Что бы разобраться в сути термина "демографический переход" необходимо понять истоки его происхождения. Начиная поиск перед нами возникает загадочная фамилия основателя данного термина, Фрэнка Ноутстейна, который в 1945 году ввел в научное обращение данный термин. Ноутстайн Фрэнк Уоллас (1902 - 1983), американский демограф, один из авторов концепции демографического перехода, объясняющей смену типов воспроизводства населения. Исследования проводил главным образом по проблемам планирования семьи и контроля за ростом населения. Любопытно, но мой поиск непосредственных работ или книг данного демографа не привели ни к каким результатам. В данном случае меня интересовали направления которым занимался данный демограф и здесь я буду полагаться на общие сведения о данном авторе 1. Итак суть исследований: планирование семьи, контроль за ростом населения. Как указывает Анатолий Вишневский в предисловии к книге Демографическая модернизация России, 1900-2000 Фрэнк Ноутстейн развивал идеи которые до него были рассмотрены Адольфом Ландри, Уорреном Томпсоном2, а также Леоном Рабиновичем. Мне бы хотелось остановиться на последнем, так как его идеи представляют существенную роль в рассмотрение данного вопроса.
Леон Рабинович (Léon Rabinowicz, род. в 1906 г) - поляк, работавший приват-доцентом права в Женевском университете, а с 1932 г. доцентом права в Варшавском университете (Wolnej Wszechniczy Polskie). Он написал ряд трудов по криминологии и пенологии и единственную, книгу по демографии под названием "Проблема населения во Франции", опубликованную в Париже в 1929 г. Рабинович использовал в книге идеи из "Капитала" К. Маркса, из работ Ф. Энгельса о развитии семьи и о положении рабочего класса в Англии, работу Бухарина об историческом материализме, цитировал Бебеля, Каутского и Плеханова. В своем анализе Рабинович исходил из тезиса К. Маркса о том, что всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения, и что не существует абстрактного закона народонаселения.
Рассмотрим кратко, как Рабинович характеризовал отдельные эпохи:
В древности из-за недостатка пищи практиковались убийства стариков, аборты. В эпоху перехода к земледелию, человек превратился из охотника в земледельца. В зависимости от потребности в рабочей силе нравы и обычаи развиваются таким образом, чтобы способствовать размножению. При рассмотрении эпохи феодализма, он предполагал в ней "инертность социально-экономической инфраструктуры", которой соответствует такая же "инертность и неподвижность" демографического развития. (при отсутствии внешних воздействий (или при их взаимной компенсации) сохраняется состояние покоя или равномерного прямолинейного развития). Для этой "эпохи крепостничества" характерны высокая рождаемость и смертность.
1http://www.edic.ru/res/art_res/art_39193.html
2Демографическая модернизация России, 1900-2000 (предисловие Анатолия Вишневского)
Следующая эпоха, это развитие европейских держав, политика колониальной экспансии когда начинает развиваться финансовый капитал. И вновь он видит тесную связь между экономическим, социальным, политическим развитием и демографическими концепциями. Индустриальная эпоха, ее начало в связи с наличием достаточно большого торгового капитала, возникновение нового общественного класса (пролетариата) и новых технических средств привели к началу промышленной революции. Другую часть той же главы, в которой Рабинович рассматривает изменения в способе производства и в производственных отношениях, он назвал "Демографическая революция". В ней он анализирует демографические изменения как непосредственный результат промышленной революции. Эти изменения происходят, с определенным запаздыванием, вслед за промышленной революцией, которая является не насильственным переворотом, а поступательным переходом от одного способа производства к другому. Новые экономические и технические основы вызывают изменения в демографических процессах и в демографических концепциях. Рабинович пишет: "Можно сказать без боязни преувеличений, что промышленная революция повлекла за собой настоящую демографическую революцию. Ее можно рассматривать с трех точек зрения:
1) рост численности населения
2) перемещение демографических центров
3) процесс урбанизации".4
Рабинович демонстрирует переход к новому типу воспроизводства населения на примере Англии. Он выделяет четыре фазы перехода, в основу которых кладет не изменение темпов роста населения в результате снижения рождаемости, а изменения в расселении, и прежде всего перемещение населения в промышленные центры и создание условий для возникновения новых обычаев в репродуктивном поведении. По сути это и есть наглядная модель того, за счет чего в населении происходит демографический переход. Таким образом можно утверждать что процесс индустриализации положил начало новым экономико-социологическим концепциям. Рабинович рассматривает в своей работе идеи Томаса Роберта Мальтуса автора теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. Мне представляется что этот человек является ключевой фигурой в данной тематике, так как именно исходя из его теории о перенаселении земли, возникли будущие идеи о контроле рождаемости. Т.Р Мальтус пишет "Необходимо, стало бы ограничить, каким-нибудь образом размножение народа. Самое простое и самое естественное ограничение состояло бы, по-видимому, в возложении на каждого обязанности прокормить своих детей. Такой закон послужил бы регулятором народонаселения, и сдерживал бы чрезмерное его возрастание, так как должно надеться, что ни один человек не захочет дать жизнь несчастным существам прокормить которых он не в состоянии".5 Рабинович как раз занимался тем, что изучал процессы которые приводили к снижению рождаемости.
