СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
1. Теоретические основы инвестирования. 6
1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. 10
2. Особенности инвестирования в российскую экономику. 31
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 31
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России. 36
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций. 44
3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области. 51
Заключение.. 56
Список литературы... 59
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 61
Введение
В середине 90-х годов для оживления экономики страны был необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в то время во многом препятствовало отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не могла быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования.
На данном этапе российская экономика действительно нуждалась в притоке иностранного капитала. Это было вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике. Развитие общего экономического кризиса сопровождалось спадом производства из-за большого износа, установленного на предприятиях оборудования, и рядом других существенных причин. Отсутствие рыночной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз, превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делали отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Но, не смотря на успехи в экономике и ее привлекательность, иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывали свои капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым комплексом проблем:
· нестабильность экономической и политической ситуаций;
· несовершенное и противоречивое законодательство;
· неясность в определении прав собственности;
· отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
· неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
· непредсказуемость изменений в налоговой системе.
В связи с продолжающейся нестабильностью в Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Данная задача разрешима. Но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране.
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие. Усиливаются конкурентные позиции страны на мировых рынках. Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Это позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности хозяйственных региональных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
· рассмотреть необходимость иностранных инвестиций для развития экономики в России;
· исследовать особенности инвестиционного климата в России;
· провести анализ сфер применения иностранных инвестиций на современном этапе на примере Нижегородской области.
Понятие инвестиций.
Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, и другие интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательства в целях получения прибыли или иного полезного эффекта.
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие "капитальные вложения", под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Это осуществление политики расширенного воспроизводства; ускорение научно-технического прогресса; структурная перестройка общественного производства и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства и др. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.
В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.
В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций: [5 с.8]
1. Регулирующая - распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
2. Распределительная - непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. Эта функция инвестирования, в сущности, осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности.
3. Стимулирующая - обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики. Здесь инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники.
4. Индикативная - позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Согласно действующему законодательству [13] инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);
· заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
· привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан или юридических лиц);
· денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
· инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
· иностранных инвестиций.
Сегодня для развития российской экономики очевидна актуальность привлечения иностранных инвестиций. Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для иностранных инвесторов.
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования [8 c.6]:
Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).
Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. По состоянию сентябрь 2008 г. доля прямых инвестиций в экономику России составила 46,9%, что на 2,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. [15]
Портфельные инвестиции составляют основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений). Доля портфельных инвестиций в экономику России по состоянию на сентябрь 2008 г. составила 2,4% (2,1%). [15]
По данным организаций, представивших статистическую отчетность с января по сентябрь 2008 года, наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр) - 50,7%. В экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе - сентябре 2007 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе - сентябре 2008г.48,1 млрд. долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.
Основные страны-инвесторы в 2008г. - Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за последний период представлен в таблице № 1. [15]
Таблица № 1.
| Накоплено на конец сентября 2008г. | В том числе | Справочно поступило в январе-сентябре 2008г. | |||
всего | в% к итогу | прямые | порт- фельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 251279 | 100 | 117883 | 6094 | 127302 | 75792 |
по основным странам-инвесторам: | 216422 | 86,1 | 100850 | 5633 | 109939 | 62716 |
в том числе: Кипр | 54528 | 21,7 | 38561 | 1892 | 14075 | 15304 |
Нидерланды | 45152 | 18,0 | 38773 | 33 | 6346 | 8911 |
Люксембург | 34210 | 13,6 | 1221 | 281 | 32708 | 6267 |
Великобритания | 31356 | 12,5 | 4460 | 2358 | 24538 | 12550 |
Германия | 14881 | 5,9 | 5512 | 24 | 9345 | 6528 |
Франция | 8515 | 3,4 | 1950 | 2 | 6563 | 5079 |
Виргинские острова (Брит) | 7470 | 2,9 | 5111 | 192 | 2167 | 2643 |
Поступление иностранных инвестиций по типам, по отдельным странам-инвесторам представлены в таблицах № 1 и № 2. Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, представлен в таблице № 3 (приложение № 1). [15]
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
Заключение
В современном мире идет острая конкурентная борьба за иностранные инвестиции, особенно прямые, между развитыми странами и странами с переходной экономикой. И как показывает практика, Россия пока проигрывает в этой борьбе. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а, следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.
Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.
России следует активизировать контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, "умерить гордыню", демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие, такая программа должна информировать о реальности, а не пытаться исказить ее. Западный бизнес привык к использованию маркетинговых приемов, поэтому он воспринимает подобные программы как знак того, что страна действительно хочет сотрудничать в бизнесе. Первоочередной целью программы должна быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского общества, стратегии развития России и широкой поддержки этой стратегии в обществе. Россия должна показать, что она понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет любую смену лидера или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям страны. Должны быть сформулированы конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как во времена советских пятилеток. Россия должна демонстрировать прогресс в реформировании ключевых институтов и элементов инфраструктуры - законодательной и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.
Роль власти имеет в данном вопросе ключевое значение. Россия должна продемонстрировать, что властные институты функционируют и все подвластны закону.
Эти шаги, безусловно, заложат основы для коммуникаций следующего уровня - более позитивного позиционирования новой деловой России и всех субъектов Российской Федерации.
Список литературы
12. Балацкий Е.В., Павлюченко Р.В. "Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования". // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2002. - № 1.
13. Беляева И.Ю., Беляев Ю.К. "Российский рынок слияний (поглощений): эволюция и перспективы развития". // Финансы и кредит. – М., 2005. - № 26.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 26.01. 1996
15. № 14-ФЗ Глава 53, 54, 55.
16. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны. – М., 2006.
17. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2004 Глава 9.
18. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под. ред. Сидоровича А.В. – М.: Издательство "Дело и сервис", 2001.
19. Нешитой А.С. Инвестиции.5-е изд., перераб. и доп. – М.: "Дашков и К", 2007.
20. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: "КноРус", 2004.
21. Российский статический ежегодник 2007. Стат. сб. / Россстат. – М., 2007.
22. Рынок ценных бумаг. "Черный вход на фондовый рынок" – М., 2007. - № 12.
23. Совместное предпринимательство. Учебное пособие. / Под. ред. Семеко Г.В. – М.: "ИКД "Зерцало-М", 2004.
24. Фархутдинов И.З. "Стабилизационная оговорка – важная гарантия иностранных инвестиций". // Законодательство и экономика. – М., 2003 - № 5.
25. Федеральный закон № 39-ФЗ. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02. 1999.
26. Федеральный закон № 160-ФЗ. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07. 1999.
27. www. gck. ru – Федеральная служба государственной статистики.
28. www. government. nnov. ru – Официальный сайт Правительства Нижегородской области.
29. www. infogeo. ru – Металл. Рынки, цены, тенденции, аналитика 21.08.08.
30. www. rbcdaily. ru – Сделки по слияниям и поглощениям в России.
