Основание и порядок прекращения полномочий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Президента РФ

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Однако в Конституции предусмотрен институт отрешения Президента от должности (ст. 93). Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным, особенно с учетом теперешней политической ситуации в России, расклада сил в парламенте [71].

Поэтому вполне правомерно Конституция установила до­статочно сложный порядок отрешения. Инициатива об этом уже не может исходить от одного депутата (как бывало ра­нее). Для этого требуется не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения спе­циальной комиссии, образованной Думой.

В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Со­брания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Госу­дарственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Консти­туционный Суд дает заключение о соблюдении устано­вленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федера­ции отрешает Президента от должности.

В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от об­щего числа депутатов (членов). Лукашук И. И. отмечает, что сняты имевшие место в прежней Конституции такие размытые, допускавшие широкое толкование формулировки оснований для отрешения Прези­дента от должности, как “нарушение конституции, закона и присяги”. Он подчеркивает, что по действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эти кате­гории имеют строго юридическое содержание, не могут произ­вольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке [72] .

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой об­винения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент Российской Федерации приступает к исполне­нию полномочий с момента принесения им присяги и пре­кращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь из­бранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспо­собности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом вы­боры Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Чиркин В. Е. обращает внимание, что Конституция 1993 г. не предусматривает должность ви­це-президента. По его мнению, это необязательная фигура при Президенте. Учитывая неудачный опыт функционирования вице-президентов в бывшем Союзе ССР и в России, конститу­ционную практику других стран, не знающих такого института, решено не вводить его и в России. Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязан­ности, их временно исполняет Председатель Прави­тельства Российской Федерации [73]. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Ду­му, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.

Досрочное прекращение полномочий Пре­зидента возможно в случае:

1) его отставки;

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуще­ствлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

Первый случай предполагает наличие заявления Пре­зидента. По второму случаю в Конституции РФ не предус­мотрено никакой процедуры, но автор данной работы предполагает, что проведение медицинского консилиума должно регулировать­ся федеральным законом. Речь здесь идет не о кратковре­менном заболевании, а о неизлечимой болезни, делающей невозможным исполнение обязанностей.

Третий случай пред­полагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Кон­ституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента.

Председатель Правительства становится временно исполняющим обязан­ности Президента РФ в случаях смерти Президента, дли­тельной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обя­занности по состоянию здоровья. Исполнение обязанностей Президента в указанных возможных случаях (некоторые из них указаны в Конституции, другие — нет) основывается на самой Конституции, а потому не требует чьего бы то ни было назначения.

Однако Президент РФ вправе своим ука­зом возложить временное исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ в случае кратковремен­ной неспособности их исполнения по болезни. Именно такой Указ был издан 19 сентября 1996 г. Б. Н. Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией и действовал до подписания Президентом Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ[74] .

Президентские обязанности передавались главе Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и такти­ческим ядерным оружием, для чего были переданы соот­ветствующие технические средства ("ядерная кнопка"). Мо­менты временной передачи полномочий и их прекращения были определены отдельными указами Президента РФ (не­посредственно перед началом хирургической операции — с 7.00 5 ноября 1996 г. и сразу же после окончания действия наркоза — в 6.00 6 ноября 1996 г.).

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность прину­дительного отрешения Президента от должности на основа­нии обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления[75].

Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как "импичмент", яв­ляется сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Этот институт всегда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко — в США, например, за более чем двухсотлетнюю историю было только две попытки от­странения Президента от должности в порядке импичмента, но обе они закончились безрезультатно.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от долж­ности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления долж­но быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в дей­ствиях Президента РФ признаков преступления;

2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения.

 Сама процедура отрешения имеет две стадии:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от обще­го числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государствен­ной Думы (т . е. 150 депутатами) и должно быть вынесено зак­лючение специальной комиссии, образованной Государствен­ной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами).

2) Решение об отрешении Президента- РФ от должности выносит другая палата парламента — Совет Федерации — двумя третями голосов от общего числа членов (т. е. 119 голо­сами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвиже­ния Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет приня­то, обвинение против Президента считается отклоненным[76].

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собра­ния, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнта­ризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Бывший Президент теря­ет конституционную неприкосновенность и может быть при­влечен к уголовной ответственности как обычный гражданин.

При даче Конституционным Судом заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государствен­ной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок реше­ние Совета Федерации не будет принято, обвинение против Пре­зидента считается отклоненным.

Специальная комиссия проверяет обоснованность выдви­нутого против Президента обвинения, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установлен­ных Регламентом Государственной Думы.

Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соот­ветствующие документы, заслушивает представителя Прези­дента. Комиссия большинством голосов принимает заключе­ние о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюде­нии процедуры выдвижения такого обвинения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Пре­зидента не получило поддержки палаты, Государственная Дума принимает постановление об отказе в выдвижении об­винения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию.

После отрешения от должности Президент может понести на­казание, если приговором суда будет установлено совершение тяж­кого преступления, предусмотренного УК РФ.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 239.