Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.

Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может незаметно для человека перейти в привычное и даже желаемое состояние. Если в детстве, ребенок был неоднократно свидетелем использования родителями одиночества или отчуждения в качестве средства, привлекающего к себе внимание, а значит и дополнительной заботы (оценки), то существует огромная вероятность того, что данный способ будет использован как приобретенный для достижения личной выгоды и комфорта. Это значит, что для людей подверженных влиянию извне, социально-наученных одиночеству и испытывавших выгоду в связи с ним – одиночество есть мучительно-сладостное переживание. Такие люди используют одиночество, или скорее его атрибуты (грусть, обиду, оторванность) как средство получения оценки, не только не избавляясь от него, но и усугубляя его переживание. Подобный феномен нельзя в полной мере назвать одиночеством, так же как коробку из под конфет нельзя назвать конфетами. Это скорее форма, «обложка» взятая на прокат для достижения своей цели. Под одиночеством все же следует подразумевать индивидуально-неприемлемую форму существования, вызывающую негативные эмоции и желание от них избавиться. По настоящему одинокий человек использует малейшую возможность выхода из сложившейся ситуации. Другой вариант развития – желаемое одиночество. Но и оно имеет свои определенные временные ограничения и используется не для достижения внешних результатов или желаемых реакций, а скорее для восстановления внутреннего равновесия, согласования собственного мнения о себе и социальных суждений. Даже при том, что такое одиночество желанное – оно все равно определяется индивидом как неестественное и неприятное состояние, и по возможности быстро преодолевается.

Американский психолог и психотерапевт Джеффри Янг выделил на основании классических наблюдений и тестовых экспериментов двенадцать самостоятельных синдромов одиночества, каждый из которых представляет специфический набор эмоциональных, познавательных и поведенческих свойств личности. С некоторым упрощением их можно свести к трем главным: общительность, степень готовности к самораскрытию, способность к сопереживанию и пониманию другого человека. То есть психология приходит к убеждению, что такая предрасположенность – одно из самостоятельных качеств личности.

К числу устойчивых личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или непринятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к группе, уровень самораскрытия, импульсивность, самоконтроль и особенно экстраверсия и интроверсия – обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «Я».

Склонность преимущественно к экстенсивному или к интенсивному общению, отмеченная у детей с половиной лет, сохранилась у них и в семь с половиной. В другом исследовании наблюдаемые различия в уровне общительности годовалых мальчиков были подтверждены, когда им исполнилось по девять-десять лет. Сравнение коммуникативных черт группы взрослых мужчин с тем, каким они были в восемь и двенадцать лет, показало, что более теплые, открытые и сердечные мужчины в восьмилетнем возрасте поддерживали устойчивые дружеские отношения с другими мальчиками и в первом круге их общения были также девочки. Напротив, мужчины, склонны держать окружающих на расстоянии и избегать тесных эмоциональных контактов, в детстве не имели близких друзей с девочками.

Согласно теории английского психолога Д. Боулби, дефицит родительского тепла лишает ребенка необходимой ему уверенности и чувства безопасности, способствуя зарождению особой эмоциональной тревожности – «страха отделения», которая может сохраняться в течение всей жизни. Научное исследование большой группы взрослых американцев косвенно подтверждает эту гипотезу: среди людей, хронически чувствующих себя одинокими, оказалось непропорционально много лиц, выросших без любящих родителей; особенно неблагоприятным фактором оказался в этом случае развод.

Однако и слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. Кроме того, низкая общительность, затрудняющая завязывание новых знакомств и тем самым суживающая круг потенциально близких людей, очень часто, особенно в юности, коренится просто в отсутствии необходимых знаний и навыков общения. Ситуация встречи, знакомства с новым человеком психологически далеко не проста. Нужно как-то представить, «подать» себя и одновременно оценить поведение и характер притязаний другого. Кроме того, многие важные личные отношения, например, ухаживание, предполагают соблюдение неписаного, не всегда однозначного, но тем не менее обязательного ритуала. Молодой человек, не уверенный в своем умении, чувствует себя в подобных ситуациях неловко, а избыточный самоконтроль делает его поведение скованным и неестественным. С возрастом многие из этих коммуникативных трудностей проходят или компенсируются, но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека, побуждая его избегать напряженных и потенциально травмирующих ситуаций общения, что, естественно, повышает вероятность одиночества.

Но ведь и уровень общительности сам по себе ни о чем не говорит. Общительность очень часто бывает поверхностная, не снимающая чувства одиночества, а лишь маскирующая его. То есть общительность только тогда противостоит одиночеству, когда о нем можно сказать словами Ф. Тютчева: это – «союз души с душой родной», когда происходит самораскрытие.

