Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Долгое время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения иностранных инвестиций:
· отсутствовало научное обоснование экономической и социальной концепций развития страны;
· существовала правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
· земельное законодательство было неэффективным;
· уровень инфляции был очень высок, из-за нестабильности обменного курса рубля;
· рыночная инфраструктура имела низкий уровень развития;
· производственная и транспортная инфраструктуры были сильно изношены;
· таможенный режим не поддавался прогнозам;
· наблюдалось слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов в возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
· сильными сторонами оставались бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступала большинству стран мира.
Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата также служит применение национального режима к иностранным инвесторам.
Решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно идет преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.
В последнее время основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Для улучшения инвестиционного климата здесь необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно – консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, (КСИИ) в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
Представляет интерес, как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. Действующих в нашей стране иностранных инвесторов (154 оппонента) просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России. Результаты опроса проведенного КСИИ в 2007 г. представлены в диаграмме.
Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности. Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.
В России в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (рис.2).
Рис. 2. Структура накопленных в России иностранных инвестиций на конец 2007 г. (на конец 2006 г)
Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для "импорта" современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов. В нефтегазодобывающей промышленности России наибольшую активность проявляют: американские фирмы "Conoco", "Exxon", "Oxidental", "Petrohunt", "Bintone Oil&Gaz", французская фирма "Total", немецкая фирма "Deminex", канадская фирма "Canadian Frackmaster". Уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.
По данным Infogeo. ru [17] Российская сырьевая металлургия тоже сохраняет свою привлекательность в качестве стабильного источника доходов для долгосрочных инвестиций. Перспективность отрасли обеспечивается устойчивым спросом на металлы со стороны КНР, государств Азии, Южной Америки и стран с развивающейся экономикой. Усилился интерес инвесторов КНР и Кореи к участию в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на российской территории. Продолжается повышение экспорта черной металлургии и вместе с ним потребительского спроса, обусловленного ростом металлопотребляющих секторов и отраслей экономики - машиностроительного, строительного и оборонно-промышленного комплексов, что способствует увеличению объемов металлургического производства. Меры по улучшению финансирования и управления ГРР (геолого-разведочные работы) в среднесрочной перспективе оказывают позитивное влияние на возобновление минерально-сырьевой базы. В случае практического и устойчивого подтверждения государством новой политики недропользования, закрепленной в законодательстве, не исключается расширение участия иностранных компаний в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на территории РФ на основе двусторонних соглашений. Таким образом, привлекательность металлургического бизнеса в целом, и особенно сырьевого сектора, в ближайшие годы останется высокой.
В России не исключается активизация вхождения на рынок новых зарубежных игроков, особенно в случае отказа противоборствующих сторон от военных действий на Кавказе, урегулирования регионального военного конфликта, а также снижения политической напряженности в отношениях между США и РФ. Активизация военных действий может привести к росту заказов оборонного характера, в т. ч. директивных.
Rosleshoz. gov. ru [19] сообщает, что в российской лесной отрасли грядут серьезные преобразования. В частности, в ближайшее время российский лес пройдет сертификацию по международным стандартам. Кроме того, российские власти планируют создать надежную систему мониторинга с помощью спутниковой связи за происхождением и движением древесины, которая пресечет незаконную вырубку леса, и запустить крупные инвестиционные проекты по развитию современных отечественных производств и разработке новых технологий. Некоторые иностранные компании, такие как International Paper, Mondi, Stora Enso, Swedwood, UPM Kymmene, а также азиатские игроки, особенно китайcкие, в последнее время демонстрируют большую заинтересованность в инвестициях в новые производственные мощности. Минпромэнерго сообщает, что на сегодняшний день министерство уже утвердило семь приоритетных инвестиционных проектов в сфере лесопереработки с общим объемом инвестиций $1 млрд.
О динамике объемов инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, по видам деятельности свидетельствуют данные, приведенные в таблице № 4. Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации представлена в таблице № 5 (приложение № 1).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.