СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» вопросам полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования посвящена ст. 3. Из этих полномочий к правоустановительной форме управления можно отнести разработку и совершенствование законодательства РФ о недрах, установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработку соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах.

Правоприменительная форма управления охватывает создание и ведение единой системы федерального и территориального фондов геологической информации о недрах, государственную экспертизу информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственная регистрация работ по геологическому изучению недр.

Регулятивная форма управления включает: определение и реализацию федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ, распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр (за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации), распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации, координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами, заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр.

К правоохранительной форме управления можно отнести такие полномочия как введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, а также защиту прав пользователей недрами и интересов граждан РФ, разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ.

В ст. 4 Закона РФ «О недрах» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что подавляющее их большинство можно отнести к регулятивной форме управления. Это такие полномочия, как: участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы, разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы, создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов; участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения, а также участие в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр.

Правоохранительная форма управления включает защиту интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным правительством РФ порядком.

К правоустановительной форме управления следует отнести принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах и установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

А к правоприменительной форме следует отнести: составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.