Оглавление
Введение 3
Глава I. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика 7
1.1. Понятие «имидж» и наука имиджелогия. 7
1.2. Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика. 18
1.3. Специфика политического имиджа. 22
1.4. Этическая сторона создания политического имиджа. 29
1.5. Речевое воздействие и речевые стратегии. 31
1.6. Особенности формирования речевого имиджа политика. 36
Глава II. Эффективность речевого имиджа политика (на примере коммуникативных практик российских политиков) 49
2.1. Использование метода анализа документов для изучения речевого имиджа политиков. 50
2.2. Эффективность речевого имиджа президента России Владимира Путина 54
2.3. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира Жириновского 63
2.4. Эффективность речевого имиджа первого вице-премьера Дмитрия Медведева 67
2.5. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков. 69
Заключение 73
Литература 76
Введение
Чтобы преуспеть в воздействии на людей, политику необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Одни сообщения оказывают созидательное воздействие на личность, другие деструктивно воздействуют на нее.
О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. Именно поэтому создание положительного речевого имиджа является одной из первоочередных задач специалиста по связям с общественностью, работающего в том числе и над проблемой формирования речевого имиджа политического деятеля. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые есть в арсенале специалистов по связям с общественностью и которые доказали свою эффективность в мировой практике.
В работах отечественных исследователей, выполненных в последнем десятилетии прошлого века, представлены различные аспекты имиджа, имеющие принципиальное значение для обеспечения успешности имиджа: одни из них касаются имиджа личности политика (Амелина В.Н., Гринберг Т.Э., Егорова-Гантман Е.В., Жмыриков А.Н., Зазыкин В.Г., Крамник В.В., Панасюк А.Ю., Почепцов Г.Г., Фуре Р.Ф., Яблокова Е.А.), другие — предпринимателя (Блажнов Е.А., Емельянов Ф.Н., Кузин А.Ф., Кричевский Р.Л., Ладанов И.Д., Уткин Э.Т, Пелих А.С., Петрова Е.А., Коропцева Н.А., Страбинский Э.Е., Фалько Л.Ю., Шепель В.М.), педагога (Кузьмина E.B., Русская Е.), организации (Алехина И., Гришунина Е.В., Криксунова И., Красовский Ю.Д.), средств массовой информации (Адамьянц Т.З., Алехина И., Амелин Н., Еуревич П.С., Феофанов О.).
Богатый теоретический и практический материал по проблеме имиджа наработан также западными учеными, среди которых следует отметить следующие имена: Болдинг К., Берд П., Браун Л., Дейвис Ф., Джеймс Дж., Спиллейн М., Шпигель Дж. и др.
В трудах названных авторов представлены перспективные идеи, предложены тактики по созданию личностного неповторимого имиджа и его роли в политике, шоу-бизнесе — не только, даже не столько, в прошлых социально-экономических условиях, сколько в новых, образовавшихся в конце XX в. и начале.
В современных отечественных исследованиях политического имиджа можно выделить три основных направления: первое сосредоточено на раскрытии психологических проблем индивидуального имиджа политического лидера, общественного деятеля (Егорова Е.В., Иванникова О.В., Зазыкин В.Г., Почепцов Г.Г., Фуре Р.Ф., Шепель В.М. и др.), второе – на имидже политических движений, организаций, политической системы и государства в целом (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е., Почепцов Г.Г., Петренко В.Ф., Митина О.В., Швец Г.М. и пр.), третье раскрывает взаимосвязи между ними (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е. и др.).
Количество работ, посвященных проблемам речевого имиджа в нашей стране, невелико. Среди наиболее значительных монографии О.С. Иссерс, Э.В. Будаева, А.П. Чудинова, Н.Н. Ивановой, Е.В. Осетровой и др.
Объектом настоящего исследования является речевой имидж политика.
Предмет исследования – используемые специалистами по связям с общественностью технологии по созданию положительного речевого имиджа политиков.
Цель представленного исследования – изучение влияния методов PR на создание благоприятного речевого имиджа политика.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
· Рассмотреть различные подходы исследователей к определению особенностей построения имиджа;
· Выделить различные типы имиджа;
· Выявить объект и предмет науки имиджелогия;
· Создать системное представление о речевом имидже политика у специалистов по связям с общественностью;
· Подробно разобрать положения научных работ о политическом имидже;
· Перечислить сформировавшиеся на политическом рынке России основные типажи политиков;
· Определить особенности формирования политического имиджа на текущем этапе развития российского общества;
· Рассмотреть различные подходы исследователей к проблеме речевого воздействия;
· Описать основные речевые стратегии;
· Рассмотреть речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика;
· Определить предпочтения политических деятелей в выборе речевого имиджа;
· Разобрать основные приемы формирования семантики «своего круга»;
· Проанализировать коммуникативную и содержательную составляющие речевого имиджа;
· Повысить эффективность процесса создания речевого имиджа политика;
· Описать основные речевые жанры;
· Проанализировать речевой имидж известных российских политиков, составляющие этого имиджа, приемы и технологии, используемые специалистами по связям с общественностью при его создании.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обращении к проблеме создания речевого имиджа политика на современном этапе истории России как важнейшего фактора влияния на общественное мнение и публичное пространство.
Эмпирической базой исследования стали материалы российских газет, тексты, опубликованные на официальных сайтах российских политических партий, а также монографии, посвященные исследованию данной проблемы.
В работе были использованы специальные методы научного исследования: социологические методы контент-анализа, а также общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы создания имиджа вообще и речевого имиджа в частности, а также принципы речевого воздействия. Во второй главе анализируются коммуникативные практики современных российских политиков с точки зрения их эффективности и влияния на публичное пространство.
Речевого имиджа политиков
В группу методов исследования, применяемых специалистами по связям с общественностью, входят практически все методы, которые используются науками о человеке и обществе для сбора и обобщения информации. Таким образом, можно сказать, что в связях с общественностью востребован весь спектр общенаучных методов социального исследования: анализ документов, наблюдение, сплошные и выборочные опросы, экспертные опросы, метод фокус-групп, тестирование, эксперимент и т. д.
Введем основные понятия, необходимые для описания работы по проведению исследования, сбору и обработке информации[58].
Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника исследования — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика исследования — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Среди основных методов по критерию характера получаемой информации выделяются методы качественные и количественные.
