Кафедра Финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Деньги, кредит, банки
На тему: Операции с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
МИНСК 2009
РЕФЕРАТ
Объём – __ стр., 11 рисунков, 20 источников.
" Операции с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь "
Объектом исследования является рынок банковских пластиковых карточек Республики Беларусь, расчёты с использованием банковских пластиковых карточек, банковские карточные программы и.
Цель работы – анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь, анализ расчётов, схем платежей и их отражения в бухгалтерском учёте коммерческого банк, анализ перспектив развития расчётов и использованием банковских пластиковых карточек, выработка предложений по внедрению и оптимизации безналичных расчётов использованием банковских пластиковых карточек.
В процессе работы на основании нормативной базы, регламентирующей проведение операций с использованием банковских пластиковых карточек, опубликованных научных работ по данному направлению банковской деятельности, внутрибанковских нормативных документов ОАО "Беларусбанк", проведён анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь, анализ карточных продуктов банка (на примере ОАО "Беларусбанк").
В результате выполненного исследования выявлены причины, тормозящие развитие расчётов с использование банковских пластиковых карточек, предложены рекомендации по развитию карточной программы банка, выработаны основные направлениями развития карточного рынка Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов является важным направлением работы по сокращению налично-денежного оборота и издержек на его организацию, пополнению ресурсной базы банков, повышению прозрачности и полноты учета расчетных операций, повышению платежной культуры населения страны и его безопасности.
Вопросы развития системы безналичных расчетов постоянно находятся в центре внимания Правления Национального Банка. Наиболее развивающимся сегментом рынка безналичных расчетов по розничным платежам в Беларуси является направление, связанное с банковскими пластиковыми карточками и электронными деньгами.
В целях увеличения доли безналичных расчетов в розничном товарообороте необходимо решить задачи создания технической инфраструктуры применения банковских пластиковых карточек и доведение ее до нормативного уровня и рациональное и эффективное использование уже созданной сети платежных терминалов.
Хотя темпы создания сети платежных терминалов и опережают темпы эмиссии карточек, но они недостаточны. За предыдущий год число объектов торговли, принимающих к оплате банковские карточки, увеличилось на 49,2%, а количество платежных терминалов – на 55,4%. Однако, несмотря на положительную динамику развития инфраструктуры безналичных платежей, доля магазинов и объектов общественного питания, принимающих к оплате банковские пластиковые карточки в целом по республике составляет всего около 15,5%. Если говорить об удельном весе розничного товарооборота, полученного за счет оплаты товаров пластиковыми карточками, то на начало 2009 года он составил и вовсе 3,7%. [18]
В тоже время, следует отметить, что рынок традиционных карточных платежей является достаточно насыщенным, следовательно, для обеспечения его привлекательности необходимо предлагать новые сферы использования карточного продукта.
Актуальность вопроса разработки и внедрения новых карточных продуктов, обеспечение сбалансированности экономических интересов участников систем расчетов по розничным платежам обусловила выбор темы курсовой работы.
Эмиссия пластиковых карт
Эмиссия пластиковых карт – это деятельность банка по выпуску карточек в обращение. Эмиссия карточек является важным уровнем организации бизнеса пластиковых карт в коммерческом банке и требует профессионального подхода и высококвалифицированной работы специалистов. Деятельность банка по выпуску карточек в обращение можно подразделить на несколько этапов (рисунок 1):
1. Оформление договорных отношений с клиентами, открытие карт-счетов;
2. Изготовление пластиковых карточек, выдача клиенту, ведение пластиковых карточек;
3. Ведение операций по карт-счету;
4. Закрытие карт-счета, изъятие и уничтожение пластиковой карточки.
Первым этапом является проверка подаваемых заявлений на выпуск карточек и оформление договорных отношений с клиентами.
