Для нормального развития экономического оборота и функционирования налоговой системы любого государства характерно надлежащее исполнение своих обязанностей всеми налогоплательщиками. Однако в современных условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Опасность налоговых правонарушений состоит в том, что перекрываются каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, снижается результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой.
Одним из наиболее значимых факторов, обуславливающих налоговые правонарушения в России это несовершенство действующей налоговой системы. В результате довольно часто возникает парадоксальная ситуация, когда действия налогоплательщиков, по сути направленные на уклонение от уплаты налогов со стороны судебной системы признаются законными. При этом ни кто не может сказать и оценить размер потерянной налоговой базы.
В связи с этим добиться перелома ситуации со сбором налогов возможно лишь предпринимая решительные действия по сохранению налоговой базы. Для этого необходимо ввести принцип сохранения налоговой базы, который будет предусматривать что при невозможности организации – плательщика надлежащим образом исполнять обязанности по уплате налогов со сформированной налоговой базы государством могут быть предъявлены требования на уплату обязанным лицам – исполнительному органу организации (руководителю), лицам, создавшим организацию, лицам, имеющим право давать обязательные для организации указания. Тем самым будет достигаться главная цель – невозможность уклонения от уплаты налогов физическим лицам, фактически осуществляющим свою предпринимательскую деятельность посредством создания организаций. Кроме того, этот принцип может способствовать стабильности экономических отношений и поддерживать дисциплину в налоговой системе.
Кроме того, целесообразно установить такой порядок, чтобы все обязанные лица до погашения всей суммы задолженности не имели право: занимать руководящие посты в любых юридических лицах; создавать новые юридические лица и покупать доли или акции в действующих; получать загранпаспорт для поездок за рубеж.
Однако этот принцип сохранения налоговой базы никоим образом нельзя рассматривать как нож, приставленный к горлу отечественного предпринимателя.
Среди способов управления налогообложением особое место занимает налоговое планирование. Его целью являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок и т.п.
Так как возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует отграничить понятие «налоговое планирование» и понятия «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов».
Уклонение от уплаты налогов – это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д. Оно представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств.
Обход налогов – это ситуация, в которой лицо, не является налогоплательщиком в силу различных причин.
В результате проверок и обнаружением налоговых правонарушений налоговыми органами начисляются административные санкции (штрафы). При просрочке уплаты налогов или штрафов на сумму задолженности начисляются пени.
Для примера, задолженность по городу Саяногорску приведена в приложении Г.
Задолженность по налоговым поступлениям формируется из недоимки, приостановленных к взысканию платежей и отсроченных платежей.
Анализируя задолженность по городу Саяногорску видно, что, в 2004-2005 году произошло увеличение задолженности за счет увеличения по всем видам налогов, а так же за счет увеличения задолженности по пеням, штрафам по федеральным налогам, местным налогам и по налогам со специальным налоговым режимом. Прирост задолженности по физическим лицам составил 123208 тысяч рублей. Остальной прирост задолженности по налогам, пени и финансовым санкциям обеспечен юридическими лицами. Факторами, повлиявшими на прирост задолженности стали доначисления по налоговым проверкам таких организаций как:
- ОАО «Саянал» - прирост 26086 тысяч рублей – 2004 год.;
- ОАО «СШГЭС» - по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 года при переплате налога в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003-2004 гг.;
- ОАО «САЗ» - прирост -3774 тысячи рублей -2004 год.
Прирост недоимки и задолженности по местным налогам обеспечил:
- Предприятия банкроты – прирост 401 тысяча рублей - 2004 год,
2596 тысяч рублей – 2005 год;
- ОАО «МКК-Саянмрамор» - прирост 461 тысяча рублей - 2004 году,
11146 тысяч рублей – 2005 году
Наиболее результативной работой по взысканию задолженности на местном уровне является индивидуальная работа с налогоплательщиками в инспекции и в прокуратуре г.Саяногорска с вручением им Требований об уплате налогов и прокурорских предостережений и вынесение постановлений об обращении взыскания на имущество должников Так же эффективно взыскание за счет денежных средств путем предъявления на расчетные счета инкассовых поручений.
Анализ эффективности принимаемых мер по принудительному взысканию задолженности за 2004 – 2005 года представлен в Приложении Г.
Следующими наиболее эффективными мерами взыскания задолженности являются – рассмотрение предприятия при руководителе инспекции и рассмотрение предприятия на комиссии при администрации г.Саяногорска.
До настоящего времени большой проблемой остается взыскание пени за несвоевременную уплату налогов, так как в период уплаты основного долга по Требованию нарастает задолженность по вновь начисленным налогам и пени продолжают начисляться на всю сумму задолженности. Пени, начисленные на сумму текущих налогов, никоим образом не выделяются из сумм начисленных и предъявленных пеней. Практика работы показывает, что проблема выделения текущей пени из основных сумм задолженности по пени, вновь возникла при проведении реструктуризации задолженности по платежам во все уровни бюджета.