Один из количественных методов – анализ документов (в режиме контент-анализа). Документ — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
Документальная информация делится по своему статусу на официальную (правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики) и неофициальную (личные материалы, включая письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и т. д).
В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные (материалы архивов, прессы, личные документы, т. е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста), иконографические (кинодокументы, видеоматериалы, картины, фотографии и др.), статистические (данные, в которых форма изложения в основном цифровая) и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки).
По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда аналитик имеет дело со вторичной информацией.
При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы (контент-анализ).
Традиционный метод анализа документов состоит в адаптации содержания документа к исследовательской задаче, основанной на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Типичным примером такого анализа текстовых источников может служить изучение публикаций в СМИ по проблематике, связанной с имиджем и деятельностью базового субъекта PR. Оно проводится на этапе анализа ситуации и определения имиджевых проблем организации. Выделяют следующие этапы оценки параметров документального источника: выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его авторства — факторов, которые могли повлиять на достоверность отражения в документе действительного положения дел; иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования.
Контент-анализ — метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Контент-анализ — это систематическая обработка, оценка и интепретация формы и содержания. Потенциальными объектами контент-анализа могут быть любые документальные источники, содержащие текст: книга, газеты, речи, рекламные ролики, плакаты и афиши, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности — слов, фраз, параграфов, статей, журналов, авторов и т. д.
Данный метод целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, в частности, для изучения сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением. Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Методика, предложенная американским социологом и исследователем коммуникации Р. К. Мертоном, предполагает осуществление следующих аналитических операций:
- простой подсчет символов, ключевых слов;
- классификация символов, ключевых слов по полярности (положительной или отрицательной окраске по отношению к объекту);
- анализ текстов по иерархическим элементам (выявление их главных и второстепенных частей);
- тематический анализ (выявление явных и латентных тем);
- структурный тематический анализ (анализ соотношения
различных тематических материалов, способных взаимодополняться, объединяться или противопоставляться друг другу);
- темпоральный структурный анализ (соединение структурного анализа с анализом временной последовательности появления материалов и выхода их в свет)[59].
Технология контент-анализа заключается в следующем.
Этап 1. Отбор документов, постановка задачи, разработка программы контент-анализа. При изучении, например, печатных СМИ отбирается издание, затем выпуски (номера) за обозначенный период времени, определяются типы сообщений (тематические разделы, рубрики, авторские материалы и т. п.).
Этап 2. Обоснование и отбор единиц контент-анализа (единиц анализа и единиц счета). Смысловые (качественные) единицы контент-анализа показывают, какие частные элементы содержания следует считать в тексте. Категории анализа — это ключевые понятия, которые образуют концептуальную схему исследуемого объекта. В качестве количественных единиц анализа могут выступать единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста — это фрагменты анализируемых текстов, в пределах которых определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий (предложение, статья, интервью). Единица счета — это отдельный признак или элемент того сообщения, которое подлежит анализу и обсчету. В качестве единиц счета могут выступать показатели объема текстовых фрагментов (площадь, число строк, число знаков и т. п.) и показатели частоты упоминания терминов или тем. Таким образом, в качестве базовых единиц частотного анализа выступают слова и темы. Основные требования к выделяемым единицам анализа — статистически значимая представленность в тексте, однозначность, простота идентификации.
Этап 3. Разработка бланка контент-анализа и пилотажная кодировка текста.
Этап 4. Кодировка документальных массивов на основании разработанного кодировочного бланка, ввод в компьютер и компьютерная обработка.
Этап 5. Интерпретация полученных данных и подготовка отчета[60].
Анализ документов позволяет определить эффективность речевого имиджа политика, так как выявляет, из каких компонентов формируется речевой имидж политика. Наиболее эффективно сначала провести традиционный анализ документов, а потом контент-анализ документов.
Владимира Путина
Как уже говорилось выше, Владимир Путин – самый популярный политик страны на данный момент: его рейтинг популярности по данным ФОМ на конец августа 2007 года колеблется около 80 %. Популярность Путина обусловлена несколькими факторами. Во-первых, он занимает самый высокий государственный пост, управляет страной, определяет направление развитие страны. Во-вторых, именно на время правления Путина пришлось время так называемой стабильности, когда у некоторой части населения страны появилась уверенность в завтрашнем дне, в том, что экономическое положение россиян медленно, но верно улучшается, и в том, что данный процесс будет продолжаться. В-третьих, президент Владимир Путин добился популярности, благодаря профессионально созданному имиджу, речевой компонент которого играет важную роль. Первые два фактора не имеют отношения к теме данного исследования, поэтому мы сконцентрируем свое внимание на третьем факторе.
В качестве эмпирической базы исследования речевого имиджа Владимира Путина выбраны Послания Федеральному Собранию Российской Федерации, Мюнхенская речь Владимира Путина, произнесенная в феврале 2007 года и его обращение к народу России в связи с кончиной первого президента нашей страны Бориса Ельцина.
Пост, занимаемый Путиным, предусматривает частые публичные выступления. В связи с этим выбрать наиболее значимые выступления – сложная задача. Ежегодное Послание Федеральному Собранию – программное выступление главы государства, в котором проявляются политические взгляды, планы, оценки президента. Это выступление – прежде всего отчет перед народом страны о проделанной работе, поэтому интересно проследить, как выстраивался речевой имидж президента, опираясь на анализ этих выступлений.
Мюнхенская речь Владимира Путина – квинтэссенция внешней политики президента. Она демонстрирует, какой тяжелый путь прошла Россия за восемь лет и как изменилось отношение к нашей стране в кругах западной политической элиты. Наконец, обращение к народу России в связи с кончиной первого президента нашей страны Бориса Ельцина акцентирует внимание на таких личностных качествах Путина, как преданность, порядочность.
Свой высокий политический рейтинг Путин заработал, качественно сыграв роль «Державника» или «Патриота». В Послании Федеральному Собранию 2007 года президент обращает внимание на то, что существуют внешние угрозы, но тем не менее Россия должна быть независимой страной: «Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни. Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия… Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии – международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны – Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира. В этой связи важным направлением внешнеполитической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране – это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безопасности. Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепления государства. И хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики, дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись за эти годы»[61].
