Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, образующих определенный механизм переживания одиночества. Сами по себе грусть, отчаяние, тревога, ощущение брошенности или неполноценности могут и не быть связаны с одиночеством. Скорее они, имея негативную окраску, отражают степень и форму неудовлетворенности человека окружающей действительностью или собой. Возможно, причины этой неудовлетворенности кроются в самооценке.
Самооценка – это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценивания, она отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также соотношении реального и идеального представлений о себе.
Ряд авторов сходится во мнении, что низкая самооценка может провоцировать возникновение одиночества.
«Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди. Невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению или отказ в нем» (Летиция Энн Пепло). Конечно, низкая самооценка может быть причиной одиночества, но вероятно, не может являться причиной его формирующей.
Люди с высокой или даже с неадекватно завышенной самооценкой не менее склонны к одиночеству. Причем, если человек с низкой самооценкой принимает одиночество как должное, как ожидаемое и привычное состояние, то уверены в себе, с большими претензиями, творческие личности могут переживать одиночество и дольше и глубже.
Примером могут служить выдержки из личных писем таких писателей, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. Брюсов.
«К одиночеству присоединилась такая тоска, которой нет описания, я решительно не знаю, куда себя девать, к чему прислониться» (Гоголь – Погодину, 1840).
«Мне так худо, так страшно безнадежно худо и в теле и в духе, что я не могу жить…» (Эдгар По – Анни, 1848).
«Я устал, устал ото всех отношений, все люди меня утомили и все желания. Уйти либо в пустыню, остаться одному или уснуть последним сном В. Брюсов. Дневник 1898).
«Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искушению застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом» (Л.Н. Толстой, 1878).
Подобных примеров может быть приведено множество. Вряд ли эти люди были обделены вниманием и почетом, вряд ли кто-то сомневался в их творческой и человеческой состоятельности, да и примеры из жизни указывают на то, что глубоко одинокими могут быть люди с высокой самооценкой, причем, иногда, одиночество является некой отдушиной, неким побегом от «сумасшедшего мира».
Вероятно, низкая самооценка формирует систему установок и стереотипы поведения, затрудняющие удовлетворительное социальное взаимодействие, образуя благоприятную почву для возникновения одиночества. В свою очередь, завышенная самооценка также может создавать стиль и образ мышления или поведения, идущий в разрез с общепринятыми нормами и стереотипами, тем самым провоцируя переживания одиночества.
Самооценка личности – это новообразование дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и изменения.
Уже здесь видно, что самооценка – это некое сопоставление своего «я идеального» с «я реальным». Компромисс между запросами ребенка и личными качествами и формирует самооценку. В ходе развития человек приобретает новые умения, знания, опыт, что может влиять на его самооценку, но вероятно, окончательное формирование приходится на пик его психического и физического развития (до 40 лет).
Тогда можно ожидать, что пожилые люди, адекватно себя оценивающие, окруженные, в свою очередь теми, кто знает их возможности, качества, достоинства и недостатки, и тоже оценивающие их адекватно, не должны испытывать одиночество, в виду соответствия социального, внешнего отношения к ним и их собственного.
Однако, очевидно, что это не так. Проблема одиночества стариков всегда стояла и стоит очень остро, особенно, в бедных странах. Что же является причиной одиночества? Что происходит с человеком, когда он, теряя близких друзей и, до этого не проявляя склонности к одиночеству, вдруг, в одночасье испытывает давящее, безграничное одиночество? Меняется ли в этот момент его самооценка? Или, может быть, она была низкой? Но тогда почему всю жизнь она не провоцировала подобных переживаний? Кстати и дети 4-5 лет тоже переживают одиночество, их самооценка далеко не сформирована. Возможно, такое одиночество еще не осознано, но его проявления в виде переживания оторванности от мамы, брошенности, ненужности в группе или игре присутствуют.
Таким образом, если мнения, взгляды, действия по отношению к личности со стороны социального окружения не соответствуют ее представлениям о себе, возникает тот самый разрыв связей внутреннего и внешнего мира, что ведет к переживанию одиночества.
