В составе имущества МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” большое место занимают внеоборотные активы.
Внеоборотные активы представляют собой часть имущества организации, которая участвует в замедленном кругообороте, то есть в течение длительного времени (более 12 месяцев).
К внеоборотным активам, которые размещаются в 1 разделе актива бухгалтерского баланса, относятся основные средства, капитальные и долгосрочные финансовые вложения и другие.
Производственно–хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, большая роль здесь принадлежит основным фондам. Это средства труда и материальные условия процесса труда, благодаря чему и осуществляется процесс
производства (деятельность предприятия).
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев.
Отличительной особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды
они снашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” являются: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
Классификация основных средств
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятия подразделяются производственные и непроизводственные основные средства.
Производственные основные средства – это те средства, которые непосредственно участвуют в производственной деятельности организации, они переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, то есть износ этой группы основных средств включается в издержки производства и обращения. К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб заводоуправления и так далее.
Непроизводственные основные средства не принимают непосредственного участия в производственной деятельности организации, не переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, но без них не может развиваться производство. К таким средствам относятся: основные средства жилищно – коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и тому подобное.
По видам основные средства организации подразделяются на группы:
I. Здания.
II. Сооружения.
III. Передаточные устройства.
IV. Машины и оборудования, в том числе:
а) силовые машины и оборудование;
б) рабочие машины и оборудование;
в) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;
г) вычислительная техника;
д) прочие машины и оборудование.
V. Транспортные средства.
VI. Инструменты.
VII. Производственный инвентарь и принадлежности.
VIII. Хозяйственный инвентарь, и так далее.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования - находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Оценка основных средств
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” основные средства в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
- изготовленных на самом предприятии, а так же приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возмещению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
- внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал – по договоренности сторон;
- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату оприходования и так далее.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычислением из первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям Правительства.
2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Учет основных средств (фондов) организуется централизованно в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.
По отдельным классификационным группам основных средств инвентарным объектом считается:
по зданиям – каждое здание с его внутренними устройствами (система отопления, водогазопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и другие);
по сооружениям – каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое (мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
по передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
по силовым машинам и оборудованию – каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;
по рабочим машинам и производственному оборудованию – каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;
по транспортным средствам – каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (автомобиль грузовой, включая запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);
по инструментам и инвентарю – каждый предмет, который имеет самостоятельное назначения и не является составной частью какого–либо инвентарного объекта (машины, станка, аппараты и тому подобное).
Для обеспечения контроля за сохранностью основных фондов (средств) каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Так, инвентарные номера зданий начинаются с 001 по 099; сооружений – с 100 по 199; передаточных устройств – с 200 по 299 и так далее.
Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.
Поступление основных средств оформляется актом типовой формы № ОС–1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи основных средств составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 “Основные средства”. Установлено несколько типовых форм таких карточек: ф. № ОС–6–для зданий и сооружений; ф. № ОС–7–для машин, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря; ф. № ОС–8–для животных и многолетних насаждений; ф. № ОС–9–для группового учета основных средств.
Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов–актов (ОС–6–ОС–9), технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки
регистрируются в специальных описях типовой ф. № ОС–Ю, записи в которые производятся по классификационным группам основных средств (фондов).
Зарегистрированные в описи карточки помешают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно было составить расчеты амортизации основных средств. По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным
видам основных средств. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду основных средств суммируются и записываются в карточку учета движения основных средств.
По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
Перемещение основных средств из одного цеха и участка в другие в пределах предприятия осуществляется по распоряжению руководителя предприятия и оформляется накладной (ф. № ОС–2). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из цеха в цех, отдел и так далее. Бухгалтерия на основании первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основании 2–ого экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.
Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожения при стихийных бедствиях и так далее; ликвидация части инвентарного объекта в связи с его перестройкой, переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим предприятиям.
Для определения непригодности к дальнейшему использованию тех или иных основных средств на предприятии создается постоянно действующая комиссия.
Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом о ликвидации основных средств. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о ликвидации.
Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и тому подобное. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатов от ликвидации объекта.
Основные средства передаются другим предприятиям безвозмездно по распоряжению вышестоящей организации по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм начисленного износа на полное восстановление. Передачу оформляют актом приемки–передачи основных средств (ф. № ОС–1).
На основании акта осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
2.3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Синтетический учет Основных средств на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” осуществляется на следующих счетах:
01 “Основные средства”
02 “Износ основных средств”
47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Счет 01 “Основные средства” предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или принятых для эксплуатации на правах аренды. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в первом разделе актива баланса, а по содержанию относится к группе инвентарных счетов. По его дебету учитывается остаток и поступления, а по кредиту – выбытие основных средств.
Оприходованные основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал, оформляются следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 01 “Основные средства”
Кредит счета 75 “Расчеты с учредителями”
Основные средства приобретенные за плату у других предприятий или лиц, а также созданные на самом предприятии отражают по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 08 “Капитальные вложения”.
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственных органов отражаются по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 80 “Прибыли и убытки” (по основным средствам производственного назначения) и счета 88 “Не распределенная прибыль (не покрытый убыток)” (по основным средствам не производственного назначения).
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций на предприятии используется счет 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”. По Дебету счета отражается первоначальная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием, по Кредиту – суммы износа, выручка от реализации имущества, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования.
Финансовый результат – прибыль или убыток от списания основных средств – разница между оборотами по Дебету и Кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»: при превышении оборота по Кредиту – прибыль – списывается: по Дебету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и Кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
Превышение оборота по Дебету – составит убыток:
Дебет счета 80 “Прибыли и убытки”
Кредит счета 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”.
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его оприходуют по фактической себестоимости приобретения по Дебету счета 07 «Оборудование к установке» и Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться на счете 07 «Оборудование к установке».
После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основание справок о выполненных работах или актах инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с Кредита счета 07 «Оборудование к установке» в Дебет счета 08 «Капитальные вложения».
При осуществлении строительно – монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с Кредита счета 07 «Оборудование к установке» в Дебет счета 08 «Капитальные вложения».
Учет износа основных средств
Учет износа основных средств ведется на счете 02 “Износ основных средств”. На нем же учитывается износ, ежемесячно начисляемый исходя из норм амортизации на полное восстановление основных фондов. По отношению к балансу этот счет пассивный. По кредиту счета учитываются остаток и начисление износа, а по дебету –списание износа.
Счет 02 “Износ основных средств” имеет два субсчета:
02-1 “Износ собственных основных средств”
02-2 “Износ имущества, сданного в лизинг”
Износ основных средств представляет собой одну из статей затрат, поэтому при наличии износа дебетуют счета издержек производства и обращения и кредитуют счет 02 “Износ основных средств”
Во всех случаях выбытия основных средств списывается износ, сумма которого рассчитывается за весь период эксплуатации и не должна быть выше первоначальной стоимости списываемого объекта. При этом составляется бухгалтерская запись:
Дебет счета 02 “Износ основных средств”
Кредит счета 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.