Включение курса «Психокоррекционные занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки их саморегуляции, мыслительных операций, мотивационные искажения, эмоциональные проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции), в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Важнейшее значение для выбора предлагаемого примерного содержания курса имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова,
Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них) включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.
В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Брофман,
К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.
В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется, что содержание психокоррекционных занятий следует планировать в русле перечисленных ниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР, сразу начинающих обучение по варианту программы 7.2.
Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных:
– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
– диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
–диагностика и развитие коммуникативной сферыи социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение диагностических занятий.
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно обучаться по учебным предметам и получить цензовое образование. Вместе с тем для значительной части обучающихся с ЗПР типичны проблемы коммуникации, мотивационные дефициты, эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся не прилагает необходимых усилий на занятиях по развитию познавательной сферы, логопедических занятиях, и они не приносят ожидаемой пользы. Рабочей задачей педагога-психолога является формирование положительного отношения к внеучебным занятиям. Именно поэтому входящие в курс модули должны быть вариативными.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 366.