Таким образом, самооценка не является прямой причиной одиночества, но зачастую создает основу для его возникновения, как бы формируя у человека предпосылки и склонность к переживанию одиночества в большей или меньшей мере.
Процесс переживания одиночества – это всегда уход в себя, отчуждение от посторонних мнений и событий для восстановления внутреннего равновесия и гармонии. Именно так социальное окружение научило реагировать человека на пресыщенность не удовлетворяющими его социальными связями.
Механизм научения тому или иному способу поведения или реагирования в различных ситуациях является очень важным для понимания причин, порождающих одиночество.
С самого детства мы ожидаем определенных реакций на свои действия, и свою очередь наученно-привычно на них реагируем. Сугубо эмоциональное «я хочу», постепенно уступает место рациональному «так надо», формируя самоконтроль и дисциплинированность.
В каждом новом возрастном периоде ребенок попадает в определенную систему координат и ценностей, связанной с новообразованием данного возраста, его ведущей деятельности и социальным окружением, где создаются соответственные правила, элементы и стандарты поведения в различных ситуациях. Зачастую и сама ситуация смоделирована с ее предсказуемым ходом и окончанием. Такие модели формируется по принципу наименьшего физического и морального вреда для участников взаимоотношений, а также экономии времени и усилий, в силу привычности и ожидаемости реакций. Происходит социальное научение.
Ребенок происходит к себе внимания (прочитай сказку, давай поиграем) и ожидает, что просьба будет исполнена. В противном случае он может начать плакать, но только, если положительная реакция со стороны мамы для него привычна и ожидаема. Произошло социальное научение: «я плачу – я получаю» или «я работаю – я получаю».
Становясь старше, ребенок познает не только стереотипы взаимодействий, но и их девизы, названия. «Старших нужно уважать», «Относись к людям хорошо и к тебе будут относится так же», «Зло наказуемо», «Мужчина должен быть мужественным» и т.д. Так, в начальных классах ребенок ожидает привычной безусловной и безграничной любви со стороны учителя и доброй, адекватной оценки своих качеств со стороны сверстников. В дружбе ожидается полное доверие и самопожертвование. Создаются модели взаимодействия не только с близкими людьми но и с посторонними.
Э. Берн называл подобные ритуалы трансакциями и заключал, что в детстве родители являются важным формирующим и сдерживающим фактором в научении ритуалам.
В трансакциях основные роли распределены и реакции на взаимодействия ожидаемы. Причем, в зависимости от отношений участников трансакции и форма и продолжительность реакций меняются:
А: Привет.
В: Привет.
А: Как поживаешь?
В: Прекрасно, а Вы?
А: Все в порядке.
В: До встречи.
А: Пока.
В: Пока.
Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации, но реакции собеседников предсказуемы и ожидаемы – потому комфортны. В случае, если возникнет непредсказуемый поворот, не определенный их предыдущими взаимодействиями и личными отношениями, возникнет чувство неудовлетворения.
Э. Берн определил, сто продолжительность и предпочтительность реакций растет вместе с ростом качества взаимоотношений, перерастая в долгое общение, дружбу или любовь.
Становясь старше, люди попадают в плен созданных до них предсказуемых и ожидаемых моделей поведения в школе, на работе, в семье. На определенное отношение к себе человек реагирует знакомым ему, наученным способом, для достижения ожидаемого положительного эффекта. Умный, знающий специалист ожидает признания своих качеств со стороны коллег и начальства. Он научился взаимодействовать и с сотрудниками и с подчиненными, расставляя акценты и устанавливая дистанции. Пожилые люди научены взаимодействию с детьми и внуками, больные – с друзьями и родителями, талантливые – с критиками и поклонниками.
Социальные контакты играют важную роль в формировании и становлении личности. Известно, что младенцы, лишенные в течении длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Отсутствие эмоциональных связей или их неудовлетворительность может быть причиной возникновения акцентуаций у подростков или несостоятельности у взрослого человека. «Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей – «признание» – имеют большое значение в жизни человека…» (Э. Берн). Цель социальных контактов – получение положительных эмоций или удовлетворение необходимых потребностей. Ребенок получает удовольствие от полученной пятерки и похвалы родителей, другой – от признания даже своих отрицательных качеств сверстниками и друзьями.