Речевой имидж «Державника», чаще всего, строится на поддержке армии, силовых ведомств, потому что только эти ведомства способны противостоять анархии, бороться с нарушениями закона. В тот момент, когда Владимир Путин стал лидером страны, все силовые ведомства России требовали реструктуризации, тяжело переживали деформацию политической системы Советского Союза, произведенную президентом Борисом Ельциным. Во время правления Путина силовые ведомства обрели былую мощь, и этому Путин уделяет много внимания в своих выступлениях: «Еще несколько лет назад сама структура Вооруженных Сил была неадекватной существующим реалиям. Образовался и провал в оснащении армии и флота современными средствами вооруженной борьбы… Войска проводили учения «на картах», только на картах. Флот был прикован к берегу, а авиация – к аэродромам. И тогда, в 1999 году, когда возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли… Для эффективного ответа террористам нужно было собрать группировку численностью не менее 65 тысяч человек. Армия – 1 миллион 400 тысяч человек, а воевать некому. Вот и посылали необстрелянных пацанов под пули. Никогда этого не забуду. И наша с вами задача в том, чтобы это никогда больше не повторилось…Сегодня ситуация в армии качественно меняется. Создана современная структура Вооруженных Сил. Идет переоснащение армейских подразделений новыми и модернизированными образцами военной техники»[62].
Приверженность демократическим принципам – необходимая составляющая речевого имиджа современного политика, стремящегося вести эффективный диалог с западной политической элитой. Однако, «Державник» все равно в своих выступлениях обращает внимание на то, что порядок в стране важнее демократии. Именно такие слова в своих Посланиях Федеральному Собранию, чаще всего, употребляет президент Владимир Путин: «Необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы. Но ценой развития демократических процедур не может быть ни правопорядок, ни столь трудно достигнутая стабильность, ни устойчивое проведение взятого экономического курса. В этом вижу самостоятельный характер выбранного нами демократического пути. И потому мы будем двигаться вперед, учитывая наши собственные внутренние обстоятельства, но в обязательном порядке – опираясь на закон, на конституционные гарантии. Разумеется, сама власть также не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать всё новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам – это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего»[63].
Борьба с террористами, преступниками представляется президенту первоочередной задачей, возможно одним из главных вызовов, брошенных Путину во время его президентства. Хотя в последние годы достигнуты большие успехи в этом направлении, на этом фронте внутренней политики борьба, по мнению Путина, в самом разгаре. Таким образом, подчеркивается необходимость нахождения Путина во главе страны. При создании речевого имиджа Путин использует роль «Сильная рука»: «В целом отмечу, что организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов. Соответствующие решения будут подготовлены. Укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий быть не должно: угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества. И нам нужно набраться мужества и продолжить работу по искоренению террора. Стоит только проявить слабость, мягкотелость – потерь будет неизмеримо больше, и они могут обернуться общенациональной катастрофой»[64].
Демонстрируя свою способность бороться с опасностями, Владимир Путин апеллирует к историческому опыту России, к трагедиям, который российский народ пережил в прошлом: «Уже очень скоро, 9 мая, мы будем праздновать 60-летие Великой Победы. Этот день по праву можно считать днем торжества цивилизации над фашизмом. Общая Победа позволила отстоять принципы свободы, независимости, равенства всех людей и народов. Для нас очевидно, что Победа была достигнута не только силой оружия, но и силой духа всех народов, объединенных в то время в союзном государстве. Их сплоченностью против бесчеловечности, геноцида и претензий одной нации помыкать другими. Между тем страшные уроки прошлого диктуют нам свои императивы и сегодня. И Россия, связанная с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой, не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе»[65]. Благодаря экскурсам в прошлое, Путин демонстрирует преемственность своей политики по отношению к политике прошлых лидеров страны, и в то же время президент считает, что в последние годы Россия сделала гигантский шаг вперед.
В последних Посланиях Федеральному Собранию, датированных 2005 – 2007 годами, в речах Путина появляются новые смыслы, связанные с тем, что при конструировании его речевого имиджа используется новая роль Стратега, политика, смотрящего в будущее, заранее решающего проблемы, которые пока лишь маячат на горизонте российской внутренней политики. Во-первых, в текстах, произносимых Владимиром Путиным появляется мысль о том, что Россия уже в состоянии решать глобальные задачи: «С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов. Первый этап был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом. Второй этап был временем расчистки завалов, образовавшихся от разрушения «старого здания». При этом нам удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства, к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели»[66].
Одной из таких целей он видит решение демографической проблемы, возникшей в России в постсоветское время. При обсуждении этой проблемы как раз и разыгрывается карта «Стратега»: «Но, говоря о первоочередных мерах по улучшению демографической ситуации, мы уже обязаны думать и о дальнейших перспективах. Эксперты, как вы знаете, считают, что в вопросах демографии надо планировать не на год, не на два, а на три поколения вперед, надо мыслить стратегически. Только так можно не просто переломить сегодняшние негативные тенденции, но и достичь стабилизации, а затем и постепенного роста численности населения России. Именно для этого было поручено подготовить системную и хорошо просчитанную концепцию демографической политики. Отмечу, что этот документ создается не для органов власти или не только для органов власти. Его основной адресат – это, прежде всего, граждане России. Концепция демографической политики должна быть востребована обществом, понятна ему и опираться на активность самих граждан»[67].
При этом как сильный руководитель, Путин в своих речах заявляет о том, что для претворения в жизнь долгосрочных планов необходимо участие широких слоев населения России: «Вы знаете, я только что закончил встречу с женщинами, представителями общественных организаций, которые на практике занимаются вопросами демографии и воспитания детей, воспитывают большое количество детей, являются воспитателями больших детских коллективов. Они тоже обращали внимание на эту проблему. Необходимо воспитывать хорошее, правильное отношение к собственному здоровью у людей, к своим детям, к родителям, к институту и ценностям семьи. Конечно, здесь многое могли бы сделать политические партии, общественные организации, средства массовой информации»[68].
Еще одна компонента речевого имиджа Путина – «Отец народа», человек, заботящийся о населении страны, делающий все возможное для повышения материального уровня жизни граждан страны, их духовного потенциала: «Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это её граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну»[69].
