Конституционный статус Президента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Пост президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.

По Конституции 1993г. “Президент Российской Федерации является главой государства” (ст. 80). Придание Президенту статуса главы государства вызвано повышением уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отно­шениях.

По суждению Воеводина Л. Д., выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу госу­дарства и по существу умаляло прерогативы представитель­ного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Он полагает, что данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функцио­нирует во взаимодействии с другими, обеспечена определен­ными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президен­та [44]. Автор данного исследования обращает внимание, что в прежней Конституции функция Президента была определена через термины “высшее должностное лицо” и “глава исполнительной власти”. Изменение конституционной формулы, поясняет он, не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его “отлучения” от исполнительной власти. Термин “глава государства” более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти.

Употребление термина “президентская власть” означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным при­чинам.

Конституционный статус Президента реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Президент РФ, как глава Федерального государства, вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо политических объединений, это правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов[45].

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.

В Конституции заложена необходимая система “сдержек и противовесов”, способствующая сбалансированному взаимо­действию властей. Между ними нет отношений подчинения [46] .

В установленном Конституцией Российской Федерации по­рядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, в неза­висимости и государственной целостности, обеспечи­вает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти Российской Федерации. Как глава государства Президент Российской Федерации представляет Россию внутри страны и в международ­ных отношениях [47].

Конституция определила требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты: прежде всего кандидат в Президенты должен обладать необходимым жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран это достаточно низкий возрастной уровень.

Как отмечает правовед Комаров С. А., Конституция Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уро­вень здоровья, энергии, организаторских способностей и эф­фективно использовать свой большой политический опыт [48] .

Автор исследования считает, что новой нормой в Конституции Российской Федерации яви­лось введение требования о необходимости постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования, отмечает он, не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, т. к. Пре­зидент должен хорошо

знать ситуацию в стране, его должны хорошо знать избиратели (ст. 81 Конституции РФ).

Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, принятый 21 апреля 1995 г., подробно опреде­ляет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансиро­вания соответствующих мероприятий, формирования и орга­низации работы избирательных комиссий разного уровня, об­жалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, голосования, определения и опубликования его ре­зультатов и т. д. [49]

Выдвигать кандидата на должность Президента вправе из­бирательное объединение, избирательный блок и непосред­ственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей [50].

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появ­лению и сохранению стойких корпоративных групп, закрытию путей притока в эшелоны власти свежих, новых сил, полити­ческих деятелей и лидеров нового поколения [51] .

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации не закрывает путь спо­собному политику, оправдавшему себя на должности Прези­дента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. После избрания Президента осуществляется предусмотрен­ная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Фе­дерации, депутатов государственной Думы и судей Конститу­ционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сфор­мулирован следующим образом: “Клянусь при осуществле­нии полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”[52].

Местопребыванием Президента, его резиденцией яв­ляется столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государ­ственный флаг России.

Главным символом президентской власти в Россий­ской Федерации является штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, установленный Указом Президента от 15 февраля 1994г.

Местонахождением оригинала штан­дарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России — городе Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над

другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на транспортных средствах Президента. Описание штандарта дано в названном Указе Президента[53] .

Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, утверждает автор данного исследования, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса. Это необходимое условие для того, чтобы мотивация воли Президента основыва­лась на высших, долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в Парламенте, популистских интересов.

Согласно Конституции Президент назначает Председателя Правительства Рос­сийской Федерации с согласия Государственной Думы, назна­чает на должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению Председателя Правительства. В отношение органов судебной власти Президент пред­лагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации[54].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.