Охарактеризуйте роль государства в условиях глобализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В последние годы одной из основных тем широковещательных СМИ стала глобализация. Тем не менее, в общественном сознании до сих пор нет однозначной, принятой если не всеми, то, по крайней мере, большинством, дефиниции этого явления. Типичным проявлением интеллектуальной капитуляции, в этой связи, является следующие высказывание: "... термин "глобализация"... потому и получил широкое распространение, что благодаря своей политико-экономической нейтральности допускает самые разноречивые, зачастую диаметрально противоположные трактовки". 20

С этой фразой трудно не согласиться. В своей работе я постараюсь рассмотреть различные подходы в вопросах связанных с глобализацией и государством. Начнем с версии суть которой состоит в том, что глобализация это смешение национального и внешнего мира. Что в целом разумеется верно. По одной из версий глобализация является третей стадией. Первая стадия предполагала интернационализацию (распространение одной формы государственности). Второй стадией являлась мондиализация, которая подразумевала захват национального внешним миром. (в качестве примера выступают последствия промышленной революции на рубеже XVIII-XIX веков).

 

18 World Population Prospects The 2002 Revision Volume III: Analytical Report (стр.67)

19Мальтус Т.Р." Опыт о законе народонаселения".1868г. (стр.23)

20Зюганов Г.А. "Глобализация тупик или выход N", СПб, 2001, (стр.38)

 

Мондиализация становится завершающим этапом интернационализации, означающим стирание расстояний и препятствий на ее пути. Современная стадия, или форма, взаимозависимости глобализация - соединяет в себе признаки двух других, означая "смешение" национального и внешнего мира.21 Исходя из этой теории глобализация процесс завершающий, в этом свете закономерен вопрос, а что же в таком случае мондиализация? В своей монографии "Россия и современный мир" Г.А. Зюганов принимает за исходный пункт исследования положение, трактующее мондиализм как набор социальных технологий, нацеленных на "установление глобальной диктатуры Запада во имя сохранения им иллюзии своего политического, экономического и военного лидерства."22 Однако он считает, что модель, или план, "нового мирового порядка" в действительности есть более сложное и многостороннее явление. Пытаясь подобрать этой геополитической модели исторические аналогии, он пишет, что, "По сути, это - всемирный мессианский, эсхатологический религиозный проект, по своим масштабам, степени продуманности и основательности подготовки далеко превосходящий известные в истории формы планетарных утопий, будь то римский империализм времен Тиберия и Диоклетиана, халифат Аббасидов, движение протестантов-фундаменталистов в Европе или троцкистские грезы о Мировой Революции".23 Основные моменты данных утверждений взяты Г.А. Зюгановым из книги,"Линии горизонта", бывшего директора Европейского банка реконструкции и развития, члена Бильдербергского клуба Ж. Аттали. В ней мондиалистская парадигма геополитически связана с "глобальной стратегией" Америки и атлантическим Большим Пространством в качестве своего рода "метрополией" мировой колониальной империи. Здесь сконцентрированы внутренние "высокоорганизованные пространства" торгового строя, в котором "власть измеряется количеством контролируемых денег", выступающих "единым эквивалентом, универсальной мерой вещей"24. Мондиалистская парадигма в своей основе имеет стихию "свободного рынка" это означает главенствующую роль денег в жизни общества, ибо они диктуют законы его функционирования, а человек тогда рассматривается как товар. И наконец, немаловажно то, что в модели "нового мирового порядка" доводится до своего логического конца агрессивное культурно-национальное "всесмесительство"25. Это "всесмесительство" в своем воплощении представляет собой процесс, когда в "этнических котлах" посредством массовой культуры и безбрежного транснационализма "выплавляется" утопический человек "без свойств"26Такого рода идеал исчезновения этнического и культурного разнообразия закономерно приводит к исчезновению самого человечества.