Основанием, регламентирующим взаимоотношения учреждений банка и клиента, является договор карт-счета. В договоре карт-счета должны найти отражение следующие условия: наименование учреждения банка и клиента, наименование платежной системы, вид карточки, порядок использования карточки, в том числе порядок предоставления овердрафта (если предусматривается), срок действия карточки (если устанавливается), условия проведения валютно-обменной операции, срок действия договора, порядок замены и изъятия карточки, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров, условия размещения и порядок списания сумм страхового депозита (если устанавливается), вознаграждения за операции с карточками, размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами, условия расторжения договора, основания расторжения договора ранее установленного срока, порядок возврата физическим лицам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока, другие условия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Договор карт-счета не является публичным. Учреждение банка имеет право отказать в заключении договора и выдаче карточки.
Рисунок 1 – Направления деятельности банков
По выпуску пластиковых карт
Физическим лицам, получающим пенсию на основании Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 «О пенсионном обеспечении», Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, оформляется договор карт-счета, в соответствии с которым на остаток по карт-счету начисляются проценты в размере ставки по вкладу «Пенсионный» и выдается карточка для использования только на территории Республики Беларусь (далее – пенсионная карточка). Обязательным условием выдачи пенсионной карточки является поступление на карт-счет суммы пенсии в безналичном порядке.
При выдаче международных карточек учреждение банка имеет право установить клиенту страховой депозит, размер которого определяется по усмотрению руководителя учреждения банка с учетом оценки платежеспособности клиента. Допускается открытие карт-счета без страхового депозита по решению руководителя учреждения банка (уполномоченного им лица).
При переводе работников предприятий и организаций на получение заработной платы с использованием карточек с этими предприятиями заключается договор на зачисление и выплату заработной платы с использованием банковских пластиковых карточек. Договоры карт-счета с работниками предприятия заключаются на общих основаниях.
После подписания обеими сторонами договора и оплаты клиентом стоимости предоставляемых услуг в соответствии с установленными вознаграждениями в учреждении банка открываются карт-счета клиентам для отражения операций, совершенных с помощью карточек.
После подписания обеими сторонами договора о выдаче карточки, банк открывает счет, на котором будут учитываться операции клиента с карточкой. Открытие счетов производится в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Порядок зачисления денежных средств на счета, а также списание их со счета по результатам операций с карточкой определяются действующим законодательством Республики Беларусь, договором с владельцем счета и тарифами Банка. Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка для последующего зачисления на счета карточек производится по приходным ордерам и приходным кассовым ордерам, а прием наличной иностранной валюты – по приходным валютным ордерам.
Для корпоративных карточек открываются счета:
- в свободно конвертируемой валюте (счет карточки открывается в центральном аппарате) - на основании решения Председателя Правления;
- в национальной денежной единице, если этот счет открывается в центральном аппарате для сотрудников центрального аппарата - на основании решения Председателя Правления;
- в национальной денежной единице, если этот счет открывается в центральном аппарате для сотрудников учреждений банка - на основании заявки руководителя учреждения в адрес Расчетного Центра Пластиковых Карт;
- в национальной денежной единице, если этот счет открывается в филиалах банка – на основании резолюции руководителя учреждения.
Для клиентов с устойчивым финансовым положением при подписании ими договора на использование дебетовой карточки допускается предоставление овердрафта по счету. Решение по предоставлению овердрафта по счету и определению размера овердрафта принимают:при открытии счетов юридическим лицам – Правление банка; при открытии счетов физическим лицам - лица, уполномоченные банком подписывать договора на предоставление банковских услуг с использованием пластиковых карточек банка.
При заключении договора с клиентом–физическим лицом на использование дебетных карточек с возможностью овердрафта, размер овердрафта не должен превышать сумму среднемесячного дохода клиента, зачисляемого на счет карточки. Изменение размера овердрафта оформляется дополнительным соглашением с Пользователем карточки.
Изготовление карточек, генерация ПИН-кодов, формирование конвертов с ПИН-кодами осуществляется в на основании заявки на выполнение работ по персонализации пластиковых карт, которую формирует специалист, ответственный за открытие счетов клиентов. После изготовления карточки передаются для выдачи клиентам соответствующему сотруднику.