Самораскрытие, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я» как одна из фундаментальных потребностей личности стало предметом специальных психологических исследований только в середине 60-х годов. Вначале ее изучали главным образом количественно, исходя из предположения, что высокое самораскрытие играет положительную, а низкое – отрицательную роль в жизни человека, оно-то и обрекает его на одиночество и другие неприятности.

Известно, что откровенность и доверие большей частью вызывает ответный отклик. Но почему так происходит? Одни психологи объясняли это тем, что доверие вызывает симпатию к тому, кто оказал вам доверие, - отсюда и взаимная откровенность. Другие апеллируют к принципу справедливости, поскольку чужая откровенность считается ценной, человек, выслушавший исповедь другого, чувствует себя обязательным отплатить той же монетой, независимо от своей симпатии к партнеру. Третьи связывают взаимность, главным образом, с механизмами подражания и подкрепления: откровенность является положительным стимулом, на который и реагирует взаимным самораскрытием. Однако и это – только начало сложностей. Ведь самораскрытие в одном случае может быть средством для эмоциональной разрядки, так сказать, «трамвайной откровенностью», в другом – самопознанием, прояснением своих чувств и убеждений. В третьем – вызвано желанием, получить одобрение, в четвертом - способом укрепления личных отношений и т.д. Немаловажен и фактор своевременности. Хотя в принципе откровенность обычно воспринимается положительно, слишком полное или поспешное самораскрытие, не учитывающее особенностей собеседника и приемлемого для него уровня диалога, воспринимается как нарушение интимности, бесстыдности или вторжение во внутренний мир.

В одном психологическом эксперименте людям предлагали выбрать тип личности, с которой они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, независимо от собственных качеств, все предпочли экстравертный, «общительный» тип. Но когда надо было «выбрать» не просто сослуживца или компаньона для пикника, а друга, картина резко изменилась: предпочитали интровертов. Парадоксальная ситуация: существует психологическая предрасположенность к одиночеству, обусловленная устойчивыми свойствами личности, однако, эти свойства, интровертность например, могут и притягивать людей – освобождать именно от «пут одиночества».

По данным Леонарда М. Хоровица, Риты де С. Френч и Кейга А. Андерсона, проводившие исследования среди американских студентов, чаще других одиночество испытывают люди слабые и неуверенные в собственных силах. Вот шесть основных объяснений, приводимых студентами, для объяснения своего одиночества:

- я не очень стараюсь познакомиться с новыми людьми;

- мне не удается знакомиться с людьми;

- у меня нет тех личностных качеств, которые необходимы для знакомства с новыми людьми;

- я пользуюсь неверной стратегией, чтобы познакомиться;

- я, обычно, не в том настроении, чтобы знакомиться;

- есть множество других обстоятельств, мешающих знакомству.

Не сложно заметить, что все эти доводы – признаки собственной несостоятельности. Все шесть объяснений, довольно категоричны. «Мне не удается…», «У меня нет…», «Я, обычно,…» – однозначные штампы. Вряд ли, если задать вопрос: «А сколько раз вы пытались?», или «Как часто у вас не получалось?» респонденты вспомнят хотя бы десяток подобных случаев. Срабатывает принцип социального научения.

Есть определенный, сформированный социумом образ того, каким должно быть знакомство. В случае неоднократного несоответствия такому стандарту, возникает чувство неуверенности или неполноценности. Хотя, никто из них не думает о том, что даже попытка знакомства или взаимодействия – это уже знакомство. Вас знают, вы существуете, вы замечены и пусть это знакомство не соответствует общепринятым стандартам – все же это начало, а дальше необходимо, не обременяясь «заученными формулами» развивать и растить отношения. Возможно они будут самыми особенными и непохожими на другие.

Неуверенность в себе, восприимчивость к чужим мнениям и суждениям, формируют стиль и образ поведения, ограничивающий количество социальных контактов или делающих их неполноценными, что затрудняет получение ожидаемой оценки, что может спровоцировать переживание одиночества.

С другой стороны Дэниел Рассел, отмечает, что среди объяснений собственного одиночества, студенты отмечают такие, как:

- никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей;

- никто не знает меня по-настоящему;

- я могу найти друзей, если захочу;

- люди вокруг меня, но не со мной.

Люди, не испытывающие недостатка общения, уверенные в своих силах и способностях, льстящие себя иллюзией, считают, что снизойди они до общего уровня, и от друзей не будет отбоя – все эти люди так же одиноки. Высокомерие, надменность, пренебрежение к общепринятым нормам и правилам, так же как и неуверенность в себе, формирует особое, не одобряемое окружающими отношение к людям, что также затрудняет социальные контакты и ведет к одиночеству.

