обуславливающая отсутствие у субъектов экономики стимула к инновациям, в том числе к всестороннему внедрению информационных технологий, революционизации форм и методов управления, выходу на качественно новый уровень эффективности. Сегодня предприятие может получить устраивающую его долю рынка, не прибегая к дорогостоящим инновациям.
Как свидетельствуют результаты конъюнктурных опросов, общий уровень конкуренции на российском рынке между отечественными производителями, оцененный по 5-балльной шкале, в 1995-2000гг. колеблется между 3 и 4 (3 – слабая конкуренция, 4 – умеренная). Высший уровень за этот период – 3,74 достигнут в первом полугодии 1997 года.
Конкуренции со стороны импортных товаров значительно слабее (менее 3-х баллов). Причем только 55% российских предприятий ощущают конкуренцию со стороны импортных товаров на своих рынках сбыта. Причем опросы показали, что вопреки распространенному мнению, уровень конкуренции с импортом после кризиса 1998 года снизился незначительно. Объяснение этим фактам кроется в том, что российский производитель защищен разницей в масштабах цен внутренних и внешних.
Эти выводы подтверждаются фактами. Так, в настоящее время наиболее продвинутыми с точки зрения информатизации считаются фирмы – операторы сотовой связи, некоторые нефтяные компании, крупные банки и биржи. Рынок сотовой связи – один из самых конкурентных рынков России. Нефтяные компании работают на внешних рынках в условиях жесткой конкуренции. Крупные банки и биржи интегрированы в систему международных финансов, что предполагает высокий уровень информатизации.
Из вышесказанного следует, что овладение российской экономикой информационными технологиями на уровне, обеспечивающем качественный подъем эффективности, возможно только при условии формирования полноценной конкурентной среды.
Таким образом, усилия государства по развитию новой экономики в России должны быть сосредоточены на трех направлениях:
- поддержка сфер образования и науки, обеспечивающих подготовку кадров для новой экономики;
- создание здоровой конкурентной среды в экономике, включающее постепенное включении механизмов внешней конкуренции путем постепенного выравнивания внутренних и внешних цен при одновременном изменении структуры внутренних цен;
- создание эффективных механизмов поддержки инноваций, в том числе смешанных, государственно-частных, образований, занятых продвижением инноваций на рынок.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 242.