Уровень развития ИТ в российском легпроме: оценка ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По оценкам исследователей, средний уровень развития информационных технологий на предприятиях легкой промышленности классификации CobiT соответствует второй модели зрелости («регулярной»). Это означает, что на предприятиях отечественного легпрома не развит механизм обмена знаниями между участниками ИТ-процессов; управление информационными технологиями преимущественно «завязано» на знаниях отдельных сотрудников компании; нет четко выработанной стратегии развития ИТ и т. д. На большинстве предприятий легкой промышленности бизнес предъявляет не слишком высокие требования к развитию информационных технологий.

На сегодняшний день лишь небольшая часть предприятий российской легкой промышленности способна и готова осуществлять (или осуществляет) комплексную автоматизацию своих бизнес-процессов при помощи ERP-систем. Эта малочисленность объясняется тем, что из-за сильной изношенности технологического оборудования главной целью большинства предприятий российского легпрома является техническое перевооружение производства, на которое, преимущественно, и тратятся имеющиеся в наличии финансовые средства.

Только у 1/5 части предприятий имеется документированная IT-стратегия и льшь у 1/10 предприятий легкой промышленности стратегия развития информационных технологий сформирована на три года и более. Наилучший уровень планирования развития IT отмечен на предприятиях по производству кожи и обуви, в компаниях, производящих швейные изделия, а также у производителей текстиля и тканей. Впрочем, что касается последних двух категорий, то именно здесь наиболее заметно прослеживается качественный разрыв между уровнем лидеров данных сегментов отрасли и остальными игроками. В среднем у 40% опрошенных предприятий полностью отсутствует планирование развития IT. В большинстве случаев (в различных сегментах отрасли — от 34% до 67%) руководители ИТ-подразделений привлекаются высшим руководством компаний в качестве экспертов для выработки рекомендаций и обоснования необходимых инвестиций в ИТ — иными словами, играют роль консультантов. В 7–14% случаев они участвуют в управлении предприятием. Весьма значительна также доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 22% до 54%, в зависимости от вида деятельности). Тем не менее, только на 7% предприятий статус IT-службы характеризуется ниже среднего.

Лишь единичные игроки отрасли продемонстрировали осознание необходимости инвестирования в IT. Следует заметить, что все эти респонденты являются представителями крупных рентабельных предприятий, использующих современное оборудование и имеющих оптимизированные технологические процессы. Представители именно этих компаний выказали понимание реальной экономической выгоды от внедрения ERP-системы на предприятии. В частности, в числе положительных результатов от внедрения корпоративной информационной системы (КИС) были отмечены экономия средств за счет повышения точности учета, снижение складских и транспортных расходов оптимизации загрузки оборудования, снижение потерь от хищения полуфабрикатов и готовой продукции и т. д.

Что касается вопроса управления IT-знаниями, то здесь ситуация складывается следующим образом. В среднем только на 8% предприятий отечественного легпрома процесс управления знаниями IT-службы находится на той или иной стадии формализации (разработка методологии, внедрение и развитие ИС). Таким образом, можно сделать вывод, что по совокупности факторов уровень организации работы ИТ-службы предприятий легкой промышленности можно охарактеризовать как не слишком высокий (наилучшие показатели демонстрируют предприятия по производству кожи и обуви, а также по производству текстиля).

Однако опыт лидеров отрасли свидетельствует о положительных тенденциях. Показатели их уровня развития соответствуют в среднем о третьей, «формализованной», модели зрелости по CobiT. Это означает, что на этих предприятиях четко налажен процесс обмена знаниями, намечены основные вехи внедрения информационных технологий на предприятии; ИТ-процессы стандартизованы и документированы, хотя и носят рекомендательный характер.

Стремление к конкурентоспособности на рынке заставляет отечественные предприятия легкой промышленности повышать требования к регулярности менеджмента, качеству информации и аналитики. Более того, в настоящее время без выхода на достойный уровень автоматизации ключевых бизнес-процессов предприятиям уже невозможно развиваться в соответствии с такими общеэкономическими тенденциями, как:

· формирование холдинговых структур — учетные и управленческие процедуры внутри холдингов унифицируются, что невозможно без внедрения комплексной информационной системы во всех звеньях;

· формирование глобальных цепочек поставок — создание глобальных спрос-ориентированных цепочек поставок на сегодняшний день является необходимым условием успешного функционирования на рынке. Формализация информационного обмена — как между подразделениями самой компании, так и с внешними поставщиками, организация единого источника информации посредством КИС является первым шагом к достижению данной цели;

· борьба за качество продукции —необходимость выхода на международные рынки и подтверждение качества продукции заказчиками вынуждает российские компании достаточно активно внедрять и сертифицировать международные системы качества;

· интеграция России в мировую экономику взаимоотношения с зарубежными партнерами, кредиторами, инвесторами подразумевают обмен финансовой информацией в общепринятом формате;

· повышение профессионального уровня менеджмента — современные менеджеры обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить и использовать возможности ИТ.

Исходя из этого, можно прогнозировать усиление внимания менеджмента предприятий к ИТ-стратегии и все большую ее ориентацию на бизнес-стратегию предприятия. В связи с существенным изменением профиля ИТ-служб и увеличением нагрузки на них можно прогнозировать существенное расширение их использования для содействия в формировании ИТ-стратегии и постановки современной, эффективной ИТ-службы внешних ИТ-консультантов.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 156.