Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте. Согласно этому законодательству в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.
Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.
В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией [77], входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку правительства с согласия парламента.
Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с РФ; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; исполняет другие полномочия [78].
Президент назначает с согласия парламента Председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента [79].
В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом “отлагательного вето”.
Специфические функции и своеобразие смешанной формы правления можно рассмотреть на примере Конституции Армении, в которой данная проблема отражена в заостренной форме. Так, ст. 5 этой Конституции, закрепляющей принцип разделения властей как нормативно-правовой фундамент для структурирования государственной власти и ее институтов, гласит: "Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей". Шмавонян Г. обращает внимание, что по смыслу некоторых положений Конституции РА институт президента не вписывается в названную выше триаду властей, выносится за рамки разделения властей и конструируется в виде отдельно стоящей власти, возвышающейся над ее основными ветвями. Претензию президентской власти на место вне системы разделения властей, по сути необоснованную с точки зрения современного конституционного правопонимания, порождает и поддерживает ряд положений, содержащихся в Конституции РА[80]. В частности, согласно Конституции РА, исполнительная власть закрепляется за Правительством (ч. 1 ст. 85), законодательная - за Национальным Собранием (армянским парламентом) (ч. 1 ст. 62), судебная - за системой судебных органов (ч. 1 ст. 91), а Президент РА прямо не относится ни к одной из ветвей власти. Функционально-ролевое предназначение института президента в общевластном механизме сформулировано в Конституции (ст. 49) следующим образом:
"Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики". Непреложную часть этих конституционных формулировок составляет еще одна, содержащаяся в ч. 1 ст. 94: "Гарантом независимости судебных органов является Президент Республики". Как отмечает автор данной работы, цитированные формулировки в сочетании с невключением института президента в конструкцию исполнительной ветви создают юридический образ новой (президентской) ветви власти: согласно им президентская власть оказывается как бы выведенной из системы разделения властей и обозначенной в качестве самостоятельного вида власти [81].
Представление о четвертой (президентской), ветви власти, не вписывающейся в классические рамки разделения властей, подкрепляет и своеобразная структура конституционной регламентации механизма государственной власти: положения, определяющие статус и полномочия Президента РА, выделены в самостоятельную главу (гл. 3) Конституции, которая помещена перед главами, регулирующими законодательную,
исполнительную и судебную власти (гл. 4,5, 6 соответственно)[82].
Между тем президентская власть (вся совокупность конституционных полномочий Президента) в Армении чрезвычайно разнонаправленна и развертывается по существу на всех направлениях организации и осуществления государственной власти: в вопросах и сферах формирования, отставки, определения структуры и порядка деятельности Правительства; реализации собственно исполнительной власти (причем она включает в себя весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти); нормотворческой деятельности и отношений с Национальным Собранием; формирования судебной системы; организации и формирования государственного аппарата и т.д. [83].
В правовой литературе определенное признание получило представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республики как о четвертой ветви власти наряду с традиционной триадой. А.Ш. Арутюнян определяет эту мысль следующим образом: “...В странах, где президент не входит в систему исполнительной власти, следует различать и президентскую власть, или, как ее называет В.Е. Чиркин, - арбитражную власть, которая обеспечивает, как это говорится, например, в конституционных текстах Франции, Румынии, Армении, нормальное функционирование публичных властей [84] .
Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер. Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число исключительных полномочий Российской Федерации [85] .
Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.