Муниципального бюджетного дошкольного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для детей 5-7 лет

На 2018-2019 учебный год

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад №62 «Каравай»

 

 

Составитель:

Воспитатель

Лебедева О.В.

 

 

Содержание программы

№ п/п Наименование раздела Страница
I Целевой раздел 3
1 Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность программы кружка 3-4
1.2 Цели и задачи 4-5
1.3 Принципы и подходы к реализации задач 5-6
1.4 Практическое значение кружка 6
1.5 Формы и режим занятий 6
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации кружка 7
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы кружка 7
II Содержательный раздел 8
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка 8  
2.2 Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка 8
2.3 Планирование содержания работы кружка 9-22
III Организационный раздел (приложения) 23
3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе 23
3.2 Материально-техническое оснащение занятий. 23
3.3 Формы проведения итогов реализации программы 23
3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы 24-25
3.5 Перспектива работы 25
3.6 Методическое обеспечение 26

I Целевой раздел

Пояснительная записка

  Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

  Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Актуальность программы

   Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего - подготовительного возраста от 5 до 7 лет.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

    Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.

 

Цель и задачи программы

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек — неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи образовательные:

— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;

о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,

о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

— научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

 

Формы и режим занятий

 Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

   Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут.

 

Воспитанник должен:

ЗНАТЬ  

-Правила поведения в природе.

-Растения и их характерные признаки.

-Основные признаки диких и домашних животных.

-Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. 

-О перелётных птицах.

-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

-Об охране природы.

-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

-Выполнять правила поведения на природе.

-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

-Обеспечивать уход за растениями цветников

-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

II Содержательный раздел

Планирование содержания работы кружка

Перспективный план старшей группы

Сентябрь

№ недели/Тема недели Организованная образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Проведение мониторинга    
2 неделя Проведение мониторинга    
3 неделя Какие они – цветущие растения? Что цветет на нашем участке в начале сентября Кто помогал цветам расти. Продолжить знакомство с растениями на участке д/с; Закрепить знания о растениях способах ухода за ними; Сбор семян растений цветника «Юный Эколог» Стр.5,6,7 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6
4 неделя Растения в нашем уголке природы Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды «Юный Эколог» с. 20- 22

Октябрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1неделя Перелетные и зимующие птицы Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни См. Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9
2 неделя Уходит золотая осень Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ. тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения «Юный эколог» с.25-27
3 неделя Корова и коза – домашние животные Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; «Юный эколог» с. 35
4 неделя Лошадь и овца – домашние животные Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; «Юный эколог» с.34

Ноябрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Для чего животным хвосты Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой «Юный эколог» с.27
2 неделя Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме «Юный эколог» с.31
3 неделя Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят Учить детей наблюдать за птицами, их повадками. «Юный эколог» с.48, 49, 51, 54, 58
4 неделя Наши четвероногие друзья (кошка и собака) Формировать представление детей о том, что собака умное дом .животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным «Юный эколог» с. 69-77

 

Декабрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя «Письма заболевшим детям» Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма. «Юный Эколог» с.39
2 неделя Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели? Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели «Юный Эколог» с.41-42
3 неделя Какой снег? Наблюдения за снежинками. Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы. «Юный эколог» с.47
4 неделя Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) Показать детям свойства снега и воды «Юный эколог» с.47

Январь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя каникулы    
2 неделя Лес – это дом для многих жильцов Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга « Программа эколог.воспитания»С.11 «Юный Эколог» с.53
  3 неделя «Станем юными защитниками природы» Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе «Юный Эколог» с.42
4 неделя Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период «Юный Эколог» с.45

 

Февраль

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Как люди помогают лесным обитателям? Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки «Юный Эколог» с.56
2 неделя Выращивание лука Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. «Юный Эколог» с.58,59,64,65,68
3 неделя Досуг посвященный В. Бианки   «Юный эколог» с.59
4 неделя Прошла зима холодная Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках. «Юный эколог» с.66

Март

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя   Как люди заботятся о своём здоровье весной Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. «Юный эколог» с.73
2 неделя Вечер досуга «Люблю березку русскую»   «Юный эколог» с.85
3 неделя Божья коровка Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру «Юный эколог» с. 81- 85
4 неделя Весна в жизни лесных обитателей Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны «Юный эколог» с.82

Апрель

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. «Юный эколог» с.76, 80, 84, 102, 107, 108
2 неделя Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей. «Юный эколог» с.64
3 неделя Праздник юных любителей природы Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. «Юный эколог» с.91
4 неделя Экскурсия в парк Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса. «Юный эколог» с.103

Май

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Как человек охраняет природу Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга» «Юный эколог» с.110
2 неделя Весна кончается – лето начинается Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.) «Юный эколог» с.111
3 неделя Проведение мониторинга    
4 неделя Проведение мониторинга    

 

Перспективный план подготовительной группы

Сентябрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Проведение мониторинга    
2 неделя Проведение мониторинга    
3 неделя Планета Земля в опасности! Начинаем читать книгу «Экология в картинках!» Дать детям представления о планете Земля; материках, океанах, странах, народах. Сформировать представления о доме для разных живых существ; растений, животных, людей. «Юный Эколог» с.11-17 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с. 7
4 неделя Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях. Беседа с детьми по н.-н. пособию «Картины из жизни диких животных». «Юный Эколог» с. 24-28

Октябрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1неделя Обитатели нашего уголка природы. Уточнить виды растений которые имеются в уголке природы; условия и потребности жизни. См.Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.11 «Юный Эколог» с.30-32
2 неделя Почему белые медведи не живут в лесу? Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни «Юный эколог» с.32-35
3 неделя Беседа о кроте Формировать у детей представления об особенностях внешнего строения и поведения крота; его приспособленности к подземному образу жизни. «Юный эколог» с.37-38
4 неделя Что человек делает из глины? Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). «Юный эколог» с.40-41

Ноябрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Сравнение рыб и лягушек Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши. «Юный эколог» с.42
2 неделя Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений. «Юный эколог» с.44-49
3 неделя Целевая прогулка по территории детского сада Наблюдение за погодой, деревьями, кустарниками. «Юный эколог» с.48,49
4 неделя Беседа об осени Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года. Загадки, стихотворение А.С. Пушкина «Осень», картинки «Золотая осень».

Декабрь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Через добрые дела можно стать юным экологом. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных). «Юный Эколог» с.55,56 Сказка «Лиса, заяц и петух», «Золушка».
2 неделя Беседа о лесе. Уточнить и расширить представление детей о лесе. «Юный Эколог» с.58-62
3 неделя Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов» Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам. «Юный эколог» с.62-64
4 неделя Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) Показать детям свойства снега и воды «Юный эколог» с.70

Январь

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя каникулы    
2 неделя Наблюдение за водой, снегом, паром. Опыты с водой: что такое пар? Зимние узоры на снегу – это что? « Программа эколог. воспитание» с.11 «Юный Эколог» с.73-76
  3 неделя Земля – живая планета Уточнить представления детей о Солнечной системе. «Юный Эколог» с.79-84
4 неделя Волк и лиса – лесные хищники Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. «Юный Эколог» с.84-86

Февраль

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Цепочка в лесу Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. «Юный Эколог» с.89
2 неделя Выращивание лука Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. «Юный Эколог» с.91
3 неделя Наблюдение за луком Выявить какие изменения произошли с луковицей за неделю. Зарисовать в дневнике наблюдений. «Юный эколог» с.91
4 неделя Опыты с воздухом Наблюдения: Воздух упругий. Дуем – играем. Воздух нужен для жизни. Чем пахнет воздух? «Юный эколог» с.93

 

Март

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя   Наблюдения за луком и ветками в вазе. Наблюдение за дальнейшими изменениями в росте луковицы. Для срезанных веток создать благоприятные условия . «Юный эколог» с.101,102
2 неделя Что мы знаем о птицах Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. «Юный эколог» с.108,109
3 неделя Сравнение кроликов и зайцев Уточнять представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. «Юный эколог» с. 114,115
4 неделя Когда животных в природе становить много или мало? Уточнять и расширять представления детей о том, как создаются пищевые связи растений и животных. «Юный эколог» с.116-118

Апрель

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. «Юный эколог» с.118-121
2 неделя Лес в жизни человека Уточнять представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. «Юный эколог» с.124-128
3 неделя Праздник юных любителей природы. Акция «Украсим дом цветами» Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. «Юный эколог» с.129,130
4 неделя Экологический поход Познакомить детей с пробуждением природы, весенними явлениями: набухание почек, цветущие деревья и кустарники, развертывание листьев. «Юный эколог» с.130-135

Май

№ недели/Тема недели Организационно образовательная деятельность Методическое обеспечение
1 неделя Кому нужна вода? Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт ( она нужна всем живым существам). «Юный эколог» с.144-147
2 неделя Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером. Уточнить и обобщить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее; сообществе, которое сложилось без помощи человека. «Юный эколог» с.150,151
3 неделя Проведение мониторинга    
4 неделя Проведение мониторинга    

 

III Организационный раздел

Перспектива работы

Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.

Методическое обеспечение

1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 – 6 лет; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»

3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова  «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград

4. О. А. Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» .

5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.

6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011

9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000

10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992

 11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995

12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

13. Интернет ресурсы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для детей 5-7 лет

На 2018-2019 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад №62 «Каравай»

 

 

Составитель:

Воспитатель

Лебедева О.В.

 

 

Содержание программы

№ п/п Наименование раздела Страница
I Целевой раздел 3
1 Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность программы кружка 3-4
1.2 Цели и задачи 4-5
1.3 Принципы и подходы к реализации задач 5-6
1.4 Практическое значение кружка 6
1.5 Формы и режим занятий 6
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации кружка 7
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы кружка 7
II Содержательный раздел 8
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка 8  
2.2 Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка 8
2.3 Планирование содержания работы кружка 9-22
III Организационный раздел (приложения) 23
3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе 23
3.2 Материально-техническое оснащение занятий. 23
3.3 Формы проведения итогов реализации программы 23
3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы 24-25
3.5 Перспектива работы 25
3.6 Методическое обеспечение 26

I Целевой раздел

Пояснительная записка

  Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

  Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Актуальность программы

   Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего - подготовительного возраста от 5 до 7 лет.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

    Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.

 

Цель и задачи программы

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек — неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи образовательные:

— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;

о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,

о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

— научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 134.