Президент республики – субъекта РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовой статус Президента республики в составе Рос­сийской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих респу­блик о Президенте. Согласно этому законодательству в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может зани­маться предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанно­стей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой го­сударства, высшим должностным лицом и главой исполни­тельной власти. В этом качестве он выступает гарантом госу­дарственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обяза­тельств; представляет республику в ее отношениях с Россий­ской Федерацией [77], входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посла­ниями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обна­родует законы, одобренные на референдуме; принимает от­ставку правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении во­просов, относящихся к совместному ведению с РФ; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписы­вает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; исполняет другие полномочия [78].

Президент назначает с согласия парламента Председате­ля правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и дру­гих ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Вер­ховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назнача­ет и освобождает от должности председателей и судей рай­онных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной влас­ти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента [79].

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом “отлагатель­ного вето”.

Специфические функции и своеобразие смешан­ной формы правления можно рассмотреть на примере Конституции Армении, в которой данная проблема отражена в заострен­ной форме. Так, ст. 5 этой Конституции, закрепля­ющей принцип разделения властей как норматив­но-правовой фундамент для структурирования государственной власти и ее институтов, гласит: "Государственная власть осуществляется в соот­ветствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполни­тельной и судебной властей". Шмавонян Г. обращает внимание, что по смыслу некоторых положений Конституции РА институт президента не вписывается в названную выше триаду властей, выносится за рамки разделения властей и конструируется в виде отдельно стоя­щей власти, возвышающейся над ее основными ветвями. Претензию президентской власти на ме­сто вне системы разделения властей, по сути необоснованную с точки зрения современного конституционного правопонимания, порождает и поддерживает ряд положений, содержащихся в Конституции РА[80]. В частности, согласно Консти­туции РА, исполнительная власть закрепляется за Правительством (ч. 1 ст. 85), законодательная - за Национальным Собранием (армянским парла­ментом) (ч. 1 ст. 62), судебная - за системой судеб­ных органов (ч. 1 ст. 91), а Президент РА прямо не относится ни к одной из ветвей власти. Функцио­нально-ролевое предназначение института пре­зидента в общевластном механизме сформулиро­вано в Конституции (ст. 49) следующим образом:

"Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функцио­нирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики являет­ся гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики". Непре­ложную часть этих конституционных формули­ровок составляет еще одна, содержащаяся в ч. 1 ст. 94: "Гарантом независимости судебных орга­нов является Президент Республики". Как отмечает автор данной работы, цитиро­ванные формулировки в сочетании с невключе­нием института президента в конструкцию испол­нительной ветви создают юридический образ новой (президентской) ветви власти: согласно им президентская власть оказывается как бы выве­денной из системы разделения властей и обозна­ченной в качестве самостоятельного вида власти [81].

 Представление о четвертой (президентской), ветви власти, не вписывающейся в классические рамки разделения властей, подкрепляет и своеоб­разная структура конституционной регламента­ции механизма государственной власти: положе­ния, определяющие статус и полномочия Прези­дента РА, выделены в самостоятельную главу (гл. 3) Конституции, которая помещена перед главами, регулирующими законодательную, ­

исполнительную и судебную власти (гл. 4,5, 6 соот­ветственно)[82].

Между тем президентская власть (вся совокуп­ность конституционных полномочий Президен­та) в Армении чрезвычайно разнонаправленна и развертывается по существу на всех направлени­ях организации и осуществления государственной власти: в вопросах и сферах формирования, от­ставки, определения структуры и порядка деятель­ности Правительства; реализации собственно ис­полнительной власти (причем она включает в себя весь комплекс решающих правомочий исполни­тельной власти); нормотворческой деятельности и отношений с Национальным Собранием; форми­рования судебной системы; организации и фор­мирования государственного аппарата и т.д. [83].

В правовой литературе определенное призна­ние получило представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республи­ки как о четвертой ветви власти наряду с тради­ционной триадой. А.Ш. Арутюнян определяет эту мысль следующим образом: “...В странах, где президент не входит в систему исполнительной власти, следует различать и президентскую власть, или, как ее называет В.Е. Чиркин, - арби­тражную власть, которая обеспечивает, как это говорится, например, в конституционных текстах Франции, Румынии, Армении, нормальное функ­ционирование публичных властей [84] .

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей террито­рии республики. Акты Президента имеют подзаконный характер. Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в чис­ло исключительных полномочий Российской Федерации [85] .

Законодательство республики в составе Российской Феде­рации допускает досрочное прекращение полномочий Прези­дента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.