Кроме того, для увеличения собираемости налогов, а, следовательно, и увеличения доходов местного бюджета можно предложить следующие меры:
1 Увеличение собираемости налогов на сегодняшний день, обладая экономикой предприятий с неплатежами, и в основном неплатежами государству по налогам и сборам, во внебюджетные фонды и пени, начисленной государством за несвоевременную уплату начисленных платежей, единовременное и полное погашение которых приведет к банкротству предприятия, видно в следующем:
1.1предъявление к взысканию пени только на сумму недоимки по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2004 года, остальную сумму пени предъявлять к взысканию через суд;
1.2применение системы налогового стимулирования путем изменения срока уплаты налога по ходатайству и представлению налогового органа, где налогоплательщик состоит на налоговом учете, во все уровни бюджета.
2 Законодательными актами за налоговыми органами закреплена функция регистрации юридических лиц. Необходимо внести дополнение в Законодательство, не допускающее возможности регистрации нового юридического лица при имеющейся задолженности по ликвидированному (брошенному) предприятию.
3 Законом обязать каждого владельца недвижимого имущества и земельных участков уплачивать своевременно налоги, а не ждать когда работники налоговых органов принесут квитанции по адресу (причем адрес проживания часто не совпадает с адресом объекта налогообложения).
4 Привести адрес местонахождения земельного участка к Российскому КЛАДРу.
4.1Дополнить КЛАДР. Привести в соответствие адрес нахождения имущества к КЛАДРу.
4.2Довести до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков на 1 января календарного года.
4.3Муниципальным образованиям сообщать в налоговую инспекцию о внесенных изменениям в названии улиц, переулков и т.д. Направлять в налоговые органы сведения о проведении перенумерации объектов недвижимости.
5 В части местных налогов экономически обоснованная дифференциация ставок земельного налога по видам разрешенного использования земельных участков и дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества;
6 Предусмотреть списание недоимки по налогам менее 10 рублей.
7 Улучшение бухгалтерского учета и отчетности в организациях и учреждениях города путем ввода унифицированных программ расчета налога с доходов физических лиц, что позволит своевременно и в полном объеме налоговым органам получать информацию от налогоплательщиков.
8 Увеличения собираемости налогов с физических лиц зависит от результатов работы по увеличению числа налогоплательщиков, за счет постановки на учет объектов недвижимости и транспортных средств.
9 Минимизация налоговых льгот.
Попытки местных бюджетов самостоятельно решить проблему увеличения налоговых поступлений сводятся лишь, чтобы бороться с неплатежами и неплательщиками, применяя штрафные санкции или обращаясь в Арбитражные суды. Но все это не сможет помочь значительно увеличить доходную часть местных бюджетов и сделать муниципальные образования более самостоятельными. Для этого необходимо внести изменения в межбюджетные отношения и налоговое законодательство Российской Федерации.
При совершенствовании межбюджетных отношений органами публичной власти необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала территории является стабильность закрепления налоговых доходов, а так же отсутствие прямой зависимости между фактическими и прогнозируемыми доходами и расходами бюджета и объемом получаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В целом осуществление мер по увеличению налоговых поступлений в доходную часть бюджета муниципального образования город Саяногорск позволит:
1 Увеличить объем собственных доходов муниципального образования.
2 Максимально использовать налоговый потенциал муниципального образования для эффективного и устойчивого развития экономики.
3 Повысить уровень жизни населения и расширить платежеспособность населения.
4 Обеспечить дальнейшее развития малого предпринимательства.
5 Создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании.
6 Сократить недоимку по налогам и сборам в бюджет муниципального образования город Саяногорск, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам.
Заключение
При осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач важное значение приобретают местные бюджеты, и прежде всего в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и межбюджетных трансфертов. Формирование и исполнение бюджетов всех уровней происходит в условиях кардинальных реформ всего бюджетного процесса.
В настоящее время объективно назрела необходимость пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные источники, перераспределить некоторые из них между местными бюджетами, усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов.
Для повышения эффективности формирования доходной части бюджета в городе Саяногорске необходимо, прежде всего, формирование эффективной политики применительно к формам собственности, различным имущественным категориям населения. Необходимо совершенствование бюджетного механизма. Для этого необходим постоянный, на пять – десять лет, порядок составления бюджетов-прогнозов.
Особенно большие требования предъявляются к исполнительным органам власти. Необходимо чтобы законы о бюджете были: научно обоснованными; четкими и ясными; стабильными. Основными путями улучшения рассмотрения и утверждения бюджетов являются следующие.
Формирование четкого, стабильного законодательства. Соответствие бюджетных законодательств Федерации, субъектов Федерации и местных, связанное с вопросами рассмотрения и утверждения бюджетов. Очень часто существует нечеткое описание процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов в муниципальных образованиях, что в свою очередь приводит к формальному принятию бюджета. Органы власти часто не стремятся к законодательному оформлению четкого детального механизма процедуры рассмотрения из-за возможности появления и необходимости решения различных проблем. В этой области существуют противоречия. Закон о федеральном бюджете подписывается одним Президентом, а постановление о городском бюджете г.Саяногорска председателем городского Совета и мэром.
Для совершенствования организации бюджетного процесса необходимо последовательное соблюдение органами государственной власти действующего бюджетного законодательства. Особое внимание должно быть уделено тщательным просчетам инфляции, размерам поступлений бюджета, формам обслуживания муниципальных займов и другим вопросам.
Основными направлениями совершенствования собираемости налоговых платежей служат: разработка четкого, стабильного налогового законодательства; повышение эффективности работы персонала налоговых инспекций.
Совершенствование бюджетного процесса способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.