ГЛАВА 1. ТЕОРОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

 

Причины, диагностика и коррекция одиночества личности



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества

1.2 Аспекты состояния одиночества личности

1.3. Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

1.4 Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациям

1.5. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

1.6 Зависимость переживаний состояния одиночества от возрастных особенностей личности

1.7 Выводы

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика экспериментального исследования одиночества личности

2.1.1 Одномерные системы измерения одиночества личности

2.1.2 Многомерные системы измерения одиночества личности

2.1.3. Использованные методики экспериментального исследования одиночества

2.2 Результаты экспериментального исследования одиночества личности

2.3 Методика коррекции состояния одиночества

2.4 Результат коррекции состояния одиночества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом и социального статуса. В современном нестабильном обществе проблема одиночества обозначилась довольно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В тоже время в настоящее время многими исследователями в различных странах отмечаются явные признаки кризисы не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.

Вопросы профилактики одиночества, подготовки молодежи к семейной жизни имеют большое значение как для здоровья и счастья личности, так и для экономического, социального и культурного развития общества. Начиная с самого раннего возраста следует развивать в ребенке чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и способность у читывать их специфические интересы.

Юность занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Данный возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований психики. Вступая в новый период жизни и деятельности, юноша занимает новую социальную позицию, именно в этой фазе развития формируется отношение к собственному “я”, отношение к све6рстникам, окружающим людям и обществу. От того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит становление социальных установок личности, вероятность возникновения и глубина переживания чувства одиночества.

Объект исследования – состояние одиночества.

Предмет исследования – индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества личности.

Цель работы – выявление индивидуально-психологических аспектов состояния одиночества личности, путем его психодиагностики и психокоррекции.

Гипотеза исследования:

- одним из основных факторов возникновения состояния одиночества является соотношение ожидаемой и получаемой оценки личности;

- склонность к состоянию одиночества является одним из важнейших конституционных свойств личности, мало меняющихся в онтогенезе;

- состояние одиночества в значительной мере является следствием предрасположенности, сформированной в детстве.

Задачи исследования:

- выявить влияние демографических и социальных факторов на состояние одиночества;

- выявить влияние личностных факторов на состояние одиночества;

- предложить методику и установить эффективность психокоррекции состояния одиночества.

Методы исследования:

- поиск, анализ, сопоставление и обобщение литературных данных;

- выявление притязаний с помощью моторной пробы Шварцланда;

- определение оценки и самооценки черт личности по Р.Б. Кэтеллу;

- завершение неоконченных предложений по разработанной методике;

- статистические методы обработки и представления результатов исследования (дескриптивный и корреляционно-регрессионный анализ).

Экспериментальная часть работы выполнена на протяжении 2002 и 2003 годов в городе Славянске Донецкой области. Выборка включала 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 61 года.

Научная новизна работы заключается в уточнении количественного влияния демографических, социальных и личностных факторов на состояние одиночества, а также в установлении связи состояния одиночества с неадекватностью оценок личности.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций по психодиагностике и психокоррекции состояния одиночества.

Структура и объем работы. Дипломная работа написана на русском языке, из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 60 страница, включает 8 рисунков, 5 таблиц, 60 источников литературы.

 



Выводы

 

Одиночество – совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество – показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности.

Одиночество - специфическое переживание личностью неадекватности количества, качества и значимости оценки ее экспектациям. Оценка – признание качеств и свойств личности. Свойства оценки: количество, качество, значимость. Собственные желания и осознание личных качеств формирует у индивида ожидаемую реакцию со стороны социума на свои действия – т.е. ожидаемую оценку.

Одиночество может проявляеться в двух формах: желаемое и вынужденное. Вынужденное одиночество переживается индивидом при неудовлетворении уровня его ожидаемой оценки. Желаемое одиночество переживается индивидом при переизбытке оценки по сравнению с ожидаемой. Иногда ожидаемая оценка адекватна самооценке, но в отличии от нее ожидаемая оценка ситуативна и опирается на ожидание общепринятой реакции внутри социально обусловленной модели общения.

Недостаток оценки, провоцирующий переживание одиночества – результат стиля поведения и образа мыслей, идущих в разрез с общепринятыми, привычными стереотипами, ввиду чего затрудняющими полноценное социальное общение. Переизбыток оценки – результат индивидуально-психических особенностей, предполагающих низкий уровень ожидаемой оценки, либо демонстративного, привлекающего внимание поведения.

При неполучении ожидаемой оценки, одиночество проявляется вначале в виде симптомов (тоска, жалость к себе, печаль, чувство неоцененности и ненужности и т.д.), причем индивид осознанно или неосознанно пытается заметить или реабилитировать источник оценки. В случае продолжительного дефицита оценки и увеличивающемся, в связи с этим внутренней дисгармонии, одиночество переживается остро, переходя в дальнейшем в стабильное состояние.

Для купирования состояния одиночества предложены способы усовершенствования способности к установлению контактов с другими людьми. Рекомендуется создавать специальные условия, при которых легче завязать знакомство, например, сформировать группы по интересам для холостяков и незамужних, дать одиноким представление об одиночестве в лекциях и публикациях с тем, чтобы их не пугали так сильно собственные переживания.