31. www. rosleshoz. ru – Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства 12.03.08.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Таблица № 1
Поступления иностранных инвестиций по типам
Поступление иностранных инвестиций по типам | Январь-сентябрь 2008г. | Справочно январь-сентябрь 2007г. в% к | ||||
млн. долларов США | в% к | |||||
январю-сентябрю 2007г. | итогу | |||||
январю - сентябрю 2006г. | итогу | |||||
Инвестиции | 75792 | 86,2 | 100 | в 2,5р. | 100 | |
прямые инвестиции | 19201 | 97,7 | 25,3 | 191,3 | 22,3 | |
в том числе: | ||||||
взносы в капитал | 11882 | 131,7 | 15,7 | 145,7 | 10,2 | |
из них реинвестирование | 567 | в 2,2р. | 0,7 | 127,1 | 0,3 | |
лизинг | 135 | в 2,5р. | 0,2 | 132,5 | 0,1 | |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 6272 | 64,3 | 8,2 | в 4,4р. | 11,1 | |
прочие прямые инвестиции | 912 | 111,1 | 1,2 | 45,0 | 0,9 | |
портфельные инвестиции | 1296 | 83,7 | 1,7 | в 2,3р. | 1,8 | |
из них акции и паи | 1017 | 68,8 | 1,3 | в 2,4р. | 1,7 | |
прочие инвестиции | 55295 | 82,8 | 73,0 | в 2,7р. | 75,9 | |
в том числе: | ||||||
торговые кредиты | 12671 | 149,1 | 16,7 | 121,9 | 9,7 | |
прочие кредиты | 41528 | 72,0 | 54,8 | в 3,4р. | 65,6 | |
из них: | ||||||
на срок до 180 дней | 4444 | 179,9 | 5,9 | 130,9 | 2,8 | |
на срок свыше 180 дней | 37084 | 67,1 | 48,9 | в 3,6р. | 62,8 | |
прочее | 1096 | в 2,0р. | 1,5 | в 2,3р. | 0,6 |
Таблица № 2
Поступления иностранных инвестиций по видам по отдельным странам - инвесторам
| Поступило в январе-сентябре 2008г. | В% к итогу по виду | В том числе | |||
прямые | порт- фельные | прочие | ||||
млн. долларов США | ||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 649 | 100 | 409 | 0,1 | 240 | |
Кипр | 151 | 23,3 | 118 | - | 33 | |
Австрия | 144 | 22,1 | 131 | - | 13 | |
Япония | 125 | 19,2 | 3 | - | 122 | |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 41 | 6,4 | 39 | - | 2 | |
Добыча полезных ископаемых | 8210 | 100 | 4411 | 28 | 3771 | |
Нидерланды | 3488 | 42,5 | 2487 | - | 1001 | |
Кипр | 1216 | 14,8 | 705 | 28 | 483 | |
США | 807 | 9,8 | 0,0 | - | 807 | |
добыча ТЭК | 6328 | 100 | 4132 | 28 | 2168 | |
Нидерланды | 2513 | 39,7 | 2487 | - | 26 | |
Кипр | 1129 | 17,8 | 650 | 28 | 451 | |
Обрабатывающие производства | 26481 | 100 | 4254 | 191 | 22036 | |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 4217 | 15,9 | 405 | 21 | 3791 | |
Германия | 3728 | 14,1 | 640 | 0,0 | 3088 | |
Франция | 2652 | 10,0 | 272 | 0,0 | 2380 | |
Люксембург | 2644 | 10,0 | 3 | 2 | 2639 | |
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака | 2858 | 100 | 564 | 34 | 2260 | |
Кипр | 649 | 22,7 | 313 | - | 336 | |
Люксембург | 649 | 22,7 | - | - | 649 | |
Нидерланды | 399 | 14,0 | 12 | - | 387 | |
Германия | 332 | 11,6 | 102 | - | 230 | |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 649 | 100 | 489 | - | 160 | |
Продолжение таблицы
Финляндия | 205 | 31,6 | 173 | - | 32 |
Польша | 72 | 11,2 | 72 | - | 0,1 |
производство кокса и нефтепродуктов | 2559 | 100 | 6 | 26 | 2527 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 1034 | 40,4 | - | 20 | 1014 |
Беларусь | 820 | 32,1 | - | - | 820 |
Швейцария | 178 | 7,0 | - | - | 178 |
химическое производство | 2136 | 100 | 288 | 7 | 1841 |
Швейцария | 939 | 44,0 | 106 | 0,4 | 833 |
Нидерланды | 558 | 26,1 | 79 | - | 479 |
металлургическое производство | 11945 | 100 | 483 | 58 | 11404 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 2227 | 18,6 | 16 | 0,3 | 2211 |