Для блага народа придуманы национальные проекты, реализация которых позволит России совершить модернизацию государства. Каждый из проектов должен положительно повлиять на жизнь миллионов россиян. Один из национальных проектов - «Доступное жилье»: «Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему – очень болезненный вопрос для большинства людей в России. Благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для создания нормальной семьи. Между тем даже нынешний рост доходов не всегда позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество, отсюда низкая мобильность населения, не позволяющая людям перемещаться по стране в поисках подходящей работы»[70].
Помимо создания имиджа Путина для граждан России, специалисты по связям с общественностью, работающие с президентом, также формируют имидж, рассчитанный на западную аудиторию. В формировании этого имиджа решающую роль сыграла Мюнхенская речь Владимира Путина. Она произвела ошеломляющее впечатление на мировое сообщество. Западные СМИ мгновенно наполнились фразами о новой холодной войне между Россией и Западом, а также о росте российской военной угрозы. Между тем главный акцент в своем выступлении российский президент сделал вовсе не на некой особой роли России в мировом раскладе сил, хотя этому тоже было уделено определенное место. Главный тезис речи в том, что однополярный мир кончился, он просто не мог состояться в силу объективных причин: «Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном – мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее: сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации»[71].
Выступление Путина, в котором он предстал в образе «Пламенного борца», произвело сильное впечатление на жителей Западной Европы. Большинству простых европейцев, уставших от нерешительности собственных лидеров, по форме и содержанию очень понравилась речь российского президента. Путин высказал многое из того, что лежало у них на душе.
И последняя компонента речевого имиджа Путина, обнаруженная нами при анализе его выступлений – «Порядочный человек». Во многом она уникальна для современной политики, где ради выгоды, политического преимущества соперничающие партии готовы пойти на любые этические нарушения. Для Путина это неприемлемо. Причем, судя по всему, это отличительная черта его характера, а не хорошо реализованная PR-стратегия. В качестве примера можно привести уникальное в историческом контексте выступление президента России, связанное с кончиной Бориса Ельцина. В этом выступлении Путин крайне уважительно относится к фигуре своего предшественника на высоком посту, несмотря на их разногласия в политических вопросах. «Мы знали Бориса Николаевича как мужественного и при этом – сердечного, душевного человека. Это был прямой и смелый национальный лидер. И при отстаивании своих позиций – всегда был предельно откровенен и честен. Борис Ельцин брал на себя полную ответственность за все, к чему призывал, к чему стремился. За то, что пытался сделать и делал – ради страны, ради миллионов россиян. И все беды и невзгоды России, трудности и проблемы людей он неизменно пропускал через себя»[72].
Можно сделать вывод, что речевой имидж президента Владимира Путина складывается из нескольких ролей, наиболее важные среди них – «Державник», «Сильная рука», «Пламенный борец», «Отец народа», «Преданный человек», «Порядочный человек»
Путин – блестящий коммуникатор, свободно ориентирующийся в различных коммуникативных ситуациях. Президент – опытный оратор, которого трудно поставить в тупик каким-либо вопросом.
В речах Путина преобладает конкретика, он пытается не давать пустых обещаний, избегает сложных риторических конструкций. Путин говорит конструктивно, четко, взвешивает каждое слово, всегда произносит именно то, что хотел сказать. Случайные оговорки для президента России не характерны.
Если опираться на вышесказанное, речевой имидж Владимира Путина – сложная конструкция, состоящая из многих элементов, которые пользуются поддержкой электората. Разработчики речевого имиджа президента квалифицированно выполнили свою работу, учли особенности характера, прошлое Путина и, опираясь на это, создали яркий имидж главы государства.
Жириновского
Владимир Жириновский – бессменный лидер ЛДПР, руководящий этой партией более 15 лет. Один из лучших ораторов современной России, он продержался в большой политике четыре думских цикла.
Если речевой имидж Владимира Путина, мы анализировали по официальным выступлениям президента, то особенности имиджа Жириновского мы попытаемся определить, читая дневниковые записи политика, так называемый блог. Это более современное средство массовой коммуникации, позволяющее донести свои мысли до пользователей Интернета. Блог как медиаресурс позволяет политику создать образ Простого человека, а также постоянно делиться с читателями блога своими мыслями обо всем, что интересует автора.
Владимир Жириновский в своем дневнике, прежде всего, пишет о «маленьких человеческих радостях», доступных каждому. Вот, например, фрагмент блога о лете: «Если будет хорошая погода и тишина на дорогах, может быть, я выберусь за город на машине. Тихая деревня, лес, водоем – в Московской области немало приятных и живописных мест. Возможно, я съезжу на выходные в Калужскую или Ярославскую область. Пару дней побыть на солнышке, погулять в лесу, искупаться в озере – вот в таком ключе обычно проходит мой летний отдых. В принципе, я всю жизнь так отдыхаю, я уже забыл, что такое отдыхать целый месяц. Вот уже 20 лет не получается устроить полноценный отпуск. Возможно, на будущий год все затихнет, пройдут выборы Президента, выборов в Госдуму не будет, и тогда я отдохну подольше»[73].
В другом фрагменте дневника Жириновский сливается в едином порыве с хоккейными болельщиками России: «Всё, еду на полуфинал Чемпионата мира по хоккею, чтобы болеть за российскую сборную! Пятнадцать лет назад российскую сборную по хоккею боялись и считались с ней. Сегодня мы возвращаемся в тот формат, когда мы 24 раза становились чемпионами мира, чемпионами Европы и Олимпийских игр. Я думаю, что вполне реально, чтобы наша команда в 25-й раз стала чемпионом мира! Я верю, что завтра мы выиграем у финнов! Шведы выиграют у канадцев, и в воскресенье мы разгромим шведов, как это было под Полтавой, в Петровские времена! У нас самые лучшие условия именно в зимних видах спорта, и особенно - в хоккее! Когда-то мы ворвались на это поприще, разгромили канадцев лет 50 назад. Теперь мы должны снова стать чемпионами мира, и для этого есть все условия! От всей души желаю победы нашим хоккеистам, горячо болею за них и приду вместе с членами фракции ЛДПР поддержать наших хоккеистов завтра и в воскресенье!»[74]
Как видно из приведенных отрывков, речевой имидж известного политика создается с использованием стандартных житейских впечатлений. Жириновский добивается единения с народом, говорит на языке рядового россиянина. Мечта об отпуске и триумфе хоккейной национальной сборной понятна большинству читателей блога и вызывает симпатию к его автору. Кроме того, болеть за российскую сборную по хоккею – проявление патриотизма. В отрывке используется сравнение возможной в будущем игры со шведами с битвой под Полтавой. Тем самым поднимается имперская тематика. Таким образом, даже в отрывке про хоккей Жириновский, прежде всего, напоминает о своей патриотической позиции.
