Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).
Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
- обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
- состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
- состояние активного словаря, понимание значений слов;
- овладение словообразованием и словоизменением;
- уровень связного высказывания;
- состояние речевой коммуникации;
- речевая активность;
- состояние познавательных функций речи;
- состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и собственно речевого материала останется за образовательной организацией.
Например, следует оценить изменения по параметру «Состояние активного словаря и понимание значений слов».
Для оценки состояния активного словаря можно использовать результаты выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. назови общим названием (предлагаются ряды слов, начиная с наиболее простых и заканчивая более сложными).
2. Самостоятельное продолжение тематического ряда.
3. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.
4. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к слову-стимулу).
5. Угадывание предмета по признакам.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.
Предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется лишь четкая (желательно с помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе можно оценить конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по результатам анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия[20] не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился, некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и плохо справляющихся с заданиями.
Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в 1 классе представлены в конце программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 262.