ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИХ ДИНАМИКА
План
Введение
1 Общественно- политические движения
1.1 Понятие общественно-политических движений
1.2 Особенности политического движения
1.3 Классификация политических движений
2 Типология Политических движений
2.1 Характеристика общественно-политических движений
2.2 Отличие общественно-политических движений от политических партий
2.3 Функции общественно-политических движений
2.4 Взаимоотношения общественно-политических движений с партиями
3 Основные политические движения
3.1 Теория либерализма и его суть
3.2 Консервативная ориентация
3.3 Идея социализма
4 Политическое лидерство
4.1 Типы политических руководителей
4.2 Проблемы лидерства
5 Динамика политических движений
5.1 Деятельность движений
5.2 Особенности динамики движений в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения. Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.
Общественно-политические движения
Понятие общественно-политические движения
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
Типология политических движений
Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями
Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.
Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).
В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.
Консервативная ориентация
80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада, поэтому последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению. В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли формировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях англичанина Эдмунда Берка, французов Жозефа де Местра и Луи Бональда. Позже консерватизм получил развитие в работах Франсуа де Шатобриана, Фелиста де Ламенне, Жозефа Артюра де Гобино, англичанина Бенджамина Дизраэли, немца Отто фон Бисмарка, испанца Доносо Кортеса. Из известных ученых XX в. к числу последователей этого течения можно отнести итальянца Гаэтано Моска, немцев Карла Шмитта, Мартина Хайдеггера и американцев Даниела Белла и Сейсмура Мартина Липсета. Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.
Идея социализма
Термин "социализм" ввел в оборот француз Пьер Леру в 1834 г. Он употребил его с целью противопоставления понятию "индивидуализм". С тех пор с понятием "социализм" связываются социально-политические концепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гармонии. все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идут ассоциация, совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенства людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей. В обыденном сознании идея социализма связывается прежде всего с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, однако эта идея возникла задолго до них, и ее вариантов в истории общественной мысли было и есть много, далеко не все они носят прогрессивный характер, играя подчас консервативную, а то и просто реакционную роль в политике. Уже Маркс и Энгельс подвергали критике такие разновидности социализма как феодальный, мелкобуржуазный, немецкий, утопический, казарменный, прусский и т.д. В русском дореволюционном сознании была сильна идея "общинного", или "крестьянского", социализма. Известно, какую зловещую роль сыграла в XX в. идея соединения социализма и национализма, послужившая идеологическим обоснованием фашизма. в основе различных подходов к пониманию социализма находится следующий вопрос: какова материальная, экономическая основа будущей общности? Попытки дать на него тот или иной ответ и порождают многочисленные разновидности концепций социализма. Наиболее видное место среди них занимает марксистское. После его создания авторы почти всех социалистических доктрин стремятся так или иначе опереться на это учение. Такие доктрины, как правило, не тождественны глубинной сути марксистского понимания социализма, однако и собственно марксистский подход к трактовке нового общества содержит противоречивые положения, что приводит к различной политической практике даже среди его приверженцев.
Политическое лидерство
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем.
Проблемы лидерства
Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. И из всех проблем главная - это служение лидеров интересам своей страны и своим согражданам.
Деятельность движений
В науке идут споры, совместима ли деятельность движений с их институционализацией. Многие исследователи утверждают, что движения и социальные и политические институты – взаимоисключающие феномены, превращение движения в институт убивает его, так как лишает его главной сущностной характеристики – способности воплощать свободную, никем не контролируемую и не регулируемую творческую самодеятельность масс.
В действительности отношение между институтами или организациями и движениями, очевидно, определяется конкретной ситуацией. Отделение движений от институтов – прежде всего от политических партий – явление, типичное для стран со сложившейся и относительно устойчивой социальной и партийной структурой, где партии имеют налаженные связи с субъектообразующими группами, что позволяет им представлять различные социальные интересы. В этих ситуациях движения как бы сигнализируют о проблемах и потребностях, ощущаемых массами, но недостаточно осознанных политической элитой, и выступают мотором изменения: их напор заставляет вносить коррективы в институциональную политику, а подчас приводит и к существенным изменениям в партийной структуре и в составе политической элиты. В случае превращения движений в институты это «разделение труда» нарушается и массы теряют возможность непосредственного вмешательства в политику. В этой связи весьма характерны те мучительные сомнения и противоречия, которые испытывали в ряде стран движения «зеленых», когда перед ними возникла перспектива превращения в обычные парламентские партии.