Любой стиль поведения, образ мыслей, система взглядов, идущие в разрез с привычными социальными моделями общения, определяют специфический стиль поведения индивида и затрудняет получение адекватной, ожидаемой оценки.

Однако, моделей общения может быть несколько, и неприемлемость поведения в одной может соответствовать правилам другой модели. Необходимо обладать достаточной психологической гибкостью, чтобы неоднократно «переключаться с одного образа на другой, во избежание дефицита внимания к собственной персоне. Закостенелость и упрямство могут быть полезными в определенных ситуациях, но могут сослужить и плохую службу.

Маски, которые мы одеваем и по мере необходимости меняем по многу раз на день, иссушают психику. Необходимость постоянно быть другим, не «самим собой», постоянно соответствовать наученному стереотипу, ожидаемому образу сжигает и обесценивает наш внутренний мир. Лицедейство, избавляя от одиночества, девальвирует и истощает личность. Человек не одинокий – человек уставший.

Здесь следует перейти к личностям, переживающим желаемое одиночество. Люди. Стремящиеся испытать одиночество – это те, кто в силу обстоятельств получают в свой адрес оценку больше, нежели ожидают. Подобные ситуации говорят о внутреннем конфликте и смене ценностей личности. Общество продолжает воспринимать и оценивать индивида прежними, привычными и общепринятыми стандартами, которые им не ожидаются и которым он пересыщается.

Уровень ожидаемой оценки намного ниже, чем индивид фактически получает. Этот низкий уровень ожидаемой оценки может быть обусловлен обесцениваем факта внимания к себе, как такового в силу приобретения единственного всеобъясняющего источника оценки. Например, вера и религия с ее всех и все любящим Богом. Может быть вполне достаточным источником оценки, и все дополнительное внимание, будет восприниматься, как излишнее. Суета и события вокруг утомляют и разочаровывают человека, он переживает одиночество в обществе людей, и только с Богом находит покой.

В другом случае. Когда ожидаемая оценка ниже фактической, что приводит к одиночеству, причиной может быть знание человека о себе того, чего не знают окружающие.

Недостаток или преступление против закона и морали, которое человек носит в себе, не дает ему испытать удовлетворение от внешней оценки, носит в себе, не дает ему испытать удовлетворение от внешней оценки социума, находящегося в неведении. Признание положительных качеств социума, находящегося в неведении. Признание положительных качеств, внимание и забота не только не радуют, но и тяготят личность, которая в одиночестве ищет путь к осмыслению себя и своего существования.

Еще одна категория людей, получающих избыточную оценку – звезды эстрады и кино, руководители больших коллективов, все те, кто в силу профессии или образа жизни находится под пристальным вниманием большого количества людей. Человеку свойственно идеализировать, наделять несуществующими способностями и качествами популярную. Известную или заметную личность. В то же время, тот, кто оказывается под, «обстрелом», одинок, чаще всего трезво и адекватно оценивает свои возможности. Это и создает внутренний конфликт: с одной стороны почитание и слав, признание и неудержимое желание поверить в свою исключительность, с другой объективная реальность, собственные недостатки, привычки, незвездные проблемы и переживания. Одиночество избирается, как время для внутренней борьбы между желаниями и возможностями за право остаться самим собой и возможность морально расти.

Яркость, увлеченность, демонстративность, создавая вокруг себя иллюзию праздника и желание участия, провоцируя оценку, превышающую ожидаемый уровень, разрушая целостность личности, что ведет к желаемому переживанию одиночества.

В то же время, постоянное повышение внимания вызывает «привыкание» к высокой оценке, и при ее неудовлетворении, поведение и действие опять направляется на восполнение недостатка оценки.

Доступность и демонстративность заставляет человека быть между двух крайностей. Он бежит от одиночества выпрашивая внимания, а получая его – испытывает одиночество.

Очевидно, что причины возникновения одиночества, могут быть в недостатке количества, качества или значимости оценки, возможно различные индивидуальные качества и являются причиной дефицита того или иного свойства оценки. Одни, образом жизни, обстоятельствами без труда обеспечивают себе источник значимой оценки, но не в состоянии наладить частые, будничные не обделенные количеством оценок, но страдают от отсутствия значимого, авторитетного для них человека (таб.1.3).

Обобщая вышесказанное нужно сказать, что вынужденное одиночество переживается в том случае, когда человек не находит внешних или внутренних причин и способов получить социальную оценку. Абсолютно не важно хочет ли общество общаться и оценивать личность, либо сам индивид установил высокий уровень ожидаемой оценки, важно одно – этот уровень фактически не достигается.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.