Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своём поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и др.).
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.
В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на её формирование.
Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория – это «совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев. Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными понятиями – музейный посетитель, музейный зритель, музейная публика), когда формируется подход к музею как особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеем и обществом».
Музейная аудитория делится по следующим признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим. По степени активности отношения к музею аудитория подразделяется на реальную (те, кто пришел в музей) и потенциальную (те, кто может, но пока не пришел в музей). Потенциальной аудитории необходимо уделять больше внимания. Динамизм – основное качество музейной аудитории. Экскурс в историю музейной аудитории показывает, что она постоянно меняется, а значит должен меняться и музей.
Для эффективности культурно-образовательной деятельности сотрудники современного музея должны знать свою аудиторию, а значит, регулярно проводить исследования по ее изучению. При этом необходимо владеть основными методами (наблюдение, анкетирование и другие) и приемами музейной социологии.
Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, воздействие музея на общество, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации.
Первое исследование музейной аудитории было проведено в США в 1897 году музеем города Милуоки, но систематичные исследования стали проводить гораздо позднее.
Начало исследований музейной аудитории в России было положено в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Инициатором выступила Третьяковская галерея в Москве. В 1928 году на основе проведенных исследований появился сборник «Изучение музейного зрителя» под редакцией Л. В. Розенталь. Один из выводов гласил, что среднее время осмотра Третьяковской галереи составляет полтора часа, после чего наступает порог утомляемости. В начале 1930-х годов проводилось исследование по изучению юного посетителя Исторического музея в Москве (авторы О. Т. Козлова и А. М. Кобылина). В конце 1930-х годов практика опросов посетителей музеев признали бессмысленной и вредной. Единственным источником по изучению их мнения осталась книга отзывов.
Интерес к изучению музейных посетителей вернулся в 1960–1970-е годы. Сотрудники НИИ культуры РФ провели широкомасштабное исследование, охватившее все краеведческие музеи и музеи-заповедники на территории Российской Федерации. Исследование состояло из опроса, визуального наблюдения и изучения музейной документации. По его итогам вышли в 1974 и 1975 годах труды института под названием «Музей и посетитель».
В 1970–1980-х годах были созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В штат этих музеев были введены социологи.
В 1989–1991 годах сотрудниками НИИ культуры РФ (с 1994 года – Российский институт культурологии РФ) проводилось исследование «Музей и дети». По его итогам появилось издание «Музееведение. Ребенок в музее» (1993). Выяснилось, что сотрудники музея, работая с детьми, ощущали недостаток знаний по возрастной психологии и педагогике.
В настоящее время музейно-социологические исследования проводятся отдельными российскими музеями, обычно они носят разовый характер.
В зарубежных странах, кроме разовых исследований по различным проблемам, планируют долгосрочные опросы. В 1991 году во Франции по решению Управления музеев осуществлялся проект постоянного изучения посетителе в 40 музеях. В Германии Институт музееведения в 1990-е годы осуществил двухгодичный проект по изучению посетителей в четырех музеях местной истории Берлина.
Во многих музеях за рубежом работают отделы маркетинга или связи с общественностью или отделы по изучению посетителей. Подобные структуры создаются и на государственном уровне: комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных ассоциациях в США, ассоциации изучения посетителей в Канаде.
Краеугольным камнем маркетинга является изучение реальной и потенциальной аудитории музея. Выделяют несколько категорий посетителей/сегментов музейного рынка: школьники, семья, туристы, представители различных конфессий, профессий, национальных центров и т.д. Для этого используется ПЭСТ анализ (анализ аудитории с точки зрения политических, экономических, технологических условий с учетом возможностей музея). Используют два подхода изучения аудитории: кабинетное (отчеты о структуре населения, туристических компаниях и т.д.) и полевое исследования (сбор новых эмпирических данных). При разработке целевого рынка потребителей делят на четыре основные группы: тех, кто не знает о товарах и услугах и поэтому их не употребляет; тех, кто знает, но не употребляет; тех, кто знает и потребляет; тех кто знает, но употребляет конкурентный продукт.
