В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов финансируются расходы на правоохранительные органы.
Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов власти финансируются из соответствующих уровней бюджета.
Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально-культурные мероприятия. В финансировании народного хозяйства преобладают расходы на предприятия ЖКХ, общественного транспорта, компенсации разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, дотации отдельным предприятиям, ссуды предприятиям бытового обслуживания населения и представителям малого бизнеса.
Приведём пример динамики и структуры расходов консолидированного бюджета РБ.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Таблица 2
№ | Наименование расходов | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |||
Сумма в млн. руб. | Удельный вес в % к итогу | Сумма в млн. руб. | Удельный вес в % к итогу | Сумма в млн. руб. | Удельный вес в % к итогу | ||
1 | Государственное управление | 408570 | 3,1 | 350984 | 3,1 | 499902 | 4,0 |
2 | Судебная власть | - | - | 498 | 0,04 | 4952 | 0,04 |
3 | Международная деятельность | 34920 | 0,5 | 25000 | 0,2 | 25000 | 0,2 |
4 | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 95940 | 0,7 | 230010 | 2,0 | 275364 | 2,2 |
5 | Наука | 25280 | 0,2 | 23000 | 0,2 | 34360 | 0,3 |
6 | Народное хозяйство | 3035923 | 23,2 | 2761064 | 24,4 | 2907901 | 23,0 |
7 | Социально-культурные мероприятия | 4405250 | 33,6 | 4954665 | 43,7 | 6260462 | 49,5 |
8 | Обслуживание и погашение государственного долга | - | - | 8000 | 0,07 | 15000 | 0,1 |
9 | Расходы по республиканским программам | - | - | 90500 | 0,8 | 120500 | 0,6 |
10 | Прочие расходы | 2409535 | 18,4 | 908609 | 8,0 | 404355 | 3,2 |
Итого расходов по бюджету | 10415418 | 79,6 | 9356800 | 82,5 | 10547800 | 83,4 | |
Расходы целевых бюджетных фондов | 2663600 | 20,4 | 1979200 | 17,5 | 2104200 | 16,6 | |
Всего расходов | 13079018 | 100 | 11336000 | 100 | 12652000 | 100 |
Постоянный рост расходов на управление свидетельствует о необходимости совершенствования аппарата управления, упразднения излишних звеньев и параллельно существующих структур, экономного и рационального расходования средств на эти цели. В 1996, 1997 годах эта цифра составила 3,1%, в 1998 году 4%. Расходы на 1998 год были запланированы с увеличением по сравнению с 1997 годом на 24,1% в связи с увеличением фонда оплаты труда в соответствии с Указом Президента РБ «Об установлении надбавок к должностным окладам в органах государственной власти РБ». Из таблицы 2 видно, что от года к году идёт увеличение расходов по всем статьям, но в то же время в области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Необходимо организовать на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищённых слоёв населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, науку и международную деятельность составляют незначительную долю всех расходов бюджета Республики Башкортостан.
Рассмотрим структуру расходов бюджета РБ в сравнении с расходами федерального бюджета и их соответственного распределения по звеньям бюджетной системы.
Структура расходов бюджета и их распределение по звеньям бюджетной системы.
Таблица 3
Статьи расходов бюджета | Расходы бюджета РФ в % к общему объёму | Расходы бюджета РБ в % к общему объёму | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Расходы на народное хозяйство | 18,0 | 14,7 | 15,3 | 35,0 | 31,9 | 29,5 |
Расходы на социально-культурные мероприятия | 6,5 | 9,5 | 10,2 | 21,0 | 47,9 | 52,9 |
Расходы на оборону | 19,6 | 18,4 | 19,7 | - | - | - |
Расходы на содержание правоохранительных органов | 6,0 | 8,1 | 8,8 | 0,003 | 2,7 | 4,5 |
Расходы на управление | 1,6 | 1,6 | 2,2 | 2,8 | 3,8 | 3,8 |
Расходы на обслуживание государственного долга | 9,2 | 13,4 | 14,8 | - | - | - |
По приведённой структуре расходов мы видим, что в бюджете Республики Башкортостан расходы на оборону и обслуживание государственного долга отсутствуют. Остальные статьи расходов, в частности, расходы на народное хозяйство, расходы на социально-культурные мероприятия и расходы на управление в Республике Башкортостан составляют больший удельный вес, чем в федеральном бюджете.
Следует отметить, что бюджетный год начался в трудных условиях. В целях смягчения создавшегося положения Президентом Республики Башкортостан и Кабинетом Министров применяются меры по оздоровлению финансовой обстановки в Республике Башкортостан, в частности, стабилизации финансового состояния предприятий и организаций, ликвидация задолженности по выплате заработной платы, предоставление отсрочек по платежам в бюджет, использование выручки, поступающей на расчётные счета предприятий и т.д. Ситуация усугубляется еще и тем, что прирост кредиторской задолженности идёт более высокими темпами, чем прирост дебиторской задолженности, что свидетельствует о снижении платёжеспособности и ухудшении финансового положения налогоплательщиков.
Финансовая самостоятельность Республики Башкортостан позволяет смягчить воздействие экономического кризиса на жизненный уровень населения, в результате чего ситуация в социальной сфере Республики Башкортостан оказалась несколько лучше, чем в других регионах Российской Федерации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.