Выдача карточки осуществляется на основании заявления клиента на получение карточки. Операция выдачи карточки подлежит дополнительному контролю. В подтверждение произведенной проверки лицом, уполномоченным подписывать договора на использование карточек, либо уполномоченным лицом визируется заявление на получение карточки.
Работник банка, ответственный за оформление договора с клиентом, при выдаче карточки:
- убеждается в личности клиента по паспорту или документу, его заменяющему, заполняет соответствующие реквизиты в заявлении на получение карточки;
- предлагает клиенту расписаться на заявлении и специальном бланке за получение карточки и конверта с ПИН-кодом (для карточки с магнитной полосой), удостоверяет подписи клиента своей подписью;
- выдает карточку и конверт с ПИН-кодом (для карточек с магнитной полосой);
- рекомендует клиенту изменить ПИН-код (для карточек с микропроцессором);
- предлагает клиенту расписаться на карточке (полоске для подписи).
Перевыпуск или замена карточек, продление срока их действия осуществляется только на основании заявления клиента и возврата карточки в банк согласно тарифам банка и может производиться в случаях: истечения срока действия карточки, выхода карточки из строя, при изменении паспортных данных клиента.
Рисунок 10 - Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 июля 2009 года
За первое полугодие 2009 года на территории Республики Беларусь осуществлено 192 184 053 операции с использованием банковских пластиковых карточек в белорусских рублях на сумму 19 271 591.33 млн. рублей. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых карточек составил 44.5%, а в суммарном выражении – 10.5%. Общее количество операций в иностранной валюте за первое полугодие 2009 года год составило 1 216 694 операции на сумму 260 507.86 тысяч долларов США. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием карточек в иностранной валюте составил 8%, а в суммарном выражении – 5%.
1 октября 2009 года в ОАО «Банковский процессинговый центр» персонализирована миллионная банковская пластиковая карточка «БелКарт» с магнитной полосой. Доли в общем объеме эмиссии распределились среди банков-эмитентов следующим образом: ОАО «БПС-Банк» – 40%, ОАО «АСБ Беларусбанк» – 32%, ОАО «Белагропромбанк» – 18%, ОАО «Белинвестбанк» – 9%, Национальный банк Республики Беларусь – менее 1%, ЗАО «Дельта Банк» – менее 1%, ОАО «Паритетбанк» – менее 1% (рисунок 11).
Рисунок 11 - Доли в общем объеме эмиссии среди банков-эмитентов
В настоящее время ОАО «Банковский процессинговый центр» ежедневно персонализирует более 10 тыс. карточек «БелКарт-М» для семи банков-эмитентов. Инфраструктура банков-участников системы «БелКарт» полностью адаптирована для приема к обслуживанию карточек «БелКарт-М». До конца текущего года планируется предоставить возможность совершения операций по карточкам «БелКарт-М» в сети ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белвнешэкономбанк».
Рассмотрим подробнее историю становления национальная межбанковская система «БелКарт».
В 1994 под эгидой Национального банка Республики Беларусь начата работа по созданию отечественной платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек. 26 сентября 1995 года проведена первая финансовая операция.
В 1997 Государственным патентным комитетом Республики Беларусь зарегистрирован товарный знак системы «БелКарт».
В 1998 по поручению правительства Республики Беларусь в г. Солигорск начаты работы по реализации пилот–проекта обслуживания граждан базового региона на основе карточек «БелКарт». Работы прводились на протяжении двух лет.
В 2001 выполнен комплекс работ по созданию базовой опорной сети банкоматов Национального банка Республики Беларусь, расчеты по межбанковским операциям с использованием карточек «БелКарт» переведены на клиринговую основу.
В 2002 начата промышленная эксплуатация технологии оплаты коммунальных и иных видов услуг с использованием карточек «БелКарт» в устройствах самообслуживания банка (банкоматы, терминалы самообслуживания).