Заключение
Политические интересы на только разобщили людей, они служили мощным фактором сплочения людей с общими интересами. Так возникли политические движения, послужившие значительному ускорению общественного процесса. Уже в глубокой древности известны движения рабов. В период Средневековья движения крепостных крестьян, служили провозвестниками нарождающегося класса буржуа. На рубеже Нового времени, многие политические движения способствовали утверждению государства буржуазного класса. В 30 – 40-е годы 19 века в политическое движение вступил рабочий класс. Это движение отличалось большей организованностью, более многообразной разработкой его программных целей и тактики. XX век по праву следует считать веком расцвета политических движений. Они стали столь многообразны, что для их глубокого понимания необходимо выяснить их сущность, т.е. попытаться дать их типологию. Под социальным изменением понимается любое изменение, происходящее в обществе. Это изменение в системе социальных позиций, социальных статусов, изменение в соотношении различных социальных групп.
В Западной политологии бытует немало теоретических представлений об истоках и происхождении массовых движений последнего времени, выводимых из психологических, социальных и иных факторов. Теория коммуникативного действия Хабермаса выводит истоки новых движений из социальных факторов – реакции и протеста на колонизацию повседневной жизни. Протест охватывает группы людей, наиболее далеких от производственной деятельности и потому наиболее восприимчивых к разрушительным последствиям глобальной рационализации, Эти социальные группы выступают в борьбе за целостность социальной жизни, объединяются для совместных действий и оформляются в виде активного антивоенного, экологического и прочие подобные движения.
Для участия в политическом процессе и достижения своих целей
политические партии и общественно-политические движения в современной
России должны обладать ресурсами. Главными из них являются:
наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах России, обладающие реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной власти и самоуправления;
устойчивая связь с обществом (аккумуляция и артикуляция интересов избирателей, постоянное давление на государственные структуры с целью их осуществления);
наличие политической идеологии, основные положения которой интегрировали бы в себе предельно широкие общественные интересы, общенациональные приоритеты и с помощью которой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или движения;
сильный политический лидер, способный вести за собой не только членов собственной организации, но и людей из различных слоев общества. При этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;
наличие финансовой базы: партии и движения должны обладать устойчивыми источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятельности, для агитации, содержания центрального руководства;
Список использованной литературы
1. Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и движения России. -Л., Пресс Лтд., 1996.
2. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
3. Бутенко А.П. Советская многопартийность: проблемы формирования. - М.,1991.
4. Вьюницкий В. Со второй попытки. Многопартийность в России после выборов 1993 г.//Диалог, 1994. № 1.
5. Гаджиев К.С., Введение в политическую науку. – М., Логос, 1999 г.
6. Головин Ю.А., Ковшиков М.Ф., Янкевич П.Ф и др. Социально-философские учения по проблемам государственного устройства. История и современность. Книга 2. Политология – Ярославль, Ремдер, 2002.
7. Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. - М., Инст. пед.
Систем, 1995.
8. Ильин М.В., Слова и смыслы: Опыт описания. Ключ: политические партии. – М., РОССПЭН, 1997.
9. Кочетков А.П. Политические партии и гражданское общество. - М.,Посткриптум, 1998.
10. Краснов К.К., Кривогуз И.М., Неминущин В.П. Основы науки о политике. -М., 1993. Ч. 1.
11. Краснова В. Н. Россия: партии, выборы, власть. - М., 1996 .
12. Ленин В.И. Опыт классификации политических русских партий // Полн. собр.соч. т. 14.
13. Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч., т 21.
14. Макфол М. Осмысление парламентских выборов 1993 г. в России // Полис,1994. № 5.
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИХ ДИНАМИКА
План
Введение
1 Общественно- политические движения
1.1 Понятие общественно-политических движений
1.2 Особенности политического движения
1.3 Классификация политических движений
2 Типология Политических движений
2.1 Характеристика общественно-политических движений
2.2 Отличие общественно-политических движений от политических партий
2.3 Функции общественно-политических движений
2.4 Взаимоотношения общественно-политических движений с партиями
3 Основные политические движения
3.1 Теория либерализма и его суть
3.2 Консервативная ориентация
3.3 Идея социализма
4 Политическое лидерство
4.1 Типы политических руководителей
4.2 Проблемы лидерства
5 Динамика политических движений
5.1 Деятельность движений
5.2 Особенности динамики движений в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения. Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 239.