Ответственность организации, эксплуатирующей ядерную установку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с Федеральном законом "Об использовании атомной энергии" установлена ответственность организации, эксплуатирующей ядерную установку. Это гражданско-правовая ответственность за убытки, причиненные физическим и юридическим лицам радиационным воздействием, за вред жизни и здоровью граждан, обусловленный радиационным воздействием (ст.53 упомянутого Закона), а также за вред, причиненный радиационным воздействием природной среде (ст.59). Ответственность эксплуатирующей организации наступает независимо от ее вины (ст.54). Виды и предел ответственности эксплуатирующей организации должны быть установлены законом, который пока не принят. Эксплуатирующая организация должна иметь финансовое обеспечение ответственности, которое может включать государственную и иные гарантии, собственные средства, страховой полис. Срок исковой давности за убытки имуществу и вред окружающей среде установлен в три года, а по вреду, причиненному жизни и здоровью граждан срок исковой давности не распространяется (ст.58). При страховании ответственности эксплуатирующей организации срок приема заявлений пострадавших при ядерном инциденте устанавливается равным 10 годам.

Страховая защита атомных рисков согласно Венской конвенции (в ред. 1993 г) наряду со смертью, с телесными повреждениями и ущербом имуществу включает экономические потери от ущерба здоровью и имуществу, затраты на меры по восстановлению окружающей среды, потери дохода, получаемого от применения или использования природной среды в результате ее значительного ухудшения, и затраты на мероприятия, призванные уменьшить потери после аварии.

Под ядерным инцидентом понимается любое происшествие или серия происшествий одного происхождения, которые причинили ядерный ущерб.

Оператором ядерной установки может быть физическое лицо, товарищество, частный или государственный орган, международная организация, государство или любое входящее в него образование, назначенное или признанное, отвечающее за ядерную установку в качестве оператора этой установки. В России вместо оператора применяется термин "эксплуатирующая организация".

Основные принципы ответственности оператора за ядерный ущерб в России, в основном, соответствуют принципам Венской конвенции по гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (в ред. Протокола 1997 г), но есть и принципиальные отличия. Венская конвенция определяет, что ответственность оператора (эксплуатирующей организации) в отношении одного ядерного инцидента может быть ограничена суммой не менее 300 млн. СПЗ. Эта сумма может быть снижена до 150 млн. СПЗ, если остальное гарантирует государство.

Наряду с Венской действует Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. (в ред. Протокола 1982 г). Парижская конвенция установила основные принципы, на которых основаны международные соглашения по ответственности операторов ядерных установок за ядерный ущерб. Протокол 1982 г. сблизил позиции Парижской и Венской конвенций, но не унифицировал их. Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г. (в ред. Протокола 1982 г) вместе с Парижской конвенцией установили лимит ответственности оператора в 300 млн. СПЗ, из которых не менее 5 млн. СПЗ должно покрывать страхование, до 170 млн. СПЗ должно обеспечивать государство, на чьей территории размещена ядерная установка, и остальная часть покрывается совместно участниками конвенций.

Приоритет ядерного закона над морским законом установила Конвенция по гражданской ответственности в области морских перевозок ядерного материала (Брюссель, 1971 г). Там же, в Брюсселе, в 1962 г. была принята Конвенция по ответственности операторов ядерных судов.

Страхование ответственности эксплуатирующей организации ядерной установки имеет ряд отличий от других видов страхования ответственности: весьма значительный лимит ответственности;

сложность объективного расчета тарифа;

длительность периода ответственности страховщика (до 10 лет, а в отдельных случаях и более).

В связи с этим страхованием ответственности таких организаций во всем мире занимаются преимущественно специализированные страховщики и страховые пулы. Такие пулы существуют в США, Швеции, Японии, Германии, Великобритании, России, и всего их более 30. Однако ядерные риски столь велики, что даже пулы не в состоянии удержать их у себя (например, ядерный пул США удерживает до 30% рисков) и передают другим национальным пулам и на международный рынок перестрахования. Некоторые национальные ядерные пулы пользуются налоговыми льготами. Ядерный пул Германии получил разрешение налоговых органов на создание необлагаемого налогом накопительного резерва "обеспечения атомной электростанции", максимальная величина которого соответствует самой высокой ответственности, принятой участником пула на один риск.

За рубежом активно используется взаимное страхование и само страхование ответственности оператора. В США, например, гражданская ответственность оператора страхуется в ядерном, пуле на страховую сумму 200 млн. долл. на один реактор (страховой взнос от 350 тыс.