В 2004 рядом банков–участников системы «БелКарт» совместно с ОАО «Банковский процессинговый центр» и РУП «Белорусский межбанковский расчетный центр» создано закрытое акционерное общество «Платежная система «БелКарт». Вновь созданному предприятию переданы функции по управлению системой «БелКарт» и обеспечению ее функционирования и развития, разработана технология перевода денежных средств со счета на счет в устройствах самообслуживания банка с использованием карточек «БелКарт».
В 2005 внедрена технология удаленного (без обращения в банк–эмитент) изменения параметров платежного приложения карточки «БелКарт» в устройствах самообслуживания, в том числе продление срока действия и разблокировка.
В 2006 Президентом Республики Беларусь дано поручение о переводе работников государственных предприятий и учреждений на выплату заработной платы с использованием карточек «БелКарт».
2007 год - Национальным банком Республики Беларусь утверждена Программа мер по развитию внутренней системы «БелКарт» до 2011 года. ЗАО «Платежная система «БелКарт» присоединено к ОАО «Банковский процессинговый центр». Реорганизация позволила осуществлять дальнейшее развитие системы «БелКарт» на единой платформе с международными платежными системами.
В 2008 начата промышленная эксплуатация технологии выпуска в обращение и приема к обслуживанию карточек с магнитной полосой «БелКарт–М», с 1 августа началась массовая эмиссия этих карточек.
В 2009 году разработан комплект организационно–методологических и технологических документов, регламентирующей различные аспекты выпуска в обращение, приема к обслуживанию и проведения расчетов по операциям с карточками «БелКарт–М». Реализована миграция зарплатного проекта Национального банка Республики Беларусь на карточки «БелКарт–М», завершены работы по переводу всей инфраструктуры банков–участников системы на прием карточек «БелКарт–М». [11]
С целью расширения инфраструктуры обслуживания карточек «БелКарт–М» начаты работы по подключению к головному процессинговому и клиринговому центру системы «БелКарт» банков, имеющих собственные процессинговые центры — ОАО «Белвнешэкономбанк» и «Приорбанк» ОАО. За первый год эксплуатации по технологии «БелКарт–М» банками выпущен первый миллион карточек.
По данным информационного агентства "Интерфакс-Запад" в главном управлении платежной системы Национального банка РБ, в соответствии с госпрограммой мер по развитию внутренней платежной системы "БелКарт" до 2011 года, банки до конца 2010 года должны обеспечить поэтапный переход на использование банковских пластиковых карточек системы "БелКарт" для выплаты зарплаты работникам бюджетных организаций, госпредприятий и акционерных обществ, в которых контрольный пакет принадлежит государству.
Выбор зарплатной технологии как приоритетного в Республике Беларусь направления развития системы расчетов с использованием карточек был обусловлен тем, что оборот денежных средств, связанный с выплатой заработной платы, является одним из самых крупных в экономическом обороте государства, а удаленный доступ к карт-счету, который обеспечивает банковская пластиковая карточка, позволил предоставить населению возможность выбора способа расходования заработной платы.
Внедрение зарплатной технологии создает для банков возможность дополнительного пополнения ресурсной базы за счет остатков неиспользованных держателями карточек средств. Реализация этой возможности в значительной мере зависит от процентной политики банка, то есть от размера его платы держателям карточек по остаткам средств на счетах.[8,9]
Уже многими банками проводится работа по выполнению мер госпрограммы по развитию внутренней платежной системы. Например, ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает предприятиям организовать выплату заработной платы с использованием пластиковых карточек Maestro, VISA Electron или БелКарт-М. При этом, карточка БелКарт-М выдается сотрудникам предприятий бесплатно, совместно с карточкой Maestro или VISA Electron.