21М.М. Лебедева. "Предметное поле и предметные поля мировой политики". // Международные процессы. 2004. Т.2. № 2. (Стр.97-108)

22Зюганов Г. А " Россия и современный мир". 1995. Стр.74-75)

23Зюганов Г. А "Россия и современный мир". 1995. Стр.75)

24Аттали Ж. "Линия горизонта". 1993

25Леонтьев К. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Избранное.М. 1993

26 Роберт Музиль автор романа " Человек без свойств", описывает таким образом человека который всегда поступает прямо противоположно тому, чего в действительности хочет

 

В 2003 г. в Париже вышла в свет книга “Глобализация и мировое управление”, подготовленная коллективом ученых Института международных и стратегических отношений. Ее авторы исследуют различные аспекты глобализации: проблему национального суверенитета, влияние стратегических структурных изменений в транснациональных компаниях, роль социальной политики, миграции, средств массовой информации, регионализма, международного права и т.п. Ими также определены характерные для глобализации признаки:

растущая открытость национальных экономик

рост прямых иностранных инвестиций

финансовая глобализация и ускорение международного движения капиталов

расширение международной конкуренции в новых секторах экономики

растущая конкуренция среди стран, охваченных процессом глобализации.27

Это разумеется не полный перечень, например важно отметить и такой момент в условиях глобализации как миграция. Растущая миграция одна из характерных черт современной глобализации. Это явление обусловлено распадом традиционных обществ, соответствующим изменением ментальности, установлением транснациональных систем экономических, культурных, семейных связей. По мнению Катрин де Венден, глобализация способствовала тому, что среди причин, побуждающих население мигрировать, помимо экономических, стали доминировать также и социальные, политические, религиозные и культурные. Легитимность закрытия государственных границ ставится под сомнение разнообразием форм миграционной мобильности. Все чаще права человека выступают в качестве наднационального, надгосударственного фактора (право политического убежища, семейного воссоединения, защита перемещенных лиц и т.д.), отодвигающего на второй план суверенитет государства.28 В отчете ЮНЕСКО за 2009 год развивается идея будущих границ в европейском союзе, там описывается три возможных варианта:

Сценарий 1 (закрытые внутренние и внешние границы)

Из опасения, что территории будут наводнены мигрантами, индивидуально государственная и общеевропейская политика в данном сценарии направлены на защиту национально-государственного самосознания и местных культур.

Сценарий 2 (открытые внутренние, закрытые внешние границ)

Создание общих рынков, рост культурного обмена и постепенная координация систем социального обеспечения снижают барьеры для людской мобильности между странами ЕС. Соответственно, углубляется европейская интеграция. Однако внутренняя гармония ЕС достигается лишь за счет игнорирования глобальных миграционных вызовов

27"Глобализация и мировое управление" 2003.

28Статья Кэтрин Вихтол де Венден " Границы мобильности" 2003 МИГРАЦИИ БЕЗ ГРАНИЦ ЭССЕ О СВОБОДНОМ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ЛЮДЕЙ. 2009г. (стр84-90)

 

Сценарий 3 (отсутствие внутренних границ, прозрачные внешние границы)

ЕС становится еще более мультикультурным: постмодернистские кочевники без отчетливого национального самосознания больше не исключение, а правило. Европа превращается из "закрытой фактории" в космополитическое сообщество различных транснациональных самосознаний.

Единое наднациональное гражданство ЕС - радикальный шаг к подлинной интеграции, поскольку он отделяет гражданство от территориальной, этнической, культурной и государственной принадлежности.

Европейское гражданство - промежуточный шаг, один из многих шагов к общемировому гражданству, о котором Хабермас говорил: "Даже если нам предстоит долгий путь к подлинному статусу граждан мира, этот статус уже не является только миражем"29