В своем дневнике Жириновский не мог обойти стороной тему переноса памятника советского солдата в Таллинне: «Конечно, фракция ЛДПР в Госдуме разделяет протестные чувства российской молодежи, в том числе активистов организаций «Наши», «Молодая Гвардия» и молодежных структур ЛДПР. Нам всем больно и неприятно от ситуации, сложившейся вокруг переноса памятника Советским солдатам из центра города Таллинна на военное кладбище. Мы благодарны этим молодым людям за их активность, за верность светлой памяти наших воинов, погибших во время войны. Можно приветствовать то, что новое поколение России хорошо помнит и знает героические подвиги наших солдат, помнит их освободительную миссию. Мы рады, что молодые люди России уже выросли и стали патриотами со своей собственной гражданской позицией. Ведь это не просто могилы людей, к которым всегда относятся уважительно, это могилы погибших солдат, они отдали свои молодые жизни за освобождение Европы от фашизма»[75].
Также, как и Владимир Путин, он вспоминает о великих страницах нашего прошлого: «Это была самая грандиозная, самая великая Победа. Все жители планеты в безмерном долгу у вас, потому что только благодаря усилиям Советской армии был уничтожен страшный зверь – коричневая чума, фашизм, господствовавший в Европе, покоривший все европейские страны. И единственной освободительной силой была наша Советская армия. Наши русские солдаты и офицеры вынесли основную тяжесть войны, они переломили хребет мощной военной машины фашистской Германии и освободили Европу. Эту славную победу принесли на своих штыках наши советские воины»[76].
Если президент России предпочитает конкретику, то лидер ЛДПР любит популистские призывы, рассуждения. Жириновский не заботится о том, чтобы говорить только те вещи, которые он собирается реализовывать на практике. Имея колоссальный опыт, лидер ЛДПР знает, что его избиратели нередко забывают, что он им обещал во время предыдущего электорального цикла.
В дневнике Жириновского есть, по крайней мере, одна запись, в которой лидер ЛДПР играет роль «Порядочного человека»: «Я никогда не пользовался шпаргалками, на экзаменах всегда садился в первые ряды, первым шел отвечать. Считаю шпаргалку самым страшным – это начало всех фальсификаций, первый шаг к мошенничеству и коррупции. Пусть все наши выпускники, которые сегодня пользуются шпаргалками, подумают о том, что потом они придут к врачу, который так же по шпаргалкам учился в медицинском, или попадут в милицию, где их будет допрашивать лейтенант, со шпаргалкой окончивший юридический, попадут в автобус с водителем, который по шпаргалке сдал ПДД. Шпаргалка ничего не дает человеку, абсолютно ничего. Поэтому надо действительно позорить тех, кто прибегает к шпаргалкам, сдавая экзамены в школах или в ВУЗах. Чистота, честность и умение думать своей головой – вот что самое главное. Поэтому я против экзаменов в их привычной форме – только собеседования! На экзамене большую роль играет случайность. Поэтому надо не только шпаргалки запрещать, нужно искать более прогрессивную форму проверки знаний. Собеседование – идеальный вариант, так как оно учит обоснованию своей позиции, а не заставляет бездумно зазубривать цифры и факты. Такие «мертвые» знания тоже никакого результата не дадут»[77].
Владимир Жириновский, как в публичных выступлениях, так и в блогах, чаще употребляет местоимение «я», чем «мы», то есть стремится обратить как можно больше внимания читателей на свою персону.
Важной составляющей речевого имиджа Жириновского является то, что он может позволить себе высказаться на любую тему практически в любой форме. Это «право» Жириновский заслужил в течение своей политической карьеры. В начале 1990-х годов он обещал россиянам райскую жизнь, обливал соком в прямом телеэфире губернатора Нижегородской области Бориса Немцова, выступал с резкими ксенофобскими заявлениями. В итоге в массовом сознании сформировался образ политика, способного на яркие, нетривиальные решения и фразы.
Жириновский зарабатывает политические дивиденды, выступая с резкими заявлениями против демократических лидеров, непопулярных в народе. В данном случае он играет роль «Пламенного борца» против демократов, разваливших страну: «Борис Немцов опубликовал свою новую книгу с поэтическим названием «Исповедь бунтаря», на страницах которой открыто рассказал о собственных должностных преступлениях. По его словам, однажды он сознательно подверг опасности жизни нескольких десятков человек и целый город. Признание бывшего губернатора Нижегородской области вряд ли можно считать чистосердечным - скорее оно свидетельствует о его непоколебимой уверенности в собственной безнаказанности»[78].
Жириновский знает, что его конкурентным преимуществом является дар оратора, поэтому публичные выступления – любимая форма политической борьбы политика.
Речевой имидж Жириновского состоит из следующих элементов: «Патриот», «Простой человек», «Пламенный Борец».
Дмитрия Медведева
Дмитрий Медведев, первый вице-премьер России, новичок в публичной политике. В 2003-2006 годах он занимал пост главы Администрации Президента России.
Его появление в публичной политике, постоянное присутствие на телеэкранах нередко связывают с тем, что он является одним из кандидатов в преемники Владимира Путина. Речевой имидж Дмитрия Медведева создается в данный момент.
К сожалению, можно констатировать, что Дмитрий Медведеву не удалось создать яркий, запоминающийся речевой имидж. Он ничем не выделяется на фоне других чиновников, входящих в политическую элиту. Его выступления сухи, безэмоциональны. Медведев никогда не предлагает новых идей, в основном повторяет тезисы, уже озвученные президентом России Владимиром Путиным.
Приведем выдержки из выступлений Медведева. Все они посвящены национальным проектам, которые он курирует в правительстве:
«Нынешние школьники вступят в активную жизнь во второй декаде, во втором десятилетии нашего века. И для страны это важный демографический рубеж. В расчете на него мы строим и долгосрочные планы экономического развития, и реализуем программы по повышению рождаемости, по снижению смертности, по укреплению материнства, поддержки материнства и детства. Смысл заключается в том, чтобы передать этот потенциал в руки сильных и физически благополучных граждан. Ясно, что значимые для здоровья факторы требуется укреплять буквально со школьной скамьи. И пока что материально-технические условия для нормального питания, медицинского обслуживания учеников, для профилактических мероприятий есть далеко не везде. По отчетам самих регионов, 50% школ либо вообще не имеют медицинских кабинетов, либо их оснащение не соответствует самым минимальным требованиям»[79].