Технология выпуска в обращение и обслуживания по карточкам «БелКарт-М» основывается на технологии работы аналогичных карточек МПС. Однако с целью повышения уровня безопасности для карточек «БелКарт-М» введены некоторые следующие ограничения в использовании. Во-первых, данная карточка может обрабатываться в точке платежа только электронным способом с применением терминала. Если какой-либо банк еще использует импринтеры, то в этих точках обслуживания карточки «БелКарт-М» приниматься не будут. Поэтому при персонализации карточки информация на ее поверхность наносится методом индент-печати, при котором печатаемые символы не выступают над поверхностью карточки. Текстовая информация на карточке, включая фамилию и имя держателя, печатается на русском или белорусском языке. Во-вторых, важным требованием является обязательный ввод ПИН‑кода для всех без исключения операций с применением карточки «БелКарт‑М». Только в отличие от карточек «БелКарт» с микропроцессором в данном случае ПИН-код ее держателем не выбирается, а назначается банком и выдается держателю в запечатанном конверте. Обязательный ввод ПИН-кода делает бесполезным воровство реквизитов карты, как нанесенных на поверхность пластика, так и записанных на магнитной полосе, поскольку, не зная ПИН-кода, воспользоваться такой карточкой невозможно [19, c. 278]
Практика их добровольно-принудительного распространения уже дала свои плоды - у граждан появилась привычка пользоваться этим платежным инструментом (за 2008 г. объем безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек достиг 47,6 %). Но при этом существуют факторы, внедрение пластиковых карточек психологическая неподготовленность потенциальных держателей карточек, нехватка точек обслуживания карточек, недостаточный уровень общей финансовой культуры, высокая стоимость проектов по пластиковым карточкам, недостаточный сервис, предлагаемый держателям карточек, ограниченная география применения карточек. [15]
В настоящее время программы поощрения потребителей - практически единственный маркетинговый инструмент, создающий ситуацию, когда каждая из сторон оказывается в выигрыше. С одной стороны, банк увеличивает количество клиентов (в том числе постоянных), а с другой - количество транзакций по своим карточкам, в то время как потребитель получает подарки за приверженность банку.
В развитых странах, где сформирована потребительская культура, многие банки и платежные системы активно используют в своей работе такие программы.Программы поощрения клиентов способствуют более частому использованию карточки банка для оплаты товаров и услуг, помогают установить обратную связь с клиентом, своевременно информировать о новых услугах и проектах. Как показывает мировой опыт, наибольшую эффективность демонстрируют две схемы лояльности.
1. Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долл., клиент получает обратно 1 цент.
2. Программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). При каждой транзакции клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок: билет на самолет, обед в ресторане, технику, поход в кино и так далее [17].
Белорусскими банками проделана определенная работа по стимулированию безналичных расчетов с использованием карточек (скидки, подарки, премии, призы). Однако этого все еще недостаточно. Держатель карточки идет за покупкой не в банк, а в магазин. Поэтому работу по стимулированию безналичных расчетов должны вести не только банки, но и торговля, причем торговля в большей степени. Предоставление специальных скидок и вознаграждений покупателям, оплачивающим товары с использованием банковских пластиковых карточек, должно осуществляться за счет средств ПТС либо путем внедрения совместных программ банков и ПТС, когда они выступают в качестве равноправных партнеров.
В этой ситуации у ПТС есть возможность использовать информационные мощности банка (информационные стенды отделений, экранные заставки инфокиосков, банкоматов), что исключено при самостоятельной программе ПТС.
К решению проблемы увеличения доли безналичных расчетов следует подходить комплексно, используя систему мер организационно-экономического и маркетингового характера. Локомотивом данного процесса могут и должны выступить банки как наиболее подготовленные субъекты рынка, накопившие за эти годы значительный опыт в этой области.
Необходимо наладить с предприятиями и организациями торговли системную работу, совместно разрабатывать и внедрять программы лояльности, включающие поощрительные меры для держателей карточек, активно пропагандировать передовой опыт, проводить совместные рекламные кампании и акции, помочь организовать компьютерный учет покупок в разрезе держателей карточек в каждом магазине.