3"Проблема населения во Франции 1929г. Стр127"
4"Проблема населения во Франции 1929г. Стр136"
5Мальтус Т.Р. - Опыт о законе народонаселения. (1868) Книга 3. глава2 стр27)
Он разделяет причины по которым происходило снижение рождаемости на: биологические, демографические, психологические и социологические. Впоследствии он делает заключение 1) рождаемость снижается во всех крупнейших государствах, Франция не является исключением;
2) уровень рождаемости во Франции низкий, но не самый низкий. Например, в сельском хозяйстве современной Франции, в котором преобладает капиталистический способ производства, одновременно сосуществуют крупная "полностью индустриализированная" земельная собственность и остатки мелкой. Точно также сосуществуют крупная и мелкая торговля. Капиталистическое общество, при своем зарождении, характеризовалось высокой и растущей рождаемостью. Напротив, современный капитализм находится в стадии своего кризиса, который сопровождается и соответствующим падением рождаемости. Если этот процесс будет продолжать углубляться, а ничто не свидетельствует о противоположном, то снижение рождаемости в конце концов отразится на естественном приросте населения. Рост населения в будущем может прекратиться, и может даже наступить стадия демографического регресса. Современный период есть, как считает Рабинович, "одновременно фаза экономического и демографического перехода (transition)". "К большому числу экономических, социальных и интеллектуальных проблем нашего времени, которые наша эпоха оставляет в наследство будущим столетиям, нужно добавить еще одну, причём одну из самых серьезных и таинственнейших: проблему населения"6
Стоит упомянуть также, вышедшую годом позже книги Рабиновича, в 1930 г., книгу американского социолога и философа Уоррена Томпсона (1887-1975)"Проблемы народонаселения" в которой он анализировал взаимосвязь экономических и демографических тенденций.7 попытался ответить на вопрос, существует ли закон, управляющий ростом населения. Bсe факторы демографического развития он делит на две основные группы: биологические и социальные (социологические и экономические), отдавая приоритет второй группе. Он принимал многие положения методологии Карла Маркса и разделял взгляды Генри Джорджа. "Промышленная революция вызывает "революцию в интеллектуальной жизни, такую же, как и в экономической". Изучение демографических последствий промышленной революции заслуживает самого серьезного внимания и новых научных подходов. Изменения в населении просто невозможно понять в отрыве от изменений в условиях жизни, связанных с промышленной революцией. Снижение рождаемости зависит непосредственно от расширения знаний о средствах контрацепции. Во Франции ограничение числа детей в семье идет, по мнению Томпсона, от нежелания делить имущество. Также он не согласен с теорией социальной капиллярности А. Дюмона, он считает, что главную роль в ограничении рождаемости играет стремление удержать прежний уровень жизни, а не стремление повысить его.8 Кроме того снижение уровня рождаемости он связывает с повышением благосостояния и считает этот процесс закономерным. Угроза перенаселения, согласно Томпсону, не может быть устранена для всех народов одновременно, как думал Мальтус. В своей книге он разделил все страны мира на три группы по их уровням рождаемости и смертности.9 На второй странице я цитировал Рабиновича, который писал о возникновении новых обычаев в репродуктивном поведении.
6"Проблема населения во Франции 1929г."
7Томпсон Уоррен " Проблемы народонаселения" Лондон, 1930г. (Стр.462)
8Томпсон Уоррен " Проблемы народонаселения" Лондон, 1930г. (Стр.128-129)
9Томпсон Уоррен "Американский журнал социологии N6" Чикаго, 1929г.