Исходя из этого и происходит планирование структуры услуг: стимулирующая для первой категории (кто не знает и не потребляет и тех, кто употребляет конкурентный продукт).
9.позиционирование музейного продукта.Разница между имиджем и позиционированием(?)
В последнее время в связи с развитием рыночных отношений, инновационными процессами в экономике, науке, образовании, культуре особый интерес вызывает специфика содержания и формирования имиджа организации (музея в нашем случае). Рост внимания к проблеме формирования сильного имиджа организации не случаен. Сильный имидж становится необходимым условием достижения организации устойчивого и продолжительного делового успеха. И этому есть вполне разумное объяснение.
Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. [15, с.33]. По мнению Е.Б. Перелыгиной, автора книги "Психология имиджа", источниками такой информации могут быть слухи об организации, циркулирующие в обществе; сообщения средств массовой информации, а так же личные контакты человека с организацией. [15, с. 202]
Как уже было сказано выше, имидж на сегодняшний день является важнейшей характеристикой организации, играя значимую роль в повышении её конкурентоспособности и привлечении к ней потребителей и партнёров. Имидж выступает как средство, инструмент для решения задач. Но главная его особенность в том, что он сам является объектом управления.
Любая стратегия позиционирования базируется на «трех китах»: сегментировании, целевом подходе и позиционировании. В данном случае музей выявляет различные потребности и группы посетителей, выбирает из них целевые - те группы и потребности, что он может удовлетворить лучше других, а затем позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж музея были понятны целевой аудитории.
Позиционирование - это действия по разработке предложения музея и его имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное положение в создании целевой группы посетителей. Конечным результатом позиционирования является успешное создание ориентированного на зрителя заявления о ценности музея - простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует посещать музей.
Касаясь темы формирования имиджа, позиционирования и управления им, известный теоретик и практик PR Г.Г. Почепцов предлагает четырёхтактную модель имиджевой кампании, отражающую разнообразные требования к ряду необходимых операций [16, с.300]:
Определение требований аудитории.
Каждая задача требует опоры на тот или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями, что такое хорошо и что плохо. Точкой отсчёта является именно этот момент, поскольку он задаёт эффективность любой кампании.
Определение сильных и слабых сторон объекта.
Следует реально знать не только позитивные, но и негативные стороны объекта, поскольку именно туда будет направлен основной удар противника.
Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требование аудитории.
Здесь следует работать не столько над слабыми сторонами чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия наиболее эффективна.
Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.
Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в "вещный" вариант выражения.
Формирование имиджа музея включает в себя три ступени:
1. Проведение идентификации образа музея (определение его отличия от других, например по образу человека, с которым он ассоциируется).
Так, в 1994 г. была предпринята попытка идентифицировать СОИКМ с образом пожилого, мудрого, ответственного, разносторонне образованного, увлеченного человека, который с годами становился все более настойчивым в своем поиске нового знания и осуществлении своих идеалов, т.е. с Петром Владимировичем Алабиным. Была разработана концепция имиджа: марка музея включала изображение Алабина, слоган-девиз музея, содержавший его имя («Алабинский музей - созвездие коллекций!»), был разработан макет единого оформления рекламных сообщений (афиш, дипломов, пригласительных билетов, где неизменным был логотип с изображением Алабина и современным полным названием музея).
Концепция не была принята научно-методическим советом музея по причине того, что «у нас не музей Алабина, а музей краеведения». Сегодня, через три года, СМИ все чаще употребляют вместо полного названия музея такие варианты как «музей имени Алабина», иногда и «музей Алабина». Существует вероятность того, что в «местную топонимику» войдет именно такое название нашего музея. Задача остается актуальной.
2. Проведение позиционирования музея, выделение его сильных сторон, с точки зрения требований целевых групп.
С точки зрения первой целевой группы (преподавателей) эти требования таковы:
v профессионализм сотрудников,
v большое количество полезной информации,
v наличие технических средств подачи информации (компьютеры, ТВ, видео, слайды и т. д.),
v актуальность информации,
v пунктуальность сотрудников,
v опытность,
v дружелюбие,
v готовность к сотрудничеству,
v доступность услуг.