Кто-то наслаждается торжественной тирадой в свою честь, кому-то приятнее просто улыбка любимого человека. Один теплится славой и признанием, другой – имея многое, стремится к одиночеству. Несомненно одно: в процессе физического и эмоционального общения, взаимодействия, при всем многообразии его форм и результатов, человек получает что-то очень важное, чувствуя себя нужным, оцененным, востребованным и любимым.
Разные по степени выраженности и предпочтительности с точки зрения общества, эти контакты могут быть одинаковы по значимости или оказанному действию на индивидуума. И голос мамы в темноте, и заработная плата, и уважение детей, и преодоление трудностей являются очень важными моментами в жизни человека. Они подтверждают, что наши качества, наши поступки и эмоции замечены, одобрены и признаны. Эти маленькие события и реакции общества объясняют и оправдывают наше существование, подтверждают нашу нужность и востребованность, слагают нам цену.
Поэтому любое взаимодействие, любой контакт, предполагающий двухстороннюю направленность и отвечающий формуле «действие – реакция на действие», сознательно или бессознательно, несет в себе оценочный аспект. Другими словами, оценка – это признание качеств и свойств личности.
Не стоит однобоко толковать понятие «оценка». Это не обязательно одобрение положительных качеств личности, скорее оно звучит как «замеченность», очевидно, что оцениваемые качества, с точки зрения «большого социума», могут быть и положительными и отрицательными.
Оценку личности несут в себе мнение, суждение, констатация факта, так и жест, выражение эмоций, поступок и даже воспоминания о них. Понятие «оценка» вмещает в себя не только положительный, но и отрицательный оттенок значения. Конечно, для индивида предпочтительней положительная оценка, как стимулирующая его рост и развитие, но и отрицательная оценка – это тоже факт замеченности и признания определенных качеств и свойств личности, а значит, может быть не менее значима и необходима. Таким образом, подарок ко дню рождения – это оценка, улыбка незнакомки – оценка, письмо – оценка, подчинение, уважение, одобрение, ненависть – тоже оценка.
Оценка – сугубо человеческий фактор. Само по себе событие (назначение на должность, победа в соревновании, потеря или приобретение друзей) не являются оценкой, скорее оно формирует предпосылки и возможности для оценивания индивида другими людьми или себя самого, поэтому в определенной ситуации люди являются источниками оценки.
С другой стороны и сам человек может быть источником оценки. Преодолевая трудности, превозмогая боль или усталость, фантазируя и наделяя себя другими качествами, индивид повышает свою значимость в собственных глазах – и это тоже является оценкой. Оценку личности со стороны социального окружения назовем интерперсональной, гетерогенной, а сформированную самим индивидом – интерперсональной аутогенной.
Источник оценки может быть сильным или слабым, имеющим большее и меньшее значение для личности, в зависимости от чего и оценка будет обладать теми или иными свойствами. Постулируем, что любая оценка обладает тремя свойствами: количество, качество и значимость. Все эти свойства в разных оценках могут быть выражены в различной степени. Количество оценки характеризуется частотой ее появления.
В трансакции: «Привет. Как дела?» «Привет. Нормально» оценка «Привет. Нормально» просто признает существование собеседника, причем форма оценки – стандартная, а две стороны могут вообще быть мало знакомы. Свойства этой оценки – определенное количество (в зависимости от частоты возникновения подобной оценки), низкое качество, и практически нулевая значимость, т.е. это в большей мере количественная оценка.
Качество оценки чаще всего определяется формой, в которой эта оценка была дана: повышение зарплаты, обоснованное и обдуманное резюме, помощь в работе.
Значимость оценки зависит от личности, эту оценку дающей (учитель, муж, жена, друг, авторитетный человек…). Чем выше значимость человека или группы, тем выше значимость оценки.
Нужно учитывать, что «количественная» оценка обладает вообще ничтожна, в больших – имеет определенный вес. Одна качественная оценка может быть выше сотен количественной, а одна значимая оценка предпочтительней многих и качественных и количественных (таб.1.1.).
