Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курс «Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.

Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.

Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.

Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».

Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико-грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.

Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.

Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

При реализации данного курса учителю-логопеду рекомендуется выполнять общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).

Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)[17].

Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).

Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).

Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.

Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.

Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.

Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.

Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:

– просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;

– понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;

– постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на курсы коррекционно-развивающей области (КРО), а 6 ч – на проведение коррекционно-развивающих занятий.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация (ОО).

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели). Форма организации логопедических занятий зависит от условий, имеющихся в ОО. Если ученики характеризуются низким уровнем развития познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, целесообразно находить ресурсы для увеличения доли индивидуальных логопедических занятий.

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом так же, как и педагогом-психологом в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть правильно оценено.

Рабочая программа, разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в ОО ежегодно и содержит только необходимые элементы[18].

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями логопедическая работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности. 

При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий

1 четверть

Развитие лексической стороны речи.   (16 часов) Слово как единица речи (2 занятия).     Слова - названия предметов.     Слова - названия действий.   Слова – названия признаков предметов.     Слово в составе предложения (2 занятия).     Лексическая тема «Школа»[19]     Лексическая тема «Осень»   Слова с близким значением (2 занятия)     Слова с противоположным значением (2 занятия)   Лексическая тема «Как ты познаешь мир»   Слова с обобщающим значением.     Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».     Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов.   Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.   Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря.   Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость.   Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.   Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.   Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.   Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов.   Практическое знакомство со словами противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с противоположным значением. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок.   Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.   Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье - ?   Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.

2 четверть

  Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения (14 часов) Образование звуков речи. Гласные звуки. Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И (4 занятия)   Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т (4 занятия)     Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.     Звуковой состав слова.   Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных.     Ударные и безударные слоги.     Звуко-слоговой анализ и синтез.     Лексическая тема «Зима».     Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование разных речевых звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик разных звуков). Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Сравнение написания изученных букв. Чтение и письмо слов «ау», «уа».   Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции. Характеристика звуков [Н], [Н¢], [C], [C¢], [К], [К¢], [Т], [Т¢]. Определение места звука в словах. Условно-графическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.   Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.   Определение звукового состава слов. Гласные и согласные звуки в составе слова. Оценка роли отдельных звуков в отражении значений слов. Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком. Упражнения в определении звукового состава слов: а) выделение звука на фоне слова, б) вычленение первого и последнего звука из слова, в) определение места звука в слове, г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова. Составление графических схем звукового состава слов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.   Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с графическими схемами. Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.).   Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного. Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.   Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов. Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления, сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.   Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки.

3 четверть

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.    (20 ч) Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. (12 занятий)     Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е (4 занятия).     Обозначение мягкости с помощью буквы Ь.   Звонкие и глухие согласные.   Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х. (8 ч)   Диагностические задания: 1) на определение заданного логопедом речевого звука (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой) воспроизведение его акустических и артикуляционно-голосовых характеристик; 2) на называние букв, демонстрируемых логопедом с помощью разрезной азбуки. Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. Назначение букв в письменной речи. характеристики элементов букв, их пространственной ориентировки и движений руки для воспроизведения. Буквы печатные и рукописные; заглавные и прописные. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.   Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее аналогичные упражнения с другими согласными звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора к данному мягкому варианту – твердого и наоборот. Работа по сопоставлению значений и звучания слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и т.п.   Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п. Определить, что мягкость звуков [Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в этих случаях применяется специальная буква - мягкий знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака. Сравнение слов, различающихся твердым или мягким звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать).   Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Звуки согласные парные по звонкости-глухости. Звуки согласные звонкие непарные (Звуки и буквы М, Л, Н, Р, Й). Звуки согласные глухие непарные (Х, Ц, Ч, Щ). Звуки и буквы Ч, Щ. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.     Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

4 четверть

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.  (2 часа)     Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.   (6 часов) Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш (2 занятия).   Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна») (2 занятия)     Предложение     Словосочетание.     Словоизменение.     Словообразование. Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.   Диагностическое занятие. Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию и выбор соответствующего изображения из ряда представленных на наборном полотне картин. Обучающее занятие. Работа с повествовательным текстом о весенних забавах и делах детей (с опорой на серию сюжетных картин), анализ его содержания (ориентировка на смысл отдельных предложений текста). Придумывание названия текста. Вывод о признаках текста: 1) текст состоит из предложений; 2) предложения связаны между собой по смыслу; 3) текст может иметь название – заголовок.   Выделение предложения из структуры текста. Определение словесной структуры предложения. Составление графических схем словесного состава предложений. Упражнения по реконструкции предложений путем замен входящих в них слов. Составление предложений: а) по сюжетным картинкам разной смысловой сложности; б) по картинкам и опорным словам; в) по опорным словам.   Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда. Составление словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме; б) в начальной форме. Соотнесение форм слов, входящих в словосочетание. Определение правильного и ошибочного сочетания слов.   Упражнения в анализе изменения смысла словосочетаний, предложений и текста при изменении форм слов. Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки.   Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательноым значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование глаголов совершенного вида). Работа по уточнению значений новых слов.
Итоговая диагностика (8 часов) Обследование звукопроизношения; обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов; обследование лексической стороны речи; обследование грамматического строя речи; обследование связной речи; обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов). Диагностические занятия должны сочетать стандартную логопедическую диагностику, предложенную в рекомендуемых для использования методических пособиях с нестандартизованной диагностикой в ходе проведения логопедических занятий (качественная оценка уровня речевой активности, диалогических умений, свободных высказываний) и дополняться диагностическими мероприятиями, сходными с таковыми на уроках русского языка и чтения (диктант, пересказ). При этом необходимо поддерживать положительный эмоциональный настрой детей, ни в коем случае не создавая стрессовых ситуаций. Мотивация речеговорения усиливается с помощью специальных приемов.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

ОСНОВНАЯ литература

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература

Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.

Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.

Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.

Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.

Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.

Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.

Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.