Проведенный анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь показал, что:
1. Развитие платёжных карточных систем может иметь результат только в случае скоординированных действий банков и государства, основанных на принципах взаимного учёта интересов и приверженности выбранной концепции.
2. Предоставление лучших по качеству и более дешёвых услуг по банковским пластиковым карточкам, по сравнению с традиционными банковскими услугами, - основное направление деятельности банков в плане повышения прибыльности карточных программ.
3. Массовая эмиссия банковских пластиковых карт должна быть обеспечена соответствующими темпами развития сети приёма данных платежных карт в предприятиях торговли и сервиса, пунктах выдачи наличных и банкоматах. Согласно показателям, сложившимся в международной практике, средняя нагрузка на 1 банкомат должна составлять 2 600 карточек, на 1 платежный терминал – 160 карточек. По состоянию на 01.01.2009 г. в Республике Беларусь на 1 банкомат приходилось 2 462 карточки, на 1 платежный терминал – 480 карточек. Следовательно, для приближения степени развития инфраструктуры розничного банковского рынка к уровню, сложившемуся в международной практике, число ПТС, оснащенных платежными терминалами, с учетом сложившегося на 01.01.2009 г. объема эмиссии карточек должно быть увеличено, как минимум, в 3 раза.
4. Разработка новых: карточных продуктов, конкретных дополнительных программ, направленных на завоевание новых сегментов карточного рынка, на основе крупномасштабных маркетинговых исследований - единственный путь развития систем, направленный на получение максимальной прибыли.
5. Интеграция существующих в настоящее время платёжных систем Республики Беларусь с международными системами - одно из перспективных направлений развития платёжной системы страны.
На основе проведенного анализа надо отметить, что существует ряд проблем, обуславливающих состояние рынка платежных карт в Республике Беларусь. Для их решения необходимо активно развивать техническую инфраструктуру, увеличить спектр услуг для держателей банковских пластиковых карточек, также использовать наилучшие мировые достижения в этой области, сочетая их с отечественными разработками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа теоретического и фактического статистического материала, а также ситуации, сложившейся в стране в области развития платёжных систем на основе банковских пластиковых карточек можно сделать вывод, что платёжные системы на основе банковских пластиковых карточек - важный элемент безналичного оборота страны, который при разумном контроле со стороны Национального банка может сыграть стабилизирующую роль в экономике страны.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют следующие платёжные системы: международные - Europay International и Visa International; национальная - «БелКарт». Перспективным видится государственная поддержка системы «БелКарт» как более прогрессивной в технологическом плане и более развитой на данном этапе национальной платежной системы.
Программы внедрения банковских карт открывают для банков новый и перспективный способ привлечения средств частных лиц и субъектов хозяйствования. С другой стороны, банки получают возможность расширить свои кредитные операции, выдавая и обслуживая кредитные карточки.
Банковские платежные карты являются также эффективным инструментом денежно-кредитной политики государства, так как обеспечивают снижение наличной денежной массы в обращении, дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и экономическую стабильность государства в целом.
Основными операциями, совершаемыми с использованием банковских пластиковых карт являются получение наличных и оплата товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса. Помимо этого банковские пластиковые карты предоставляют клиентам большое количество сервисных услуг: перевод средств со счета на счет, внесение средств на депозит, выписки со счета, оперативную замену карточек, оплата коммунальных услуг.
Безналичные расчеты по пластиковым карточкам можно представить как результат взаимодействия нескольких сторон: банков – эмитента и эквайера, держателя карточки, торговой и любой другой организации, подписавшей договор на проведение операций по карточкам и процессингового центра.
Предпосылками роста внимания к карточкам являются выгоды, которые получают все участники расчетов с их использованием. Для владельца карточки – это возможность получить банковскую услугу или оплатить товар, независимо от времени работы банка и страны пребывания. Для предприятий торговли и сервиса – увеличение продаж и привлечение новых покупателей. Для банков – это возможность получения недорогих кредитных ресурсов, предоставление банковских услуг для новых социальных групп, сокращение объемов обрабатываемой наличности, улучшение имиджа банка.