Франция | 2186 | 18,3 | 9 | - | 2177 |
Люксембург | 1951 | 16,3 | - | 0,0 | 1951 |
Германия | 1761 | 14,7 | 85 | 0,0 | 1676 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3383 | 100 | 2315 | 837 | 231 |
Нидерланды | 2126 | 62,8 | 2126 | - | - |
Кипр | 601 | 17,8 | 183 | 417 | 1 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 354 | 10,5 | 3 | 149 | 202 |
Строительство | 2499 | 100 | 767 | 0,2 | 1732 |
Кипр | 1034 | 41,4 | 378 | 0,0 | 656 |
Франция | 679 | 27,2 | 29 | - | 650 |
Финляндия | 346 | 13,9 | 285 | 0,0 | 61 |
Оптовая и розничная торговля изделий и предметов личного пользования | 17917 | 100 | 1961 | 5 | 15951 |
Продолжение таблицы
Соединенное Королевство (Великобритания) | 4838 | 27,0 | 12 | 0,0 | 4826 |
Кипр | 3955 | 22,1 | 206 | 5 | 3744 |
Германия | 2208 | 12,3 | 1137 | 0,0 | 1071 |
Люксембург | 2015 | 11,2 | 12 | - | 2003 |
Транспорт и связь | 2237 | 100 | 1045 | 14 | 1178 |
Виргинские о-ва (Брит) | 404 | 18,0 | 401 | - | 3 |
Люксембург | 397 | 17,8 | 199 | 0,0 | 198 |
Кипр | 351 | 15,7 | 84 | 11 | 256 |
связь | 711 | 100 | 97 | 1 | 613 |
Люксембург | 196 | 27,6 | - | - | 196 |
Германия | 148 | 20,8 | - | 0,0 | 148 |
Швеция | 122 | 17,2 | 7 | - | 115 |
Финансовая деятельность | 3249 | 100 | 946 | 29 | 2274 |
Кипр | 1171 | 36,1 | 196 | 0,0 | 975 |
Ирландия | 466 | 14,4 | - | - | 466 |
Соединенное Королевство (Великобритания) Австрия | 301 | 9,3 | 162 | 0,2 | 139 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 10767 | 100 | 2856 | 192 | 7719 |
Кипр | 4122 | 38,3 | 1874 | 185 | 2063 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 2320 | 21,5 | 168 | 0,3 | 2152 |
Франция | 1268 | 11,8 | 34 | - | 1234 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 234 | 100 | 177 | 0,0 | 57 |
США | 93 | 39,9 | 73 | - | 20 |
Виргинские о-ва (Брит) | 68 | 28,9 | 68 | - | - |
Кипр | 41 | 17,7 | 30 | - | 11 |
Таблица № 3
Объем иностранных инвестиций накопленных за рубежом
| на конец сентября 2008г. | В том числе | Справочно направлено в январе-сентябре 2008г. | |||
всего | в% к итогу | прямые | порт- фельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 52746 | 100 | 30298 | 2709 | 19739 | 91343 |
крупнейшие получатели инвестиций | 47625 | 90,3 | 28243 | 1723 | 17659 | 86015 |
Кипр | 14468 | 27,4 | 9661 | 113 | 4694 | 12486 |
Нидерланды | 12328 | 23,4 | 9832 | 39 | 2457 | 5117 |
Виргинские о-ва (Брит) | 5791 | 11,0 | 1433 | 1087 | 3271 | 1174 |
США | 4512 | 8,5 | 4055 | - | 457 | 3832 |
Германия | 2822 | 5,3 | 484 | 0,0 | 2338 | 1107 |
Швейцария | 2587 | 4,9 | 694 | 0,1 | 1893 | 38194 |
Беларусь | 1687 | 3,2 | 1325 | 2 | 360 | 4946 |
Украина | 1296 | 2,5 | 115 | 463 | 718 | 1326 |
Австрия | 1260 | 2,4 | 6 | - | 1254 | 13508 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 874 | 1,7 | 638 | 19 | 217 | 4325 |
Таблица № 4
Динамика иностранных инвестиций по видам деятельности (млн. долл. США)
Вид деятельности | 2004 | 2005 | 2006 |
Сельское и лесное хозяйства, охота и рыболовство | 164 | 178 | 348 |
Добыча полезных ископаемых | 9934 | 6003 | 9152 |
Обрабатывающие производства | 10236 | 17987 | 15148 |
Металлургическое производство | 5102 | 3420 | 3723 |
Производство транспортных средств и оборудования | 834 | 948 | 1426 |
Оптово розничная торговля | 13037 | 20461 | 13089 |
Транспорт и связь | 2033 | 3840 | 5297 |
Таблица № 5
Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации (млн. долл. США) |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Таблица № 6