«Мы подчеркивали с вами не раз, что эффективность госинвестиций является одним из принципов проектной работы по всем направлениям, которыми мы занимаемся. Должен отметить, что по нацпроектам пока внеправовых действий выявлено на порядок меньше по сравнению со стандартными расходами бюджетных ассигнований. Тем не менее важно не только соблюдать правильность казначейского исполнения. Инвестиции должны привести к реальному улучшению качества образовательных услуг»[80].
«Сегодня будет разговор о проблемах газификации. По той программе газификации, которой мы с вами достаточно давно занимаемся. И совершенно очевидно, что сегодня она стала серьезным стимулом развития промышленного и аграрного потенциала регионов. Но что еще более важно: она стала специальным способом повышения качества жизни огромного количества людей. И именно поэтому мы и будем эту программу продолжать. Она реально облегчает условия жизни огромного количества людей»[81].
Приведенных цитат вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что речевой имидж Дмитрия Медведева требует корректировки. На данный момент он состоит из двух элементов – «Преемник», «Человек Путина». То есть за время своего вице-премьерства Медведев не смог обрести свое собственное политическое лицо. Его позиции по многим политическим вопросам россияне не знают, поэтому Медведеву необходимо занять понятную населению общественную и политическую позицию, выйти на первый план современной российской политики, а не только следить за тем, как претворяются в жизнь приоритетные национальные проекты.
Заключение
В рамках данного исследования решены все поставленные автором задачи. Имидж – это эмоционально окрашенный образ, то есть имидж апеллирует прежде всего не к мышлению человека, а к его чувствам, воле. Имидж имеет характер стереотипа, то есть зачастую опирается на предвзятые отношения, принятые в обществе. Кроме того, имидж может изменяться и улучшаться во времени, в то время как сам объект может остаться практически неизменным. Таким образом, специалист по связям с общественностью обладает большими возможностями при создании имиджа политика, может создавать имидж, опираясь лишь на несколько реальных характеристик объекта.
Профессия имиджмейкера требует особого менталитета. Считается, что ему присущи следующие менталитетные качества: многомерное воображение, соответствие средств самопрезентации представленной цели, системное познание личности, чувство художественной меры, самокритичное осмысление своего «внутреннего опыта», технологичность использования знаний.
Имиджмейкер должен хорошо ориентироваться в закономерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями.
Формирование политического имиджа - это процедура, направленная на создание у людей (будущих носителей имиджа, у аудитории имиджа) определенного образа объекта имиджа (прототипа имиджа) и определенной оценки этого образа - мнения об этом образе. Начинаться формирование должно с исследования современного состояния имиджа.
Перед специалистом по связям с общественностью, чаще всего, ставят две задачи – либо создать «искусственный» имидж, видоизменив «стихийный» имидж, который естественным путем сформировался в сознании электората, либо создать «искусственный» имидж с нуля в том случае, если специалист по связям с общественностью работает с непубличным политиком, пока не известным широкой аудитории.
Прежде всего, специалисту по связям с общественностью необходимо поработать с внешним видом человека, чтобы нивелировать отрицательные психологические свойства, создать имидж уверенного в себе человека. При создании имиджа специалист по связям с общественностью ориентируется на какой-то типаж.
Имиджмейкер должен учитывать три основные фактора формирования имиджа политика: реальные особенности политика, способ и формы получения информации о политике, особенности электората в конкретной социальной ситуации развития общества. Только работа во всех трех направлениях позволяет специалисту по связям с общественностью создать благоприятный имидж политика.
Кроме того, специалист по связям с общественностью всегда ориентируется на то, какие качества политика общество считает морально положительными. Именно эти качества становятся стержнем при создании благоприятного имиджа политика.
Имиджмейкер следит за тем, какие роли политика предпочитает российский электорат. На постсоветском пространстве наибольшей популярностью пользуется роль «Патриота» и «Державника».
Специалист по связям с общественностью при создании речевого имиджа политика активно использует категорию «Свой круг». Противопоставленные концепты «свой» — «чужой» позволяют установить отношения между говорящим, его собеседником и третьими лицами, показать электорату социальную позицию политика.
Имиджмейкер при создании благоприятного образа политика работает со следующими единицами, включенными в содержание речевого портрета политика: концептами, используемыми в функции ключевых слов; лозунгами; моделью настоящего; моделью будущего и моделью прошлого.
Специалист по связям с общественностью добивается того, чтобы электорат оценивал политика, опираясь на следующие категории: «умеет говорить»; «готов вступить в диалог»; «говорит правду» и т.д.
Эффективный речевой имидж – сложная конструкция, состоящая из многих элементов. Как показывают результаты исследования, современный российский политик становится популярным только в том случае, если он играет сразу несколько ролей, которые дополняют друг друга. В рамках данного исследования показана многослойность речевого имиджа президента России Владимира Путина, самого популярного политика страны последних лет.
Путин – блестящий коммуникатор, свободно ориентирующийся в различных коммуникативных ситуациях. Президент – опытный оратор, которого трудно поставить в тупик каким-либо вопросом.
Наоборот, первый вице-премьер Дмитрий Медведев пока неуверенно чувствует себя в публичной политике, не способен перейти границу, разделяющую политика и чиновника.
Наиболее популярные в среде российских политиков роли, которые являются основанием для создания речевого имиджа – Патриот, Сильная Рука, Простой человек, Порядочный человек, Пламенный Борец
Создание положительного речевого имиджа политика в России осложняется тем, что лишь немногие политики имеют доступ к аудиовизуальным СМИ. Однако, постоянное присутствие на телеэкране вовсе не гарантирует создание положительного речевого имиджа. Доказательством служит ситуация с Дмитрием Медведевым.
В рамках данного исследования проанализированы коммуникативные практики нескольких действующих российских политиков федерального масштаба. Необходимо дальнейшее исследование коммуникативных практик российских политиков, чтобы, опираясь на обширный эмпирический материал, выявить те особенности речевого имиджа, которые не нашли отражения в данной работе.