Глобализация подразумевает влияние транснациональных корпораций, Всемирного банка на государственную власть, профессор С. Б Лавров пишет "... глобализация хозяйства характеризуется двумя важнейшими моментами: возникновением глобальной информационной сети и углубляющимся разрывом между мощным процессом экономической глобализации на уровне рынков и предприятий, с одной стороны, и сокращающейся способностью национальных государств и их институтов согласовывать с этим взрывным процессом свои социальные, экономические, экологические и политические проблемы... Транснациональные корпорации будут абсолютно автономно решать все вопросы размещения производства, инвестиций и рабочих мест, тогда как государству позволено будет лишь реагировать на их действия". Там же Лавров пишет: "Почти весь мир стал рынком и сферой приложения транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация означает и монополизацию информационных сетей и сферы обслуживания. Национальные границы при этом играют все меньшую роль, а "география фирм" принимает глобальные масштабы".30 Подтверждение этой мысли мы находим у немецкого историка Р. Сиффле. В его книге "Смена эпох", которую цитирует журнал "Шпигель", говорится о том, что глобализацию следует воспринимать как возникновение нового мирового порядка, при котором целые нации и отдельные индивидуумы будут все более жестко делиться на выигравших и проигравших. К середине XXI века национальные государства будут играть крайне подчиненную роль. В тоже время транснациональные корпорации будут править миром, предоставив своим сотрудникам роскошную жизнь на "островах благосостояния". "Снаружи" же будут трудиться не попавшие в "рай" - одни на производстве продовольствия, а другие будут собраны в особые зоны, чтобы выполнять особо опасные и грязные работы - устранять отходы АЭС, санировать свалки отходов и т.п.31 Если взять экономику, то нельзя не видеть, что транснациональные корпорации навязывают свои порядки и свое видение всем государствам независимо от их географического положения и экономических возможностей. Они требуют, чтобы национальные государства не вмешивались в хозяйственные дела. Они выступают за открытость политических границ. Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация предписывают строго выполнять их инструкции.32 Существует мнение о том что большинство сегодняшних правительств в государствах не обладает реальной властью, так как реальная власть принадлежит Бильдербергскому клубу.

29 МИГРАЦИИ БЕЗ ГРАНИЦ ЭССЕ О СВОБОДНОМ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ЛЮДЕЙ. 2009г. (стр228-232)

30Лавров С. Б "Геополитические реалии России", 1999 (стр60)

31"Смена эпох" Р. Сиффле (не смог его идентифицировать) 32И.А. Гобозов "Противоречивый характер глобализации" (стр1)

 

Бильдербергский клуб построен по принципу масонской ложи, его структура включает в себя три круга.

"Внешний круг" достаточно широк и объединяет до 80% участников собраний. Члены этого круга знают только часть реальной стратегии и истинных целей организации.

Второй круг, намного более закрытый, - Комитет управления (Steering Committee), состоящий из 35 человек, знакомых с задачами группы примерно на 90%.

Самый узкий круг - Консультативный комитет (Advisory Committee), состоящий примерно из десяти человек, досконально знающих подлинные цели и стратегию организации и обладающих всеми полномочиями по делам группы в период между ее ежегодными заседаниями. Как писал итальянский журнал "Эуропео" в 1975 г., "несмотря на пестроту своего состава, в целом бильдербержцы - это некое суперправительство, на свой фасон перекраивающее правительства стран Запада". В настоящее время постоянными участниками клуба являются Эдмунд де Ротшильд, Дэвид Рокфеллер, Збигнев Бжезинский, Пол Волфовиц, Генри Киссинджер, Ричард Холбрук, Этьен Давиньон, Генри Гейнц, Романо Проди и некоторые другие. Считается, что актив клуба объединяет 383 человека, треть из которых американцы - представители аппарата Президента США, Госдепартамента, крупнейших корпораций, банков и деловых кругов.

Основная часть финансовых средств, поступают от транснациональных корпораций и западных секретных служб, за счет которых осуществляется деятельность Бильдербергского клуба, поступает главным образом через подставные общества и банки, расположенные на Багамах, в Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии. Имена тех, кто финансируют клуб, точно установить невозможно. Известно только, что на финансирование деятельности Бильдербергской группы тратятся астрономические суммы.32

