В рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципа самофинансирования, поэтому государство постепенно сокращает расходы в сфере материального производства. Исходя из данных в Таблице 3 можно утверждать, что наблюдается неуклонное снижение расходов на данную статью: в 1996 году они составляли 40,4%, в 1997 – 24,4%, а в 1998 году они составляют уже 23,0%.
Структура расходов на народное хозяйство Республики Башкортостан.
Таблица 6
Статьи расходов бюджета | Расходы бюджета в % к общему объёму | |||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Промышленность, энергетика и строительство | 14,3 | 9,7 | 7,9 | 9,7 |
Сельское хозяйство | 37,1 | 44,7 | 41,7 | 49,8 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов | 2,1 | 2,7 | 4,0 | 0,7 |
Транспорт, дорожное хозяйство и связь | 9,9 | 11,0 | 8,8 | 7,4 |
Развитие рыночной инфраструктуры | - | 0,02 | 0,03 | 0,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 36,6 | 31,9 | 37,5 | 31,6 |
Из Таблицы 6 видно, что расходы на сельское хозяйство имеют наибольший удельный вес. Так, в 1995 году они составляли 36,8%, в 1996 году – 44,7%, в 1997 году – 41,7%, а в 1998 году – 49,8%.
В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов, объёмы закупок сельскохозяйственной продукции должны быть сокращены и ограничены теми потребностями, которыми не могут быть удовлетворены рыночные механизмы. Практика последних лет выявила низкую эффективность почти всех типов дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскохозяйственным производителям из федерального бюджета. Средства бюджета для выплат компенсации затрат на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы гораздо эффективнее могли быть использованы для гарантий части риска поставщиков сельскому хозяйству на условиях коммерческого кредита. Необходим эффективный механизм банкротства в сельском хозяйстве, без которого невозможно преодолеть практику списания и пролонгирования долгов сельскохозяйственным производителям, финансовую безответственность.
Раздел по АПК составлен с учётом основных направлений государственной поддержки, определённых посланием Президента Российской Федерации в части, относящейся к аграрному сектору, федеральным законом "О государственном регулировании АПК", указами Президента Республики Башкортостан по вопросам развития АПК. На поддержку Республике намечается направить 1218 миллионов рублей, что составит 12,3% расходов бюджета Республики Башкортостан.
Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием затрат на капитальные вложения. Примером расходов на расширенное воспроизводство являются расходы на промышленность, энергетику и строительство, то есть бюджетные средства вкладываются в приоритетные отрасли, которые в будущем могут принести наибольшую прибыль.
В последние годы структура финансирования народного хозяйства меняется в пользу дотаций и компенсаций, так как происходит резкое снижение средств, выделяемых на финансирование капитальных вложений.
Финансирование капитальных вложений представляет собой предоставление бюджетных средств на создание новых и реконструкцию ранее действовавших основных фондов. Эти ресурсы будут направляются на развитие отраслей социальной сферы, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.
При анализе статьи "Жилищно-коммунальное хозяйство" наблюдается тенденция к уменьшению расходов, так, в 1997 году они составили 37,5%, а в 1998 году – 31,6%. Это связано с тем, что увеличились платные коммунальные услуги. На основании Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан разрабатывается республиканская программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с указанной программой в 1998 году доля платежей населения по отношению к затратам на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составлять не менее 50%. При этом доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 18%.
В Республики Башкортостан продолжается приём жилищного фонда оборонных отраслей промышленности, акционерных обществ, предприятий и организаций в муниципальную собственность. Проведение комплексной реформы в жилищно-коммунальной сфере является ключевым вопросом государственной политики. Основными направлениями реформы являются:
- комплексное изменение системы финансирования, управления и контроля в этой сфере;
- снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов и качества.
Необходимо обеспечить повсеместное предоставление жилищных субсидий, социальной поддержки тем, кто в ней нуждается; предоставить льготы по оплате жилья малообеспеченным семьям.
В статье расходов "Транспорт, дорожное хозяйство и связь" видна явная тенденция снижения с 1996 года, в 1995 году расходы составили 9,9%, в 1996 году – 11,0%, в 1997 году – 8,8%, а в 1998 году уже 7,4% (см. Таблицу 6). Это связано с недостаточностью капитальных вложений, направляемых на развитие транспортной инфраструктуры, и как следствие, значительному износу основных фондов, а так же с тем, что работа ряда транспортных организаций не соответствует требованиям рыночных отношений.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 235.