Обслуживание пользователей пластиковых карт предполагает создание банком развитой инфраструктуры сети приема карточек к оплате.
Для обеспечения возможности получения наличных с использованием карточек оборудуются пункты выдачи наличных. Проведение работ по установке и подключению необходимого оборудования, обучение сотрудников учреждений банка порядку обслуживания держателей карточек, методологическое сопровождение, а также ремонт и замену оборудования обеспечивает Расчетный Центр Пластиковых Карт. Операции выдачи наличных денег в пунктах выдачи наличных производятся по карточкам банка, а также по карточкам других банков.
В пунктах выдачи наличных обслуживание держателей карточек производится согласно Руководству по выдаче наличных, выполнение требований которых является обязательным. Руководства утверждаются директором Расчетного Центра Пластиковых Карт и являются документом для служебного пользования. Руководство содержит виды принимаемых карточек, порядок проверки годности карточки, а также принадлежности ее клиенту, действия персонала пункта выдачи наличных при возникновении нештатных ситуаций, порядок проведения авторизации, образцы и порядок оформления отчетных документов по результатам операций с карточкой.
Обслуживание держателей карточек осуществляется с использованием:
- электронного терминала, который программно формирует карт - чеки по каждой операции и реестр (отчет) операций по итогам дня в виде электронного документа и его бумажных копий.
- специализированного автоматизированного рабочего места (аппаратно-программного комплекса), функции которого и документооборот по проведенным операциям аналогичны функциям и документообороту по операциям с использованием электронного терминала.
Кассир должен принять карточку у клиента, проверить ее по элементам защиты, получить разрешение на выдачу требующейся клиенту суммы в авторизационном центре, оформить карт-чек, сверить подпись клиента на карточке и выдать клиенту авторизованную сумму наличных.
Выдача наличных держателям карт является одной из сторон бизнеса пластиковых карт, которая связана с организацией и работой сети приема карточек к оплате. Работа с торговыми предприятиями является более сложным делом, чем выдача наличных. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.
Для обслуживания пользователей карточек в торговых предприятиях банк заключает с последними договора на прием карточек к оплате. Заключение договоров, оснащение торговых предприятий необходимым для приема карточек к оплате оборудованием, обучение сотрудников выполняет Расчетный Центр Пластиковых Карт. В отдельных случаях по письменному разрешению Расчетного Центра Пластиковых Карт эти функции могут выполнять учреждения банка, сотрудники которого прошли обучение в Расчетном Центре. Размер комиссионного вознаграждения по проводимым операциям и порядок его распределения между учреждениями банка и Расчетным Центром Пластиковых Карт определяется тарифами банка.
В договоре с предприятием торговли и сервиса предусматривает порядок приема карточек к оплате, размер комиссии, удерживаемой с торгового предприятия, права и обязанности сторон, ответственность сторон, условия передачи и использования необходимого для обслуживания пользователей карточек оборудования, порядок и сроки проведения расчетов, действия персонала торгового предприятия при возникновении нештатных ситуаций.
В торговом предприятии обслуживание держателей карточек осуществляется согласно Руководству по приему карточек к оплате, выполнение требований которых является обязательным. Руководства утверждаются директором Расчетного Центра Пластиковых Карт. Руководство должно содержать виды карточек, принимаемых к оплате, порядок проверки годности карточки, а также принадлежности ее клиенту, действия персонала торгового предприятия при возникновении нештатных ситуаций, порядок проведения авторизации, лимиты авторизации, образцы и порядок оформления отчетных документов по результатам операций с карточкой.
Обслуживание держателей карточек осуществляется с использованием:
- электронного терминала, который программно формирует карт - чеки по каждой операции и реестр (отчет) операций по итогам дня в виде электронного документа и его бумажной копии;
- специализированного автоматизированного рабочего места (аппаратно-программного комплекса), функции которого и документооборот по проведенным операциям аналогичны функциям и документообороту по операциям с использованием электронного терминала;
- без использования специального оборудования в случаях, оговоренных в Правилах систем и Договоре банка с ПТС, когда держатель карточки и сама карточка не представлены. В этом случае платежный документ оформляется кассиром вручную на основании заявления (поручения) держателя карточки и включается в общий отчет ПТС.
Технологически работа с предприятиями торгово-сервисной сети очень похожа на операции выдачи наличных. Действия кассира торгового предприятия при приеме платежной карточки для оплаты за покупку те же, что при операции выдачи наличных.
Для получения наличных по карточке клиент может использовать банкомат – электронно-программный технический комплекс, выполняющий без участия оператора операции по выдаче налично-денежных средств, а также другие операции (ведение баланса по счету клиента, получение информации и выписок по счету и всем операциям и т. д.). Банкоматы используются для предоставления банковских услуг пользователям карточек в режиме самообслуживания. При выполнении операции снятия наличных денег, запроса остатка счета, совершения безналичных перечислений со счета карточки пользователь карточки использует ПИН-код, который в данном случае заменяет подпись клиента. Для предоставления этой возможности клиенту в договоре на использование карточки в обязательном порядке должна присутствовать соответствующая запись.
Управление работой банкомата, прием и обработку информации по операциям с карточками, проведение расчетов по операциям в банкомате, а также анализ и разбор конфликтных ситуаций, инициированных пользователями карточек либо банками-эмитентами, возврат карточек, задержанных банкоматом, выполняет Расчетный Центр Пластиковых Карт. В случае если в учреждениях банка установлены аппаратно-программные комплексы, позволяющие управлять банкоматами, эти функции выполняет учреждение банка.
В случае отсутствия возможности использовать карточку для пользователей карточек предоставляется такая услуга, как, получение наличных со счета карточки без использования карточки. Данная операция выполняется только в учреждениях банка, в которых открыты счета пользователей карточек.
В этом случае кассовое обслуживание пользователя, оформление расчетных документов осуществляется в соответствии с порядком, установленным в банке с обязательным проведением авторизации запрашиваемой суммы согласно Руководств по проведению авторизации, выполнение требований которых является обязательным.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.