Сравнивая показатели полной себестоимости и затрат на 1 рубль продукции можно получить информацию о расходах предприятия за анализируемый период, показатели прибыли и рентабельности продукции характеризуют финансовые результаты.
Оценить затрат и финансовые результаты на предприятии можно с трех позиций: с точки зрения государственных, финансовых и налоговых органов (официальный подход); с точки зрения самого предприятия (подход предпринимателя); с точки зрения реальной хозяйственной действительности, т.е. фактических расходов в совокупных доходах. В этом случае совокупные доходы включают в себя прибыль и косвенные налоги уплаченные предприятию (общехозяйственный подход).
Таблица 5
Схема оценки затрат и финансовых результатов при анализе основных технико- экономических показателей на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999-2000 гг.
№ |
Аналитические характеристики
Подход общехозяйственный
1
4
Выручка, тысяч рублей
1999 год
2000 год
Выручка (валовый доход от реализации продукции) Реализованная продукция + НДС, акцизы и другие обязательные платежи
2015,20
7621,20
Продолжение таблицы 5
А
3
2.
Полная себестоимость товарной продукции
1793,00
6852,00
3.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции
0,98
0,99
4.
а)
Прибыль (убыток) от продаж
39,00
76,20
б)
Прибыль (убыток) до налогообложения (скорректированный показатель)
15,00
36,50
5.
Рентабельность продукции в целом
2,18
1,11
Из таблицы следует, что государство с одной стороны изымает в бюджет часть выручки в виде косвенных налогов, а с другой занижает издержки предприятия, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу для изымания налога на прибыль.
Подход предпринимателя отличается реалистичностью, исходной информацией является показатель реализованной продукции и показатель полной себестоимости товарной продукции.
По данным таблицы 5 видно, что официальная оценка затрат на 1 рубль реализованной продукции за 2000 год не занижена, но завышен результат от реализации продукции (6841-6852) на 11 тысяч рублей, а финансовый результат по балансу на 16,64 тысяч рублей.
В итоге предприятие за 2000 год как для государства, так и с точки зрения самого предприятия является прибыльным и рентабельным.
Общехозяйственный подход исходит из цены, которую с учетом платежеспособного спроса и конкуренции готов заплатить и платит покупатель продукции предприятию.
Поэтому показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя и суммы обязательных платежей в бюджет (налог на добавленную стоимость, акцизы).
В итоге сопоставляется валовый доход с полной себестоимостью товарной продукции, получаются финансовые результаты, которые включают в себя как собственную прибыль предприятия, так и налоговые платежи в бюджет.
Для общей характеристики технико-экономических показателей предприятия первоочередной интерес представляет подход со стороны предпринимателя, поэтому обобщим расчётные показатели в таблицу 6 по этому подходу.
Таблица 6
Показатели, характеризующие затраты и финансовые результаты хозяйственной деятельности МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат”
за 1999-2000 гг.
Показатели | 1999 год | 2000 год | Фактические данные к 1999 году в процентах (раз) |
1. Реализованная продукция, тысяч рублей | 1832,00 | 6928,20 | 3,78 раза |
2. Полная себестоимость товарной продукции, тысяч рублей | 1793,00 | 6852,00 | 3,82 раза |
3. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, тысяч рублей | 0,98 | 0,99 | 101,02 |
4. Прибыль от продажи продукции, тысяч рублей | 39,00 | 76,20 | 1,95 раза |
5. Прибыль (убыток) до налогообложения (скорректированный показатель), тысяч рублей | 15,10 | 36,50 | 2,46 раза |
6. Прибыль (убыток) от продаж к прибыли до налогообложения (скорректированному показателю), процент | 260,00 | 208,80 | - |
7. Рентабельность продукции в целом, процент | 2,18 | 1,11 | - |
В анализируемом периоде на предприятии МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” как следует из таблицы 6 наблюдается тенденция превышения показателем полной себестоимости товарной продукции показателя реализованной продукции (3,82-3,78) на 4 процента, затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2000 году по сравнению с 1999 годом возросли на 2,06 процента и составили 99 копеек это свидетельствует о незначительном снижение эффективности затрат.
В 2000 году на каждый вложенный рубль МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” получил 1,41 копеек прибыли по сравнению с 1999 годом, этот показатель снизился на (1,11-2,18) на 1,07 процентов, а в расчете на весь объем затрат (6852*1,07)=73,32 тысяч рублей.
Между тем в целом финансовые итоги деятельности МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” в анализируемом периоде выразились в увеличении прибыли до налогообложения в 1,46 раз.
Обобщенные данные анализа
Итоговая система технико-экономических показателей предприятия включает в себя ранее рассмотренные экономические параметры, которые объединены в таблице 7.
Таблица 7
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.