Примечательно но идея о демографических типах репродуктивного поведения впервые появляется в статье Ландри "Три основные теории населения".10 Затем в несколько ином виде он сформулировал понятие о трех режимах воспроизводства населения в статье "Идея прогресса".11
Первый режим (тип) воспроизводства населения, названный Ландри "примитивным", характеризуется им как такой, при котором ни брачность, ни рождаемость не регулируется, уровень жизни большинства населения находится на минимуме средств существования, а смертность является главным регулятором численности населения. Второй режим характеризуется ограничением рождаемости за счет откладывания браков и безбрачия под непосредственным влиянием экономических факторов. Третий режим, названный Ландри "современным", основной чертой которого является сознательно ограничиваемая рождаемость, характерен для большинства экономически развитых стран. Аналогию современной депопуляции он проводил с Древней Грецией и Римом. Упадок нравов, бесплодие высших членов общества, утрата доверия к идеалам. Он предполагал что нужно возрождать патриотизм, уважение к многодетным семьям, материально поощрять браки и рождения в целом. Иначе снижение рождаемости не ограничится Францией, а распространится по всему миру. Ландри не отрицал значимость экономических факторов, но считал, что их действие проявляется не впрямую, а косвенно, в сложных, неявных формах.12
Интересно что все авторы рассматривают вопрос о численности населения. Строят предположения относительно последствий промышленной революции. Но почему то никто обращает свой взор на урбанизацию. Которая несомненно ускорилась в следствии развития промышленной революции. А между тем существуют неоспоримые доказательства того что в больших городах численность населения сокращается. Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется в значительной мере в зависимости от территориальной дифференцированности городской среды, прежде всего от различия городов по величине и экономическому профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает. В дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности.13
Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны первого мира: в Европе - Великобритания (91%), Швеция (87%), ФРГ (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке - США (77%) и Канада (76%); в Азии - Израиль (89%) и Япония (78%); в Австралии и Океании - Австралия (89%) и Новая Зеландия (85%); в Африке - ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается.14
10"Три основные теории населения" Ландри, 1909 (стр.169-192)
11"Идея прогресса" Ландри, 1924 (стр. 193-204)
12"Идея прогресса " Ландри, 1924 (стр.184-202)
13мировой урбанизм на преломе. М 1992. (ссыка ниже)
14http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/URBANIZATSIYA.html
Мое внимание привлекла книга"Почему вымирают русские. Последний шанс" В этой книге на 5 странице автор рассматривает статью (И.В. Бестужева-Лады) в которой говорится о демографической деградации как всемирной проблеме, и как закономерному следствию лавинообразного перехода человечества "от традиционного сельского образа жизни к современному городскому"15По мнению автора, именно изменение образа жизни является главной причиной изменения ценности детей для горожан родителей, в результате чего рождаемость сокращается до угрожающего минимума, угрожающего самому существованию человечества. С таким мнением можно согласиться, оно опирается на множество теоретических и эмпирических исследований. Достаточно напомнить, что в конце 1920‑х, 82% населения Советского Союза проживало в сельской местности, а еще 10-12% в таких же, как и там, избах, хатах, саклях малых городов и по окраинам больших. В совокупности это составляло более девяти десятых населения страны. И даже к середине 50‑х годов, т.е. всего лишь полвека назад, соответствующие пропорции составляли 55% и все те же 10-12% (до начала массового строительства "пятиэтажек") итого более двух третей, подавляющее большинство. К 2009 году на территории России в городах проживает уже 73.1% населения страны.16
Угроза демографической катастрофы проблема глобальная, угроза гибели всего человечества. Следовательно, и причины демографической катастрофы носят глобальный характер, связаны не с какими-то особенностями отдельных стран, в том числе России, а с какими-то общими свойствами глобальной цивилизации, с общими свойствами так называемого "демографического перехода", по которому в разное время и с разной скоростью, но неумолимо, в одном направлении и к одному и тому же гибельному концу движутся все народы мира.
О том что численность населения сокращается свидетельствует и отчет ООН, сделанный в 2002 году. "В последние 50 лет наблюдалось заметное сокращение уровня рождаемости в менее развитых регионах, где общая рождаемость снизилась с 6 до 3 детей на одну женщину. В течение следующих 50 лет показатель рождаемости в менее развитых регионах, как ожидается, достигнет в 2030-2035 годах уровня воспроизводства населения, а затем снизится ниже этого уровня. Вместе с тем в 2045-2050 годах средняя рождаемость в менее развитых регионах в целом будет, как ожидается, все равно на уровне немногим более 2 детей на одну женщину, что объясняется главным образом повышением гетерогенности в динамике роста населения среди развивающихся стран. Так в 2045-2050 годах в 49 наименее развитых странах ожидается получить общий показатель рождаемости на уровне 2,5 ребенка на одну женщину, что намного выше уровня воспроизводства населения. Иными словами, в Обзоре 2002 года прогнозируется, что на середину столетия будет по-прежнему довольно значительное число стран, в которых не будет завершен переход к рождаемости ниже уровня воспроизводства населения".17
15 "Почему вымирают русские. Последний шанс"2004г. (статья И.В. Бестужева-Лады, стр5).
16 http://ru. wikipedia.org/wiki/Россия
17 World Population Prospects The 2002 Revision Volume III: Analytical Report (стр67)
В течение 2000-2050 годов показатели рождаемости в большинстве развитых стран будут оставаться ниже уровня воспроизводства населения, численность населения в 30 развитых странах в середине столетия будет, по прогнозам, ниже нынешнего уровня например:
в Японии снизится на 14%
в Италии на 22%
и на 30-50% ниже в таких странах, как Болгария, Эстония, Грузия, Латвия, Российская Федерация и Украина).18
Если сделать обобщение то демографический переход является следствием социально-экономических преобразований в образе жизни населения, в системе его потребностей, которые и вызывают переход от высокой нерегулируемой на уровне семьи рождаемости к низкой, ограничиваемой на уровне семьи. То, что эти преобразования происходят в наши дни не вызывает сомнений, так благодаря постоянной трансформации общества происходит его деградация. Закончить данную тему мне бы хотелось цитатой Т. Мальтуса "Склонность к разнообразию есть стремление порочное, искаженное, противное нашей природе: оно не может пусти корней в обществе, отличающимся простотой нравов и добродетелью"19
Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.