Одиночество можно смягчить так, что ситуации, породившее его, будут казаться не внушающими более опасения. Субъективное восприятие одиночества – функция не только объективных характеристик ситуации, сколько степени комфортности, которой гарантируется, что человек будет нормально чувствовать себя в этой ситуации. Усиление чувства одиночества, а интенсивная поддержка чувства собственного достоинства у человека – способом коррекции.

Наиболее эффективным видом коррекции У.А Сандлер и Т.Б. Джонсон считают консультации с учетом особенностей измерения, в котором одиночество переживается: «люди, страдающие космическим одиночеством, должны использовать консультации по духовному общению и религиозные консультации, подверженные социальному одиночеству – прибегать к аутотренингу или группам психотерапии».

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение и анализ литературных данных, проведенное обследование позволили сделать следующие выводы.

1. Дети из многодетных семей не чувствуют себя одинокими, начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует.

Разведенные испытывают большее одиночество, чем состоящие в браке, а последние – больше, чем холостяки и незамужние, что ставит под вопрос рекомендацию «терапии одиночества браком», бытующую в обиходе.

2. Чем выше уровень потребности в признании, в общей структуре потребностей личности, тем слабее чувство одиночества. С повышением уровня потребности в признании и степени ее неудовлетворенности ощущение одиночества падает.

3. Уровень одиночества, ощущаемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля: состояние одиночества присуще тем, у кого рассеянное внимание, переменчивые интересы, низкий уровень самоконтроля.

Одиночество характерно также для эмоционально неустойчивых, возбудимых, подверженных чувствам.

4. Вторым по силе влияния на ощущение одиночества фактором является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности: одиночество свойственно неуверенным, нерешительным, деликатным, застенчивым.

Чем менее нормативным считает свое поведение индивид, чем он более терзается чувством вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества.

Доминантные, властные, напористые (по самооценке) личности не одиноки; напротив, чувствует себя одинокими скромные, уступчивые, тактичные.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента частично подтвердили гипотезу исследования.

Полученные в работе результаты позволили предложить практические рекомендации для психолога.

1.Предложенные комплекс психодиагностических методик, включающие авторские разработки, обеспечивает возможность эффективной диагностики состояние одиночества.

2. Психокоррекция по специально разработанной комплексной программе позволяет эффективным купировать чувство одиночества в различных социальных группах.

 



Дипломная работа

 

Причины, диагностика и коррекция одиночества личности



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества

1.2 Аспекты состояния одиночества личности

1.3. Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

1.4 Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациям

1.5. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

1.6 Зависимость переживаний состояния одиночества от возрастных особенностей личности

1.7 Выводы

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика экспериментального исследования одиночества личности

2.1.1 Одномерные системы измерения одиночества личности

2.1.2 Многомерные системы измерения одиночества личности

2.1.3. Использованные методики экспериментального исследования одиночества

2.2 Результаты экспериментального исследования одиночества личности

2.3 Методика коррекции состояния одиночества

2.4 Результат коррекции состояния одиночества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом и социального статуса. В современном нестабильном обществе проблема одиночества обозначилась довольно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В тоже время в настоящее время многими исследователями в различных странах отмечаются явные признаки кризисы не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.

Вопросы профилактики одиночества, подготовки молодежи к семейной жизни имеют большое значение как для здоровья и счастья личности, так и для экономического, социального и культурного развития общества. Начиная с самого раннего возраста следует развивать в ребенке чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и способность у читывать их специфические интересы.

Юность занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Данный возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований психики. Вступая в новый период жизни и деятельности, юноша занимает новую социальную позицию, именно в этой фазе развития формируется отношение к собственному “я”, отношение к све6рстникам, окружающим людям и обществу. От того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит становление социальных установок личности, вероятность возникновения и глубина переживания чувства одиночества.

Объект исследования – состояние одиночества.

Предмет исследования – индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества личности.

Цель работы – выявление индивидуально-психологических аспектов состояния одиночества личности, путем его психодиагностики и психокоррекции.

Гипотеза исследования:

- одним из основных факторов возникновения состояния одиночества является соотношение ожидаемой и получаемой оценки личности;

- склонность к состоянию одиночества является одним из важнейших конституционных свойств личности, мало меняющихся в онтогенезе;

- состояние одиночества в значительной мере является следствием предрасположенности, сформированной в детстве.

Задачи исследования:

- выявить влияние демографических и социальных факторов на состояние одиночества;

- выявить влияние личностных факторов на состояние одиночества;

- предложить методику и установить эффективность психокоррекции состояния одиночества.

Методы исследования:

- поиск, анализ, сопоставление и обобщение литературных данных;

- выявление притязаний с помощью моторной пробы Шварцланда;

- определение оценки и самооценки черт личности по Р.Б. Кэтеллу;

- завершение неоконченных предложений по разработанной методике;

- статистические методы обработки и представления результатов исследования (дескриптивный и корреляционно-регрессионный анализ).

Экспериментальная часть работы выполнена на протяжении 2002 и 2003 годов в городе Славянске Донецкой области. Выборка включала 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 61 года.

Научная новизна работы заключается в уточнении количественного влияния демографических, социальных и личностных факторов на состояние одиночества, а также в установлении связи состояния одиночества с неадекватностью оценок личности.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций по психодиагностике и психокоррекции состояния одиночества.

Структура и объем работы. Дипломная работа написана на русском языке, из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 60 страница, включает 8 рисунков, 5 таблиц, 60 источников литературы.

 



ГЛАВА 1. ТЕОРОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.