Поступление иностранных инвестиций в экономику Нижегородской области по типам
| 2005 | 2006 | 2007 | |||
Тыс. долл. США | В% к итогу | Тыс. долл. США | В% к итогу | Тыс. долл. США | В% к итогу | |
Иностранные инвестиции всего: | 109482,6 | 100,0 | 216105,1 | 100,0 | 409601,2 | 100,0 |
Прямые инвестиции | 46435,1 | 42,4 | 48412,9 | 22,4 | 136441,9 | 33,3 |
Взносы в капитал | 19409,8 | 17,7 | 29727,9 | 13,8 | 29393,8 | 7,2 |
Материальные и нематериальные активы | 17772,3 | 16,2 | 17708,4 | 8,2 | 403,2 | 0,1 |
Денежные средства | 1637,5 | 1,5 | 11991,1 | 5,5 | 28990,6 | 7,1 |
Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев | 27014,1 | 24,7 | 17941,0 | 8,3 | 88483,4 | 21,6 |
Прочие прямые инвестиции | 11,2 | 0,0 | 744,0 | 0,3 | 18564,7 | 4,5 |
Продолжение таблицы
Портфельные инвестиции | 3413,9 | 3,1 | 6945,0 | 3,2 | 27052,7 | 6,6 |
акции и паи | 3413,9 | 3,1 | 6945,0 | 3,2 | 27052,7 | 6,6 |
Прочие инвестиции | 59633,6 | 54,5 | 160747,3 | 74,4 | 246106,7 | 60,1 |
Торговые кредиты | 24178,1 | 22,1 | 29572,4 | 13,7 | 22660,1 | 5,5 |
Прочие кредиты | 35431,0 | 32,4 | 131154,3 | 60,7 | 223446,5 | 54,5 |
кредиты международных финансовых организаций | - | - | - | 60,7 | - | - |
прочее | 24,5 | 0,0 | 20,6 | 0,0 | - | - |
Таблица № 7
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
2005 | 2006 | 2007 | |
Инвестиции в основной капитал - всего | 109,2 | 119,6 | 126,6 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 135,6 | 171,9 | 110,9 |
добыча полезных ископаемых | в 4,2 р. | 164,9 | 115,8 |
обрабатывающие производства | 95,6 | 121,2 | 143,8 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | в 2,4 р. | 74,1 | 133,1 |
текстильное и швейное производство | 75,5 | 122,8 | 90,6 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 73,6 | 176,7 | 421,7 |
производство кокса и нефтепродуктов | 71,3 | в 2,3 р. | 83,6 |
химическое производство | 93,0 | 99,3 | 83,4 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 82,6 | 102,9 | 219,2 |
производство машин и оборудования | 158,1 | 165,2 | 142,1 |
строительство | 58,1 | 99,6 | 139,6 |
оптовая и розничная торговля изделий и предметов личного пользования | в 18,7 р. | 119,2 | 90,7 |
транспорт и связь | 84,6 | 107,2 | 109,9 |
финансовая деятельность | 150,0 | 113,9 | 67,9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 115,0 | 128,0 | 122,5 |
образование | 127,2 | 108,5 | 216,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 115,9 | 158,5 | 196,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 131,6 | 136,8 | 212,0 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
1. Теоретические основы инвестирования. 6
1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. 10
2. Особенности инвестирования в российскую экономику. 31
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 31
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России. 36
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций. 44
3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области. 51
Заключение.. 56
Список литературы... 59
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 61
Введение
В середине 90-х годов для оживления экономики страны был необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в то время во многом препятствовало отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не могла быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования.
