Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных детским потребностям методов и конкретных дидактических приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание улучшить качество письма и чтения, совершенствуется связное (в т.ч. учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений, попытки улучшения успешности обучения русскому языку.

Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствуют развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля значимо для выполнения письменных работ по математике. Умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, анализировать и составлять тексты в устной форме способствует более успешному усвоению знаний по предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир»

При изучении учебного материала (анализ звукового состава слова, дифференциации звуков, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении и т.п.) у младших школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на различение слов, обозначающих предметы, действия и признаки, знакомство с многозначными словами, словами с близким и переносным значением, признаками текста, при объяснении значений слов, классификации слов на слова-предметы, действия и признаки, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.

При усвоении учебного предмета «Русский язык» школьники учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

Учитель начальных классов  должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Дифференциация сходных фонем при написании слов, работа над слоговой структурой слова, выделение ударных и безударных гласных, усвоение правил правописания буквосочетаний чк, чн, сдвоенных согласных способствует улучшению качества устной и письменной речи, предупреждению ошибок чтения и письма.

Взаимосвязь учителя и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности, а также необходимых универсальных учебных действий. Педагог-психолог ставит учителя в известность о том, какого уровня сформированности системы произвольной регуляции и познавательной деятельности в целом достигли обучающиеся в классе. В большинстве случаев они нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности познавательной деятельности успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.

Педагог-психолог в свою очередь способствует преодолению дисфункций (недостатков зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр.), а также создает основу для облегчения усвоения предметного материала за счет совершенствования познавательной деятельности.

В систему коррекционно-развивающих занятий с ребенком при необходимости (и при наличии возможности) включается педагог-дефектолог (последнее реализуется за счет часов курсов коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» и «Психокоррекционные занятия»). Педагог-дефектолог должен преодолевать недостатки предшествующего обучения и препятствовать появлению новых пробелов в знаниях.  

Учителю начальных классов, обучающему детей по варианту 7.2. в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ следует пройти профессиональную переподготовку по олигофренопедагогике. Ему можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при выделении ударных и безударных гласных в слове, произносим слово по слогам, «отхлопываем» количество слогов, определяем их последовательность, выделяем ударный слог и ударный гласный звук, выделяем безударные слоги и безударные гласные, ставим знак ударения).

Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами слов, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр.

Следует систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового.

Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.

Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания).

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках русского языка в первом дополнительном классе учитель:

- преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия;

- отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);

- систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь тем по русскому языку, показывал необходимость усвоения нового языкового правила для решения учебных задач;

- вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов образования.

 

Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся[31].

Дата: 2019-07-30, просмотров: 445.