Безналичные расчеты с помощью пластиковых карточек становятся все более популярными в Республике Беларусь. Население республики имеет возможность пользоваться услугами таких международных платежных систем как EUROPAY и VISA, а также республиканской межбанковской системы безналичных расчетов «БелКарт».
Рынок банковских платежных карточек можно характеризовать как развивающийся и относительно стабильный. Развивающийся – с точки зрения роста числа карточек и оборотов по ним, стабильный – с точки зрения постепенного изменения показателей и отсутствия существенных сбоев в работе.
В заключение следует отметить, что проект внедрения технологий с использованием банковских пластиковых карточек имеет долгосрочный характер, и основной эффект от его реализации будет получен не сразу. Поэтому банки не смотря на влияние ряда негативных факторов на процесс распространения банковских пластиковых карточек (экономические проблемы в республике, низкий уровень доходов населения и, как следствие, его низкая сберегательная способность, высокая стоимость оборудования по обслуживанию карточек и так далее) должны провести соответствующую работу в области увеличения эмиссии пластиковых карт, создания соответствующей инфраструктуры приема карточек к оплате, маркетинга карточных продуктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-3: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 окт. 2000г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 11.11.2002г., № 148 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006.
2. Банковские пластиковые карточки в Беларуси [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.rbcard.com/rbcard/bankcardsrb.htm. – Дата доступа: 05.03.2009.
3. БелКарт [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.belcard.by. – Дата доступа: 01.03.2009.
4. Бюллетень банковской статистики №1 (115) [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2009/bulletin2009_1.pdf. – Дата доступа: 05.03.2009.
5. Воронин, А.С. Пластиковые карты: учеб. / А.С. Воронин. – Москва: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2002. – 576 с.
6. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального банка от 30.04.2004 г. № 74 в редакции постановления Национального банка от 16.02.2007 г. № 51. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 16.03.2007 г. – № 8/16075.
7. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобрена указом Президента Республики Беларусь 28.05.2002 г. № 274 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 29.05.2002 г., № 1/3717.
8. Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, утверждена Постановлением Правления Национально банка 31.03.2006 г. № 44.
9. Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года, одобрена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.07.2004 г. № 120.
10. Отчет об итогах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Банковский процессинговый центр» в за первое полугодие 2009 года.
11. Положение о системе «БелКарт», утвержденное Наблюдательным советом ОАО «Банковский процессинговый центр» от 21.03.2008 г. № 2.
12. Банковские пластиковые карточки в Беларуси [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.rbcard.com/rbcard/bankcardsrb.htm. – Дата доступа: 05.03.2009.
13. Белорусские банки [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.belcard.by. – Дата доступа: 05.03.2009.
14. ОАО АСБ “Беларусбанк” [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.belarusbank.by. – Дата доступа: 05.10.2009
15. Боговик, А.А. О пластиковых карточках / А.А. Боговик // Народная газета. – 2008 – № 167. – С. 3.
16. Новик В., Серый Г. Пластиковые карточки - приоритетное направление: [ Опыт Беларусбанка] // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2000. № 43. С. 17-30.
17. Пищик, И.А. Карточный бизнес в Беларуси и перспективы формирования национальной платежной системы / И.А. Пищик // Банковский вестник. – 2008 – № 1. – С. 39–44.
18. Пищик И.А. Состояние и перспективы развития платёжной системы и безналичных расчётов// Банковский вестник. 2003. №11. - С 21-23
19. Говядинова, Н.Н. Автоматизированные системы безналичных расчетов: учеб. / Н.Н. Говядинова, Л.К. Голенда. – Минск: Изд-во БГЭУ, 2004. – 278 с.
20. Сведения об осуществлении банками Республики Беларусь операций с использованием банковских пластиковых карточек //Банковский вестник. 2008. №3. С. 19
Кафедра Финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Деньги, кредит, банки
Дата: 2019-07-30, просмотров: 249.