Постоянная, неутомимая направленность индивида на поиск и формирование источников оценки и заставляет человека принадлежать к определенной группе (одинаково направленной по интересам или взглядам), заводить друзей и семью (стабильный источник качественной и значимой оценки), заниматься самообразованием или самосовершенствованием.
Иногда стремление получить оценку в определенных условиях так велико, а способы ее достижения так хитроумны, что вызывают недоумение, причем это стремление не соответствует самооценке личности.
Но оказывается, что получение этой оценки предусмотрено и ожидаемо человеком в данной социальной модели общения. Самооценка определяет способ поведения и место личности в социуме, а «социальное научение» дает человеку надежду и ожидание, что в этой, определенной ситуации – реакция должна быть привычно качественной, результат – выше, оценка – значительней. Каждое отдельное взаимодействие предполагает результат и в зависимости от участников, от условий формирует ожидаемую оценку.
Причем если самооценка довольно стабильна и даже в экстремальных ситуациях (новый коллектив, развод, служба в армии) Обычно находит способы и иные качества для поддержания собственного уровня, то ожидаемая оценка определяется условиями взаимодействия. Можно иметь высокую самооценку и не ожидать похвалы и признания. Можно иметь низкую самооценку но ждать эффекта от отдельного поступка, потому, что обычно, для других этот эффект присутствует.
Ожидаемая оценка берет свои корни из того самого чистого эмоционального «Я хороший», «Я хочу». Ребенок, с еще не сформировавшейся самооценкой, ожидает внимания и заботы (то есть, оценки) со стороны родителей, и если не получает его – страдает. Старики зная свои достоинства и недостатки, с давно и стабильно сформировавшейся самооценкой, тоже страдают, не получая привычного, ожидаемого внимания со стороны внуков, детей, государства.
Таблица 1.1
Соответствие группы потребностей механизмам формирования и свойствам оценки личности
Группа потребностей личности | Механизм формирования оценки | Формируемое свойство оценки |
Социальные (межличностные) потребности | Гетерогенный, интерперсональный | Количество оценки |
Материальные потребности | Качество оценки | |
Потребности в безопасности | Аутогенный, интерперсональный | |
Потребности в признании | Гетерогенный, интерперсональный | Значимость оценки |
Потребности в самовыражении | Аутогенный, интерперсональный |
В отличии от самооценки, ожидаемая оценка формируется не в соответствии с реалиями жизни, а на основе личностных качеств и желаний индивида. Ожидаемые оценки в отдельных ситуациях и моделях общения, для удовлетворения потребности, спокойствия, гармонии должны в сумме соответствовать общей внутренней ожидаемой оценке.
Не получая ожидаемой оценки в коллективе, индивид компенсирует ее нехватку в отношениях с детьми или хобби. Недостаток ожидаемой оценки со стороны одного из супругов является причиной измен, неудовлетворительное качество ожидаемой оценки в дружбе или семье ведет к разрыву с этими источниками и поиску других.
«Невысокий уровень социальных связей ведет к одиночеству. Одинокие люди испытывают неудовлетворительность количеством и значимостью имеющихся социальных связей» (Карин Рубинстайн, Филипп Шейвер).
Таблица 1.2
Желаемые и вынужденные причины переживания одиночества
Группа причины, вызывающие состояние одиночества | Возможные причины одиночества при форме его переживания | |
Вынужденное, не желаемое | Желаемое | |
1. Неудовлетворенность количеством оценки (оценка отсутствует в конкретной ситуации ее ожидания, субъективно ощущаемой возможности ее получения) | Получение оценки происходит реже ожидаемого индивидом | Получение оценки происходит чаще ожидаемого индивидом |
Количество оценивающих меньше ожидаемого индивидом | Количество оценивающих больше ожидаемого индивидом | |
2. Неудовлетворенность качеством оценки | Уровень оценки занижен по сравнению с ожидаемым индивидом | Уровень оценки завышен по сравнению с ожидаемым индивидом |
Форма оценки непонятна или неприемлема | Форма оценки непонятна или неприемлема | |
3. Неудовлетворенность значимостью оценки | Оценивающая личность или группа социально малозначащи, нереферентны | Оценивающая личность или группа малозначащи, нереферентны для индивида |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.