Особое внимание в мировой практике уделяется страхованию ответственности при перевозке опасных грузов. В России ответственность при перевозке опасных грузов регулируется следующими документами.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Статьи 316-322 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ), предусматривающими ответственность за ущерб от загрязнения нефтью с судов.
Статьи 326-333 КТМ, предусматривающие ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Согласно ст.331 КТМ собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом:
10 млн. СПЗ для судна вместимостью не более чем 2000 т;
для судна вместимостью более чем 2000 т к сумме, указанной в абзаце втором настоящей статьи, за каждую последующую тонну вместимости добавляются: от 2001 до 50 000 т - 1500 СПЗ; свыше 50 000 т - 360 СПЗ при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 100 млн расчетных единиц.
Статья 327 КТМ устанавливает перечень опасных и вредных веществ, перевозимых на борту судна в качестве груза: нефть и жидкие вещества, перечисленные в приложениях 1 и 2 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., в главе 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 г.; сжиженные газы, опасные и вредные вещества, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов от 1965 г.; жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60°С.
В КТМ (п.4 ст.327) под ущербом понимаются: смерть или повреждение здоровья любого лица, причиненные опасными и вредными веществами на судне, перевозящем такие вещества, или вне такого судна; утрата или повреждение имущества, причиненное опасными и вредными веществами вне судна, перевозящего такие вещества; ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненный опасными и вредными веществами, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
Если невозможно разумно отделить ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, от ущерба, причиненного вследствие других обстоятельств, весь такой ущерб считается причиненным опасными и вредными веществами, если даже ущерб, причиненный вследствие других обстоятельств, не является ущербом, указанным в подп.1 и 2 п.2 ст.326 КТМ.
Под инцидентом понимается в КТМ любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения ущерба.
Морская перевозка опасных и вредных веществ означает период с момента, когда опасные и вредные вещества поступили в любую часть судового оборудования при погрузке и до момента, когда они перестали находиться в любой части судового оборудования при выгрузке. В случае, если судовое оборудование не используется, данный период начинается и заканчивается соответственно, когда опасные и вредные вещества пересекают поручни судна.
Приказ Минтранса России "Об утверждении правил безопасности морской перевозки грузов от 21 апреля 2003 г. № ВР-1/л. Правила безопасности морской перевозки грузов разработаны в соответствии со ст.5 (п.2) и ст.2 КТМ РФ, а также в целях исполнения обязательств России по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками (Конвенция СОЛАС-74, принята Постановлением Совмина СССР от 2 ноября 1979 г. № 975).
Статья 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2003 г. № 43-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. № 50 (в ред. от 20 июня 2002 г. № 29).
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (действуют в ред. от 14 октября 1999 № 77).
В международной практике также действует ряд международных конвенций и соглашений.
Базельский протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления
Общие положения регламентируются в следующих документах:
рекомендациях по перевозке опасных грузов - Документ ООН;
рекомендациях по перевозке опасных грузов (испытания и критерии) - Документ OOH;
правилах безопасной перевозки радиоактивных материалов.
По автомобильному транспорту - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Протокол о подписании и приложения А и В. - Нью-Йорк и Женева: ООН, 2001.
По железнодорожному транспорту - Правила международной перевозки опасных грузов по железным дорогам.
По морскому транспорту - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г.; Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов; Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих химические грузы наливом.
По воздушному транспорту - Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху
Речной транспорт - Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.
Материалы Европейской экономической комиссии. Комитет по внутреннему транспорту. Специальное совещание экспертов по Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.