Влияние знания и информации на развитие общества                                8
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.2. Роль государства в организации производства знаний                             11

1.3. Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России        15 

Глава 2. Проблемы развития новой экономики в России

2.1. Факторы, влияющие на конкурентные возможности в России                26   

2.2. Сетевые технологии – основа глобальной экономики завтрашнего дня 30  

2.3. Наднациональная природа электронной экономики и      

проблемы безопасности                                                                                       36  

Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста

3.1. Роль государства в формировании промышленной политики

 и правовых методов регулирования                                                                  38 

3.2. Принципы формирования промышленной политики:              

отечественная и мировая практика                                                                     45

3.3. Концептуальные ориентиры промышленной политики                     51  

Выводы                                                                                                                 61

 

Введение

Развитие современных знаний является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны.

В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики в Российской Федерации становится все более актуальной. Наша экономика пока недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых. В то же время на российских ученых, их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Государственная политика в области научно-технического прогресса должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая, в свою очередь, должна определять приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.

Задача экономического роста России требует определенного пересмотра роли научных достижений в так называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.

Значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора факторов – инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная база.

Особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.

Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.

Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, связь между расходами на НИОКР и ростом прибыли у крупнейших корпораций, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.

Создание эффективных механизмов коммерциализации знаний позволяет ускоренными темпами решать такие серьезные задачи, как поддержание темпов роста экономики и ее конкурентоспособности на мировых рынках, увеличение занятости населения, сохранение окружающей среды, качество здравоохранения и другие стратегические задачи.

Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.

Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.

Сегодняшняя структура отечественной промышленности выстраивается с учетом требований международного рынка и главным инструментом в при этом является получаемая прибыль. Положение выглядит следующим образом. В группу с высокой нормой прибыли (более 10%) вошли исключительно топлив­ные и сырьевые отрасли (нефтяная, газовая промышленность), а также черная и цветная метал­лургия.

Низкий уровень рентабельности в течение 2004 г. был характерен для отраслей перерабатывающей промышленности - машиностроения и пищевой промышленности. Норма прибыли по итогам девяти месяцев составила здесь, соответственно, 5,2% и 5,6%.

Наиболее тяжелое финансовое положение сложилось в лесобумажной, химической и нефтехимической промышленности, а также в электроэнергетике и легкой промышленности. Причем в последней зафиксирован убыток.

Убыточность в легкой промышленности - явление закономерное. Острая конку­ренция со стороны импорта ограничивала возможности отечественных производителей повышать цены на свою продукцию. В 2004 г. произошло существенное сокращение собственного оборотного капита­ла в промышленности.

Исходя из реалий, в России промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны.

Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.