Распределение расходов между звеньями бюджетной системы определяется распределением полномочий и функций между уровнями органов власти. Федеральные органы власти выполняют функции обороны государства, управления государством, социальной защиты населения, создания условий для развития общественного производства, защиты экологии.
1.2.1. Структура расходов федерального бюджета
Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного назначения.
В соответствии с приведёнными функциями расходы бюджетной системы распределяются следующим образом:
Из федерального бюджета финансируются расходы:
1. На оборону, в т.ч. финансовое обеспечение программы конверсии;
2. На государственную поддержку отдельным отраслям;
3. На финансирование внешнеэкономической деятельности;
4. На социально-культурные мероприятия;
5. На обслуживание государственного долга;
6. Расходы, связанные с содержанием органов исполнительной и представительной власти (федеральных органов).
Важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции – адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема реструктуризации расходов федерального бюджета. Их структура представлена в таблице 1.
Структура расходов федерального бюджета в 1996-1998 г.г.
Таблица 1
№ | Наименование расходов | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |||
Сумма в трлн. руб. | Удельный вес в % к итогу | Сумма в трлн. руб. | Удельный вес в % к итогу | Сумма в трлн. руб. | Удельный вес в % к итогу | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Государственное управление и местное самоуправление | 6,7 | 1,5 | 11,6 | 2,2 | 12,06 | 3,06 |
2 | Судебная власть | 2,2 | 0,6 | 3,0 | 0,55 | 4,54 | 0,68 |
3 | Международная деятельность | 28,0 | 6,4 | 10,2 | 1,9 | 14,49 | 6,70 |
4 | Национальная оборона | 80,2 | 18,4 | 104,3 | 19,7 | 81,77 | 2,63 |
5 | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 35,10 | 8,0 | 46,70 | 8,8 | 41,62 | 2,41 |
6 | Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 11,6 | 2,7 | 15,3 | 2,9 | 11,16 | 1,73 |
7 | Промышленность, энергетика и строительство | 49,5 | 11,3 | 49,6 | 9,4 | 27,49 | 11,08 |
8 | Сельское хозяйство и рыболовство | 14,5 | 3,3 | 16,1 | 3,0 | 12,02 | 3,01 |
9 | Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 2,1 | 0,5 | 2,7 | 0,5 | 2,93 | 1,39 |
10 | Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 1,0 | 0,2 | 3,1 | 0,6 | 1,52 | 0,78 |
11 | Развитие рыночной инфраструктуры | * | * | 1,1 | 0,2 | 0,10 | 0,15 |
12 | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 5,9 | 1,3 | 8,5 | 1,6 | 8,47 | 0,71 |
13 | Образование | 15,2 | 3,6 | 18,5 | 3,5 | 17,25 | 10,81 |
14 | Культура, искусство и кинематография | 2,7 | 0,6 | 3,3 | 0,6 | 3,57 | 0,85 |
15 | Средства массовой информации | 2,4 | 0,5 | 3,0 | 0,55 | 2,01 | 0,02 |
16 | Здравоохранение и физическая культура | 7,5 | 1,8 | 11,4 | 2,2 | 9,43 | 0,63 |
17 | Социальная политика | 12,6 | 2,9 | 18,1 | 3,4 | 35,07 | 7,55 |
18 | Обслуживание государственного долга | 58,1 | 13,4 | 78,3 | 14,8 | 124,14 | 35,97 |
19 | Пополнение государственных запасов и резервов | 10,0 | 2,3 | 10,8 | 2,0 | 6,73 | 1,09 |
20 | Финансовая помощь бюджетам других уровней | * | * | * | * | 51,70 | 2,54 |
21 | Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | * | * | * | * | 1,92 | 1,37 |
22 | Мобилизационная подготовка экономики | * | * | 0,9 | 0,2 | 0,77 | 0,11 |
23 | Исследование и использование космического пространства | * | * | * | * | 3,67 | 1,00 |
24 | Прочие расходы | 63,7 | 14,6 | 72,1 | 13,6 | 6,42 | 0,63 |
25 | Целевые бюджетные фонды | 26,7 | 6,1 | 41,2 | 7,8 | 32,08 | 3,10 |
ВСЕГО | 435,7 | 100 | 529,8 | 100 | 512,93 | 100 |
* - в 1996, 1997 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не выделялись.
Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства, роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу, на образование.
По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно что их доля в расходах бюджета 1997 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд. руб., по сравнению с расходами 1996 г. которые составили 49509,6 млрд. руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на 1997 год;
Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета увеличились с 956,1 миллиардов рублей, в 1996г. до 1077,7 миллиардов рублей, в 1997 г. Что увеличило долю в общем объеме расходов на 0,01% - в основном это произошло, я считаю, по причине увеличения роли государственной программы развития космических и авиационных технологий;
"Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий", расходы этой статьи выросли с 5798.4 миллиардов рублей, в 1996 г. до 7690 миллиардов рублей, в 1997 г. что увеличило удельный вес в общем объеме расходов бюджета на 0,01%, и удельный вес расходов к ВВП 1997 г. на 0,03% по отношению к 1996 году.
Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1996 г. до 9 487 млрд. руб. в 1997 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес расходов в ВВП в 1997 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой статье в 1996 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов 1997 года которые составили 2,2%.
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала.
Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются:
- организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;
- борьба с наиболее распространенными болезнями;
- создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.
При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителем на конкурсной основе, творческим коллективам или группам отдельных ученых, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.
В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.
Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что расходы на науку в 1997 году увеличились на 2042 млрд. руб., по сравнению с расходами на 1996 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Российской Федерации, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления.
Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.
Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1996 г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме расходов на 3,26% по отношению к 1996 году.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
- На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
- На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами, определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1996 году.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга Р.Ф. на конец декабря 1996 года установлен в сумме 316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере 124,1 млрд. долл. США.
Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства.
В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством. Обслуживание государственного долга по сравнению с 1996 годом увеличилось на 25179,6 миллиардов рублей.
В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1998 году значительно выросли расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «Обслуживание государственного долга» (с 13,4% в 1996 году до 35,97% в 1998 году), тут же можно отметить статью «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». Снизились расходы по статьям « Сельское хозяйство и рыболовство» и «Промышленность, энергетика и строительство». Остальные статьи увеличились в расходной части с небольшим изменением в отношении к предыдущему году. Вместе с тем, объём расходов на здравоохранение в 1998 году очень низок.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.