На данном этапе российская экономика действительно нуждалась в притоке иностранного капитала. Это было вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике. Развитие общего экономического кризиса сопровождалось спадом производства из-за большого износа, установленного на предприятиях оборудования, и рядом других существенных причин. Отсутствие рыночной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз, превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делали отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Но, не смотря на успехи в экономике и ее привлекательность, иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывали свои капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым комплексом проблем:
· нестабильность экономической и политической ситуаций;
· несовершенное и противоречивое законодательство;
· неясность в определении прав собственности;
· отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
· неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
· непредсказуемость изменений в налоговой системе.
В связи с продолжающейся нестабильностью в Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Данная задача разрешима. Но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране.
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие. Усиливаются конкурентные позиции страны на мировых рынках. Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Это позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности хозяйственных региональных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
· рассмотреть необходимость иностранных инвестиций для развития экономики в России;
· исследовать особенности инвестиционного климата в России;
· провести анализ сфер применения иностранных инвестиций на современном этапе на примере Нижегородской области.
Теоретические основы инвестирования
Понятие инвестиций.
Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, и другие интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательства в целях получения прибыли или иного полезного эффекта.
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие "капитальные вложения", под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Это осуществление политики расширенного воспроизводства; ускорение научно-технического прогресса; структурная перестройка общественного производства и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства и др. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.
В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.
В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций: [5 с.8]
1. Регулирующая - распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
2. Распределительная - непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. Эта функция инвестирования, в сущности, осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности.
3. Стимулирующая - обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики. Здесь инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники.
4. Индикативная - позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Согласно действующему законодательству [13] инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);
· заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
· привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан или юридических лиц);
· денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
· инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
· иностранных инвестиций.
Сегодня для развития российской экономики очевидна актуальность привлечения иностранных инвестиций. Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для иностранных инвесторов.
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования [8 c.6]:
Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).
Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. По состоянию сентябрь 2008 г. доля прямых инвестиций в экономику России составила 46,9%, что на 2,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. [15]
Портфельные инвестиции составляют основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений). Доля портфельных инвестиций в экономику России по состоянию на сентябрь 2008 г. составила 2,4% (2,1%). [15]
По данным организаций, представивших статистическую отчетность с января по сентябрь 2008 года, наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр) - 50,7%. В экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе - сентябре 2007 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе - сентябре 2008г.48,1 млрд. долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.
Основные страны-инвесторы в 2008г. - Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за последний период представлен в таблице № 1. [15]
Таблица № 1.
| Накоплено на конец сентября 2008г. | В том числе | Справочно поступило в январе-сентябре 2008г. | |||
всего | в% к итогу | прямые | порт- фельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 251279 | 100 | 117883 | 6094 | 127302 | 75792 |
по основным странам-инвесторам: | 216422 | 86,1 | 100850 | 5633 | 109939 | 62716 |
в том числе: Кипр | 54528 | 21,7 | 38561 | 1892 | 14075 | 15304 |
Нидерланды | 45152 | 18,0 | 38773 | 33 | 6346 | 8911 |
Люксембург | 34210 | 13,6 | 1221 | 281 | 32708 | 6267 |
Великобритания | 31356 | 12,5 | 4460 | 2358 | 24538 | 12550 |
Германия | 14881 | 5,9 | 5512 | 24 | 9345 | 6528 |
Франция | 8515 | 3,4 | 1950 | 2 | 6563 | 5079 |
Виргинские острова (Брит) | 7470 | 2,9 | 5111 | 192 | 2167 | 2643 |
Поступление иностранных инвестиций по типам, по отдельным странам-инвесторам представлены в таблицах № 1 и № 2. Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, представлен в таблице № 3 (приложение № 1). [15]
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 166.