Список использованной литературы
1. Абельсон Р. Структуры убеждений // Язык и моделирование социального взаимодействия. М: Сфера, 1987
2. Арутюнова Н. Д. Стратегия и тактика речевого поведения // Прагматические аспекты изучения предложения и текста. Киев: Глобус, 1983
3. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). М: Знание, 1990
4. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М: Помовский и партнеры, 1994
5. Белл Р. Социолингвистика. М: Международные отношения, 1980
6. Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М: Сократ, 2006
7. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М: Прогресс, 1981
8. Галактионова И.В. Средства выражения согласия // Идеографические аспекты русской грамматики. М: Семантика, 1988
9. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М: НОУ МЭЛИ, 1999
10.Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. М: Прогресс, 1989
11.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизм и защита. М: Черо, 1997
12.Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя. Мурманск: Прометей, 1998
13.Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск: Флинта, 1995
14.Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. М: АЛКИГАММА, 2005
15.Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера. М: Знание, 1994
16.Иванов Р.Р. Имиджелогия. М: Ризограф, 2002
17.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М: Реал, 2005
18.Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л: Политехник, 1978
19.Ковальчук А.С. Основы имиджелогии. М: Юрайт, 2002
20.Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М: Речь 1989
21.Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М: Ось-89, 2001
22.Лебон Г. Психология масс. СПб: Гарант, 1995
23.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Педагогика, 1977
24.Максимов А.А. Имидж политика. М, 1999
25.Мангейм Д, Рич Р. Политология и методы исследований. М: Мир, 1997
26.Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999. №6.
27.Оптимизация речевого воздействия. М: Наука, 1995
28.Осетрова Е.В. Речевой имидж. М: Аспект Пресс, 2004
29.Основы теории речевого воздействия. Л: Знание, 1978
30.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М: Наука, 1991
31.Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М: Дело, 2001
32.Пангеносов А.В. Политическая имиджелогия. М: Аспект Пресс, 2006
33.Поплавский М. Как создать имидж. М: Культура и спорт, 1996
34.Поцепцов Г. Имиджелогия. М: Рефл-бук, 2006
35.Почепцов Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Ваклер, 1987
36.Психология речевого воздействия и его место в структуре общения. М: Наука, 1991
37.Рабинович Л.А. Имидж человека и организации. Иркутск: ИГЭА, 2001
38.Ранних Н.А. Речевой акт пожелания и способы его выражения в русском языке. М: ИФРАН, 1994
39.Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М: Фора, 1990
40.Речевое общение: проблемы и перспективы. М: Знание, 1983
41.Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск: Ваклер, 1998
42.Сопер П.Л. Основы искусства речи. М: Былина, 1999
43.Тарасова И.П. Речевое общение. М: СИНТЕГ, 1992
44.Васильева О.Н. Теория и практика полемики. Томск: Факел, 1989
45.Федорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. № 6
46.Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов: Принт сервис, 1997
47.Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная журналистика. М: Алгоритм, 1991
48.Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М: Алгоритм, 2001
49.Феофанов О.А. Реклама и общество. М: Наука, 1974
50.Фуре Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура. М: Голос, 1996
51.Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М: Наука, 2007
52.Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Саратов: Креатив, 1997
[1] Поплавский М. Как создать имидж. М, 1996. С. 12
[2] Поцепцов Г. Имиджелогия. М, 2006. С. 54
[3] Лебон Г. Психология масс. СПб, 1995. С. 245
[4] Феофанов О.А. Реклама и общество. М, 1974. С. 149
[5] Социология. М, 2002. С. 356
[6] Ковальчук А.С. Основы имиджелогии. М, 2002. С. 23
[7] Там же. С. 26
[8] Рабинович Л.А. Имидж человека и организации. СПб, 2001. С. 78
[9] Политическая имиджелогия. М, 2006. С. 78
[10] Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М, 2001. С. 234
[11] Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998
[12] Фуре Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура. М, 1996. С. 153
[13] Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М, 2001. С. 107
[14] Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М, 2001. С. 109-110
[15] Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995. С.43
[16] Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995. С.44
[17] Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М, 2001. С. 76
[18] Имиджелогия. М, 2002. С. 6
[19] Рабинович Л.А. Имидж человека и организации. СПб, 2001. С. 145
[20] Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. М, 2005. С. 55
[21] Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. М, 2005. С. 56
[22] Имиджелогия. М, 2002. С. 41
[23] Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. М, 2004. С. 49
[24] Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. М, 2004. С. 51
[25] Там же. С. 54
[26] См: Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998
[27] См: Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998
[28] Политическая имиджелогия. М, 2006. С 203
[29] Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М, 2006. С. 24
[30] Максимов А.А. Имидж политика. М, 1999. С. 45
[31] Политическая имиджелогия. М, 2006. С. 173
[32] Почепцов Г. Имиджелогия. М, 2006. С. 412
[33] Политическая имиджелогия. М, 2006. С 208
[34] Рабинович Л.А. Имидж человека и организации. СПб, 2001. С. 154
[35] Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя. Мурманск, 1998. С. 78
[36] Основы теории речевого воздействия. Л, 1978. С. 9
[37] Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М, 1990. С. 100
[38] Психология речевого воздйствия и его место в структуре общения. М, 1991. С. 124
[39] Почепцов О.Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев, 1987. С. 134
[40] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1977. С. 245
[41] Оптимизация речевого воздействия. М, 1995. С. 180
[42] Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М, 2007. С. 89
[43] Там же. С. 98
[44] Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М, 2007. С. 99
[45] Осетрова Е.В. Речевой имидж. М, 2004. С. 16
[46] Там же. С. 56
[47] Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М, 2006. С. 201
[48] Там же. С. 202-203
[49] Осетрова Е.В. Речевой имидж. М, 2004. С. 104
[50] Имидж лидера. М, 1994. С. 203
[51] Имидж лидера. М, 1994. С. 203
[52] Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М, 2005. С. 187
[53] Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Саратов, 1997. С. 98
[54] Сопер П.Л. Основы искусства речи. М, 1992. С. 107
[55] Тарасова И.П. Речевое общение. М, 1992. С. 78
[56] Тарасова И.П. Речевое общение. М, 1992. С. 199
[57] Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М, 2006. С. 222
[58] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 38-39
[59] Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М, 1997. С. 270
[60] Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М, 1997. С. 273-274
[61] www.kremlin.ru
[62] www.kremlin.ru
[63] www.kremlin.ru
[64] www.kremlin.ru
[65] www.kremlin.ru
[66] www.kremlin.ru
[67] www.kremlin.ru
[68] www.kremlin.ru
[69] www.kremlin.ru
[70] www.kremlin.ru
[71] www.kremlin.ru
[72] www.kremlin.ru
[73] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[74] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[75] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[76] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[77] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[78] www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
[79] www.rost.ru
[80] www.rost.ru
[81] www.rost.ru
Оглавление
Введение 3
Глава I. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика 7
1.1. Понятие «имидж» и наука имиджелогия. 7
1.2. Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика. 18
1.3. Специфика политического имиджа. 22
1.4. Этическая сторона создания политического имиджа. 29
1.5. Речевое воздействие и речевые стратегии. 31
1.6. Особенности формирования речевого имиджа политика. 36
Глава II. Эффективность речевого имиджа политика (на примере коммуникативных практик российских политиков) 49
2.1. Использование метода анализа документов для изучения речевого имиджа политиков. 50
2.2. Эффективность речевого имиджа президента России Владимира Путина 54
2.3. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира Жириновского 63
2.4. Эффективность речевого имиджа первого вице-премьера Дмитрия Медведева 67
2.5. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков. 69
Заключение 73
Литература 76
Введение
Чтобы преуспеть в воздействии на людей, политику необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Одни сообщения оказывают созидательное воздействие на личность, другие деструктивно воздействуют на нее.
