Сущность и причины возникновения состояния одиночества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.

Герой рассказа Ги де Монпасана “Одиночество” в своем монологе говорит: ”Из всех загадок человеческого бытия я разгадал одну. Больше всего мы страдаем от одиночества, и все наши поступки, все наши страдания направлены на то, чтобы бежать от него… Иные ощущают это сильнее, другие слабее – вот и вся разница. С некоторых пор меня мучает жестокое осознание страшного одиночества, в котором я живу и от которого нет … ты слышишь? …нет спасения! Что бы мы ни делали, как бы мы не метались, какими бы ни был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий – мы всегда одиноки”.

О распространении одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество – эта многогранная и, по-видимому, комплексная проблема носит общечеловеческий характер и существует столько, сколько люди помнят себя. Она потому и вечна, что не зависит от общественно-экономических формаций, будучи присуща им всем. Однако если проблема одиночества непреходяща, то в чем видится ее острота именно сегодня?

При анализе одиночества необходимо развести одиночество и физическое состояние изолированности человека. Последнее есть поддающееся наблюдению состояние, регулированное и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции большей частью зависит от того каким значением человек наделяет это состояние. Предполагают, что изоляция должна быть мучительной, поэтому она и используется как форма наказания детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные инвалиды получали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для плодотворных открытий и, даже, саморазвития. Многим хочется время от времени “побыть одному”.

В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такое сведение упускает важнейшее обстоятельство – контекст переживаний одиночества. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообщении, в лоне семьи и даже среди друзей.

Чтоб обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтоб узнать одиночество, необходимо испытать его. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Есть доля правды в утверждении: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различного.» Одиночество уникально и невозможно дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество – только мое, никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений.

Различают экзистенциальный, культурный, социальный и межличностный аспекты одиночества, которые можно рассматривать как «иерархию масштабов» возникновения и проявления состояния одиночества.

Пример культурного одиночества – переживание иммигрантов. История США богата выражениями типа одиночества. В 19 веке многие переселенцы переезжали в эту страну группами, которые включали ближайших родственников, друзей и знакомых. Они были окружены любящими их людьми, но они были глубоко одиноки. Даже учреждение иммигрантами этнических коммун, не мешало людям говорить о своей отчужденности, отрыве от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утеряно. Понятие отчуждения не всегда адекватно отражает это переживание. Отчуждение представляет, главным образом, сложное отношение иммигрантов к их новой родине и не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вновь обрести основные идеи, нормы, учреждения, позиции и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира личности. Культурное отчуждение может быть часть или следствием неразрешенности одиночества именно в культурном измерении.

Другой пример культурного одиночества можно найти в характерной форме переживаний человека в современном мире. Современный человек в индивидуальном технократическом обществе чувствует бессилие и крайнюю безнадежность. Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения – в Японии, Америке. Это важный элемент в жизни молодежи, которая не может найти пристанище в культуре своей страны. Такой тип одиночества объединяет беды, неприятности людей, причиняя страдания культурным отчуждением и кризисом попыток идентификации. Культурные различия иногда разрушают социальные и межличностные связи. В таких случаях возникают сложные модели одиночества, как, например, в семьях и других общественных институтах, где существует так называемый «разрыв поколений». Одиночество в культурном измерении – частый «гость» мира ученных, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно если они видят свои расхождения с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой.

Социальное измерение одиночества. При изучении социального измерения одиночества понятия «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к обществу в целом. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, неприятие, остракизм, отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которое они считают очень важным и желательным для себя.

В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического (экзистенциального) и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены:

- когда человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или работу в понравившуюся ему фирму;

- когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социального нежелательными.

К перечисленным общим факторам, содействующим возникновению социального одиночества, добавляются и другие факторы, широко распространенные в современным обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня. Самые значительные из них – увеличивающуюся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Современные люди чрезвычайно заботятся о своем социальном положении. К беспокойству о социальном положении и лице добавляются сомнения, тревога относительно социальной идентичности и значения повседневных столкновений с другими людьми.

Существует много примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. На таких людей наклеиваются унизительные ярлыки преступников, неудачников, гомосексуалистов, предателей, неудобных чужаков. Однако острое социальное одиночество переживают люди, живущие не в «стороне», а на гране общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия имеют сомнительные достоинства, как принято считать, и в некоторых случаях подростки и женщины.

В современном обществе социальные факторы существенно отягчают состояние одиночества. Происходит отождествление успеха с общим признанием, социальное одиночество увязывается со стыдом человека: одиночество является индикатором неудачников, которые попали в разряд «руководимых другими», «руководимых извне». Последствия такого неразрешимого одиночества – тревога, раздражение, депрессия.

Межличностное измерение одиночества. Здесь предполагается измерение восприятие других людей, с которыми человек может установить отношение «Я – Ты», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы».

По временному признаку переживания личностью состояния одиночества различают хроническое, ситуативное и преходящее одиночество. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно проявляется в результате каких-либо стрессовых событий в жизни человека, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Переходящее чувство одиночества выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.