С точки зрения целевой группы организаторов досуга:
v высокий уровень обслуживания,
v уникальность предлагаемой информации,
v зрелищность,
v разнообразие услуг, в том числе дорогостоящих (сувенирные киоски, кафе, зоны отдыха, кино, видео),
v уважительное отношение к клиенту.
3. Разработка, принятие проекта и проведение рекламной стратегии по созданию осознанного имиджа.
v проведение социологических исследований независимыми экспертами о сложившемся имидже в фокус-группах общественности,
v разработка рекламной стратегии с учетом результатов и выбранного желаемого, идентифицированного имиджа,
v создание рекламных сообщений,
v работа со СМИ.
Цель рекламной кампании - на различных достижениях музея дать общую картину - он работает на общество.
Требования к рекламной кампании:
v кампания «единого образа»,
v единое централизованное начало подачи материала в сочетании со свободой творчества,
v единообразное использование марки музея во всех рекламных сообщениях (фирменный стиль, логотип),
v постоянство и, следовательно, эффект узнаваемости рекламных сообщений на протяжении ряда лет.
Имея новую концепцию развития и будучи крайне заинтересованным в ее реализации, первое, что должен сделать коллектив в современных рыночных условиях - это разработать проект музейного имиджа и последовательно его осуществлять.
10.бизнес-план в мм и его структура
Бизнес-план (англ. business-plan) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Титульный лист
u Название учреждения. Центр «Эрмитаж-Казань»
u Адрес.Кремль, 12
u Учредитель. МК РТ, МК РФ
u Разработчик проекта: Петренко Екатерина Эдуардовна
u Название проекта.
u Суть проекта. Проект представляет собой театрализованное представление на историческую тему
u Казань, 2019 г.
Краткое изложение проблемы
u Цель плана: Разработка мероприятия,привлечение инвестиций, моральное удовлетворение
u Кратко об учреждении:Центр «Эрмитаж-Казань» находится в историческом центре города, на территории историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль».Он был открыт 23 августа 2005 г. Является филиалом Государственного Эрмитажа. Ему отводятся экспозиционные и служебные помещения площадью около 1000 кв. М. в южной половине третьего этажа здания бывшего Юнкерского училища. В центре предусмотрены экспозиционные залы, лекционный и конференц-зал, информационные залы.
u Маркетинговая среда. Центр «Эрмитаж-Казань» находится в историческом центре города, на территории историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль».На площадкеКремля существует несколько выставочных проектов и музеев,в том числе и в зданииЭрмитажа, что обеспечивает конкуренцию.
u Предлагаемые услуги и продукты.Театрализованное представление, сувенирная продукция, в ходе представления, зрителям будут предложены напитки и сладости
u Целевая аудитория в настоящее время.Так как у музея нет стационарной экспозиции, то целевая аудитория зависит от проводимой в музее выставки.
u Какие потребности потребителей Вы удовлетворяете своим проектом.: духовные
u SWOT –анализ
Сильные стороны:
• Профессиональные сотрудники, успешный коллектив
• Музей занимает достаточно большое помещение
• Музей находится в историческом центре города
• Профессионализм подготовки выставочно-экспозиционной деятельности
• Здание отремонтировано и выглядит приятно
Слабые стороны:
• Отсутствие информации о выставках
• Отсутствие интерактивных программ для взрослых
• Маленький сувенирный магазин, в котором к тому же редко можно застать продавца
• Отсутствие стационарного выставочного пространства
• Небольшое количество культурно-образовательных программ
• Нет целевой аудитории
Возможности:
• Из за нехватки времени у посетителей, можно разработать маршруты быстрого ознакомления с экспозицией
• Разработать образовательные курсы связанные с профилем музея
• Сделать листовки, буклеты, путеводители по экспозиции музея
• Расширять аудиторию
• Проводить экскурсии на татарском языке
Угрозы:
• Нестабильность экономической ситуацией
• Конкуренция с другими музеям, находящимися в здании
• Снижение уровня образования общества
u Самостоятельность проекта. Проект реализуется с помощью студентов Казанского государственного института культуры и работников центра.
u Основные исполнители.студенты Казанского института культуры, работники музея
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.