О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. Именно поэтому создание положительного речевого имиджа является одной из первоочередных задач специалиста по связям с общественностью, работающего в том числе и над проблемой формирования речевого имиджа политического деятеля. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые есть в арсенале специалистов по связям с общественностью и которые доказали свою эффективность в мировой практике.
В работах отечественных исследователей, выполненных в последнем десятилетии прошлого века, представлены различные аспекты имиджа, имеющие принципиальное значение для обеспечения успешности имиджа: одни из них касаются имиджа личности политика (Амелина В.Н., Гринберг Т.Э., Егорова-Гантман Е.В., Жмыриков А.Н., Зазыкин В.Г., Крамник В.В., Панасюк А.Ю., Почепцов Г.Г., Фуре Р.Ф., Яблокова Е.А.), другие — предпринимателя (Блажнов Е.А., Емельянов Ф.Н., Кузин А.Ф., Кричевский Р.Л., Ладанов И.Д., Уткин Э.Т, Пелих А.С., Петрова Е.А., Коропцева Н.А., Страбинский Э.Е., Фалько Л.Ю., Шепель В.М.), педагога (Кузьмина E.B., Русская Е.), организации (Алехина И., Гришунина Е.В., Криксунова И., Красовский Ю.Д.), средств массовой информации (Адамьянц Т.З., Алехина И., Амелин Н., Еуревич П.С., Феофанов О.).
Богатый теоретический и практический материал по проблеме имиджа наработан также западными учеными, среди которых следует отметить следующие имена: Болдинг К., Берд П., Браун Л., Дейвис Ф., Джеймс Дж., Спиллейн М., Шпигель Дж. и др.
В трудах названных авторов представлены перспективные идеи, предложены тактики по созданию личностного неповторимого имиджа и его роли в политике, шоу-бизнесе — не только, даже не столько, в прошлых социально-экономических условиях, сколько в новых, образовавшихся в конце XX в. и начале.
В современных отечественных исследованиях политического имиджа можно выделить три основных направления: первое сосредоточено на раскрытии психологических проблем индивидуального имиджа политического лидера, общественного деятеля (Егорова Е.В., Иванникова О.В., Зазыкин В.Г., Почепцов Г.Г., Фуре Р.Ф., Шепель В.М. и др.), второе – на имидже политических движений, организаций, политической системы и государства в целом (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е., Почепцов Г.Г., Петренко В.Ф., Митина О.В., Швец Г.М. и пр.), третье раскрывает взаимосвязи между ними (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е. и др.).
Количество работ, посвященных проблемам речевого имиджа в нашей стране, невелико. Среди наиболее значительных монографии О.С. Иссерс, Э.В. Будаева, А.П. Чудинова, Н.Н. Ивановой, Е.В. Осетровой и др.
Объектом настоящего исследования является речевой имидж политика.
Предмет исследования – используемые специалистами по связям с общественностью технологии по созданию положительного речевого имиджа политиков.
Цель представленного исследования – изучение влияния методов PR на создание благоприятного речевого имиджа политика.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
· Рассмотреть различные подходы исследователей к определению особенностей построения имиджа;
· Выделить различные типы имиджа;
· Выявить объект и предмет науки имиджелогия;
· Создать системное представление о речевом имидже политика у специалистов по связям с общественностью;
· Подробно разобрать положения научных работ о политическом имидже;
· Перечислить сформировавшиеся на политическом рынке России основные типажи политиков;
· Определить особенности формирования политического имиджа на текущем этапе развития российского общества;
· Рассмотреть различные подходы исследователей к проблеме речевого воздействия;
· Описать основные речевые стратегии;
· Рассмотреть речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика;
· Определить предпочтения политических деятелей в выборе речевого имиджа;
· Разобрать основные приемы формирования семантики «своего круга»;
· Проанализировать коммуникативную и содержательную составляющие речевого имиджа;
· Повысить эффективность процесса создания речевого имиджа политика;
· Описать основные речевые жанры;
· Проанализировать речевой имидж известных российских политиков, составляющие этого имиджа, приемы и технологии, используемые специалистами по связям с общественностью при его создании.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обращении к проблеме создания речевого имиджа политика на современном этапе истории России как важнейшего фактора влияния на общественное мнение и публичное пространство.
Эмпирической базой исследования стали материалы российских газет, тексты, опубликованные на официальных сайтах российских политических партий, а также монографии, посвященные исследованию данной проблемы.
В работе были использованы специальные методы научного исследования: социологические методы контент-анализа, а также общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы создания имиджа вообще и речевого имиджа в частности, а также принципы речевого воздействия. Во второй главе анализируются коммуникативные практики современных российских политиков с точки зрения их эффективности и влияния на публичное пространство.
Глава 1. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика
Дата: 2019-07-30, просмотров: 277.