Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России

Влияние знания и информации на развитие общества                                8

1.2. Роль государства в организации производства знаний                             11

1.3. Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России        15 

Глава 2. Проблемы развития новой экономики в России

2.1. Факторы, влияющие на конкурентные возможности в России                26   

2.2. Сетевые технологии – основа глобальной экономики завтрашнего дня 30  

2.3. Наднациональная природа электронной экономики и      

проблемы безопасности                                                                                       36  

Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста

3.1. Роль государства в формировании промышленной политики

 и правовых методов регулирования                                                                  38 

3.2. Принципы формирования промышленной политики:              

отечественная и мировая практика                                                                     45

3.3. Концептуальные ориентиры промышленной политики                     51  

Выводы                                                                                                                 61

 

Введение

Развитие современных знаний является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны.

В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики в Российской Федерации становится все более актуальной. Наша экономика пока недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых. В то же время на российских ученых, их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Государственная политика в области научно-технического прогресса должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая, в свою очередь, должна определять приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.

Задача экономического роста России требует определенного пересмотра роли научных достижений в так называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.

Значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора факторов – инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная база.

Особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.

Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.

Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, связь между расходами на НИОКР и ростом прибыли у крупнейших корпораций, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.

Создание эффективных механизмов коммерциализации знаний позволяет ускоренными темпами решать такие серьезные задачи, как поддержание темпов роста экономики и ее конкурентоспособности на мировых рынках, увеличение занятости населения, сохранение окружающей среды, качество здравоохранения и другие стратегические задачи.

Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.

Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.

Сегодняшняя структура отечественной промышленности выстраивается с учетом требований международного рынка и главным инструментом в при этом является получаемая прибыль. Положение выглядит следующим образом. В группу с высокой нормой прибыли (более 10%) вошли исключительно топлив­ные и сырьевые отрасли (нефтяная, газовая промышленность), а также черная и цветная метал­лургия.

Низкий уровень рентабельности в течение 2004 г. был характерен для отраслей перерабатывающей промышленности - машиностроения и пищевой промышленности. Норма прибыли по итогам девяти месяцев составила здесь, соответственно, 5,2% и 5,6%.

Наиболее тяжелое финансовое положение сложилось в лесобумажной, химической и нефтехимической промышленности, а также в электроэнергетике и легкой промышленности. Причем в последней зафиксирован убыток.

Убыточность в легкой промышленности - явление закономерное. Острая конку­ренция со стороны импорта ограничивала возможности отечественных производителей повышать цены на свою продукцию. В 2004 г. произошло существенное сокращение собственного оборотного капита­ла в промышленности.

Исходя из реалий, в России промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны.

Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России

Выводы

1. К настоящему времени инновационные процессы в фундаментальных и прикладных исследованиях стали определяющими для создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции, которой принадлежит будущее. Внедрение инноваций в передовых странах приобретает все большее значение для обеспечения устойчивого развития общества, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях.
Фирмы, специализирующиеся на создании и выпуске подобной продукции вышли на передовые позиции среди крупнейших мировых производителей по объему капитализации.

2. Несмотря на то, что основная роль в управлении инновационными процессами отводится государству, инвестиции частного капитала оказываются более эффективными, чем государственные, благодаря более тщательной предварительной проработке инновационных проектов из-за связанных с ними рисков и исключению возможного лоббизма.

3. Стало очевидным, что успешное внедрение инноваций возможно только при наличии в научной сфере четкого механизма менеджмента, обеспечивающего прохождение всего жизненного цикла инновации - от реализации идеи до сбыта готовой продукции. Опыт показал, что менеджмент в этой области должен осуществляться профессионалами, что позволит обеспечить оптимальное решение вопросов,    связанных   с   коммерциализацией    результатов фундаментальных исследований и перспективных научно-технических проектов.

4. Концентрация релевантных знаний и переход к управлению знаниями открывают новые высокоэффективные пути решения проблем, таких как практическая реализация модели «идея ... сбыт» и повышение достоверности прогнозирования при отборе, подготовке сценариев развития и корректировке национальных приоритетов, поскольку управление знаниями, помимо научно-технических аспектов, охватывает также экономические, юридические и социальные вопросы. По мнению ряда компетентных ученых, компании, формирующие свою деятельность и соответствующие бизнес-планы с использованием систем управления знаниями, станут лидерами на рынках XXI века. Анализ приоритетных направлений исследований наиболее развитых стран показывает, что глобальное влияние на формирование будущей картины мира окажет сетевая организация процесса получения новых знаний, обеспечивающая быстрое распространение информации о важнейших научных результатах и технологических разработках в области приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий.

5. Основным критерием оценки инновационных проектов и программ
развития являются их значимость (экономическая эффективность) с
учетом соответствия национальным приоритетам, а их отбор для
долевой государственной поддержки осуществляется в рамках
конкурса бизнес-планов. Механизмы стимулирования исследований в
разных компаниях значительно отличаются друг от друга, однако
общей характерной чертой является выбор оптимального для каждой
конкретной структуры сочетания прямой и косвенной поддержки.

6. За рубежом одним из наиболее важных инструментов реализации
политики государства в сфере науки является ее интеграция с системой
образования, а также с фирмами, обеспечивающими организацию
производства инновационной продукции и ее продвижение на мировые
рынки.

7. Отставание России составляет примерно 10-15 лет, в связи с чем
необходимо принятие неотложных мер, чтобы оно хотя бы не
увеличивалось.

 


[1] Е. Ясин, О. Яковлев Конкурентоспособность и модернизация российской экономики, Вопросы экономики №7, 2004, с. 6 

[2] Г. Фетисов Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление - Вопросы экономики, №1, 2005 с.49-61

 

[3] А. Некипелов О стратегических установках и экономической политике федеральных властей - РЭЖ, 2004, №5/6, с.10 -11

[4] http://www.opec.ru/news/ 11.04.2005

[5]В. Мау Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов. Вопросы экономики №2, 2003.

[6] Е. Гайдар Перспективы экономического развития России. Финансовые известия. 25 фев. 2003.

[7] С. Глазьев О стратегии развития российской экономики. март 2002. www.glazev.ru

[8] Опыт формирования и реализации современной промышленной политики в развитых странах. Институт мировой экономики и международных отношений РАН.

[9] См. напр. С. Сулакшин О задаче разработки промышленной политики в России. Россия в условиях трансформаций. М. 2002.

[10] М. Кирпичников Российская фундаментальная наука является не только национальным приоритетом, но и общемировой ценностью. http://www.opec.ru/ 24.05.2005

 

[11] В. Евтушенков Конкурентоспособность: восемь козырей России. Кластер – будущее страны. /Ведомости, 13 и 23 мая 2005 г.

[12] В. Евтушенков Конкурентоспособность: восемь козырей России. Кластер – будущее страны. /Ведомости, 13 и 23 мая 2005 г.

 
















СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России

Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.