Вполне резонным становится вопрос, а зачем правительству будущего или настоящего интернациональное, развращенное, глупое, бесплодное население? На мой взгляд без разрушения самосознания людей проводить политику подчинения наций было бы крайне неудобно, тем более в эпоху глобальных коммуникаций, когда люди могут получить доступ почти к любой информации. В свете всех разговоров об ограниченности природных ресурсов нашей планеты, что в рамках данной работы не требует особых доказательств, можно сделать косвенный вывод о том что часть населения подлежит окончательной деградации без права на потомство. На данном этапе нам предлагают взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре33, можно сказать происходит стандартизация нашего мышления, которое происходит за счет телевидения, а точнее тому что нам показывают, фильмы, рекламы товаров, идеальные мужчины, эталон красоты женщины, манера одеваться, говорить, и прочее. В своей книге "Социальное прогнозирование" автор пишет: … " Бешено ускоряется темп жизни. Одежда, домашняя обстановка, все вещи, окружающие человека, сами по себе теряют прежнюю престижную ценность. Чем чаще человек может позволить себе их менять, тем выше его престиж в глазах "общества массового потребления".34

Начинается царство "вещей одноразового пользования". Исчезает прежнее обаяние "отчего дома". Каждая пятая американская семья в среднем ежегодно меняет место жительства! Для "современных кочевников" жилой дом превращается в "жилье одноразового пользования".

32http://www.znaki. chebnet.com/s11. php? id=225

33Уткин А.И. "Глобализация: процесс и осмысление".М., 2001, (стр17-21)

34И.В. Бестужев‑Лада, Г.А. Наместникова Социальное прогнозирование (стр26)

 

Бешено ускоряется темп жизни. Одежда, домашняя обстановка, все вещи, окружающие человека, сами по себе теряют прежнюю престижную ценность. Чем чаще человек может позволить себе их менять, тем выше его престиж в глазах "общества массового потребления". Начинается царство "вещей одноразового пользования". Исчезает прежнее обаяние "отчего дома". Каждая пятая американская семья в среднем ежегодно меняет место жительства! Для "современных кочевников" жилой дом превращается в "жилье одноразового пользования". Разваливается социальный институт семьи и брака, тесный круг друзей. На каждые две свадьбы - один развод!"Друзей" меняют, как перчатки, по мере надобности в "нужных людях" для продвижения по службе или успеха в обществе. Растет не только проституция, но и просто число безобразных оргий почти совершенно незнакомых друг другу людей. Появляется и тут же распадается множество "брачных коммун". Порнография становится "обычной" литературой, фотографией и кинематографией. Супругу, возлюбленную, друзей заменяют "знакомые одноразового пользования". Преступность, наркомания, массовая деморализация людей растут как на дрожжах. Средства массовой информации - пресса, радио, телевидение, поглощающее кино и театр, - становятся средствами массового оглупления людей, бесцеремонной и бессмысленной манипуляции личностью человека. Искусство превращается в стремительно сменяющие друг друга модные кривлянья, в "потеху одноразового пользования". Наука, подбираясь к секретам управления развитием физического и психического облика человека, готовится поставить массовое оглупление людей и манипуляцию личностью на "научную" основу, ускоряет процесс превращения гомо сапиенс в какой‑то кибернетический организм.35

Вот еще одно мнение, Мартин Г. и Шуман Х пишут.: Глобализация приводит к снижению жизненного уровня миллионов людей развивающихся стран. Пример Аргентины, Венесуэлы и многих других отсталых государств показал, что навязываемые международными финансовыми организациями рекомендации по развитию национальной экономики приводят к ее краху. Но глобализация ухудшает жизненный уровень и миллионов людей развитых стран, в том числе США. "В 1995 году четыре пятых всех американских рабочих и служащих мужского пола зарабатывали в реальном исчислении на 11 процентов в час меньше, чем в 1973 году. Другими словами, вот уже более двух десятилетий уровень жизни огромного большинства американцев падает"36.

К чему же, в конце концов, может привести глобализация национальные государства. Судя по всему, промежуточными результатами этого процесса, станут: жестко регламентированное международное разделение труда, унификация национальных государств, замена этнокультурных особенностей, на пресловутые "общечеловеческие" ценности.

35И.В. Бестужев‑Лада, Г.А. Наместникова Социальное прогнозирование (стр26)

36 Мартин Г. - П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. (стр.161)

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 160.