Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках по предмету «Окружающий мир».

Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку учителю начальных классов следует своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения ( ) и совместно с учителем-логопедом работать над преодолением дислексии.

Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания учителем начальных классов и педагогом-психологом роли чтения для эмоционального и личностного развития ребенка, профилактики и преодоления нарушений поведения. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Литературное чтение» заключается в создании условий для овладения школьно-значимыми умениями и способами деятельности, формирования универсальных учебных действий, преодоления недостатков регуляции. Дети учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.

Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков в 1 дополнительном классе в первом полугодии составляет 35 минут, во втором − 40 минут).

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся[33].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.