до 925 тыс. долл. в зависимости от типа и мощности реактора). Если ущерб превысит 200 млн. долл., то за каждый реактор (из 116 страхуемых реакторов) оператор доплачивает взнос до 75,5 млн. долл. для возмещения фактического ущерба.

 



Заключение

 

Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" выделяет следующие виды страхования гражданской ответственности:

владельцев автотранспортных средств;

владельцев средств воздушного транспорта;

владельцев средств водного транспорта;

владельцев средств железнодорожного транспорта;

организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

за причинение вреда третьим лицам;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Наибольшую важность среди различных видов страхования ответственности имеет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) в силу его массовости, затрагивающей большинство активного населения страны.

В России закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступивший в силу с 1 июля 2003 г., установил основные понятия, принципы, условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также размер страховой суммы и порядок ее выплат. В каждом случае размер страховой выплаты зависит от реального ущерба имуществу потерпевшего и ущерба его здоровью с учетом понесенных пострадавшим расходов на его восстановление. При гибели потерпевшего возмещается вред в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.

Разновидностью страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является страхование ответственности перевозчиков перед перевозимыми пассажирами и грузоотправителями.

Другим обязательным видом страхования является страхование гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Этот вид страхования введен Законом  "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все организации и предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Государственный контроль за соблюдением этого Закона проводит Федеральная служба по технологическому надзору. Особую группу опасных объектов представляют объекты, где используется ядерная энергия (ядерные реакторы, диагностическое оборудование с применением радиоактивных изотопов и т.п.).

Специфическим видом страхования является страхование ответственности за качество продукции. Особую важность оно приобретает в связи с принятием Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предусматривающего необходимость финансовых гарантий не только для возмещения вреда пострадавшим от некачественных продуктов, но и для возмещения затрат органов санитарно-эпидемиологического надзора на ликвидацию последствий такого ущерба.

Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, товара, предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги). Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим вне зависимости от того, находился он в договорных отношениях с исполнителем (продавцом) или нет.

Гражданская ответственность перед третьими лицами включает персональную гражданскую ответственность, например, владельца дома за риски причинения вреда прохожим, профессиональную ответственность врачей, нотариусов, оценщиков, антикризисных управляющих и лиц некоторых других профессий. Профессиональная ответственность представителей некоторых профессий, где причиненный вред может быть значительным (нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие, таможенные брокеры) должна быть застрахована в обязательном порядке.

В отдельную группу закон о страховании выделяет страхование ответственности работодателей перед наемными работниками. Во многих развитых странах такое страхование является обязательным и связано с огромными размерами претензий работников к своим работодателям.

Страхование ответственности по договору предполагает страхование рисков несоблюдения одной из сторон, подписавших договор, своих обязательств. Примером такого страхования может служить страхование ответственности при проведении аудита. Некоторые виды финансовой деятельности, например страхование, подлежат обязательной финансовой проверке, которая называется аудитом. Организация, проводящая такую проверку, обязана страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание аудиторских услуг.

Понимание особенностей страхования ответственности невозможно без подробного рассмотрения законодательства, регламентирующего правовую ответственность граждан и предпринимателей, нарушение которого может привести к причинению ущерба третьим лицам. Учитывая тяжесть последствий для потерпевших при нарушении ряда законов и необходимость обеспечить им компенсацию ущерба за счет страхования, независимо от наличия или отсутствия средств у причинителя вреда, некоторые виды страхования ответственности проводятся в обязательной форме.



Список используемой литературы

 

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2005 года. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 480 с. – (Российское законодательство).

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ.

4. Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ.

5. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

 

Учебная литература:

6. Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. В. Шахова, проф.В.Н. Григорьева, Е.Л. Ефимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – 384 с.

7. Страховое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юристпруденция" / Под ред.В. В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.П. Архипова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 353 с.

8. Комментарий к страховому законодательству. Фогельсон Ю.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 347 с.

9. Введение в страховое право. Фогельсон Ю.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2001. – 224 с.

10. Гвозденко А.А. Страхование: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 464 с.


[1] Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ (с последующими и изменениями)

[2] Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г.

[3] Интерфакс-АФИ. 2005. 7 июля.

[4] Шинкаренко И. Э. Страхование ответственности: Справочник. М.: Финансы и статистика,1999.

[5] Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года №24-ФЗ (в редакции законов от 5 апреля 2003 г. №43-ФЗ и 30 июня 2003 г. №86-ФЗ)

[6] Постановление Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №12.

[7] Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. №18-ФЗ

[8] Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №25-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)


Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.