Методологические основы формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Таким образом, формирование каждого местного бюджета обусловлено важнейшей задачей - финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования. Эти полномочия в соответствии с законодательством тесно увязываются с решением вопросов местного значения, а также с реализацией переданных органами государственной власти отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время объективно назрела необходимость проанализировать уровень закрепления за местными бюджетами доходных источников, обозначить проблему технологии межбюджетного регулирования с целью оценки уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов и социально-экономического развития муниципального образования.

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] и Федерального закона от 20 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» [2] смело можно назвать революцией для местных бюджетов. Изначально указанными законами было установлено достаточно четкое, не смотря и на наличие пробелов, разграничение вопросов местного значения, исключено дублирование полномочий, установлено ограничение и на право владения имуществом, не предназначенного для решения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего уровня местного самоуправления. Сократилось количество налогов, доходы от которых распределяются между бюджетами муниципальных образований и иными уровнями бюджетной системы с двух десятков до трех налогов. Систематизированы и унифицированы формы межбюджетных трансфертов, определены основные правила их предоставления.

Переход на новую систему местных бюджетов можно условно подразделить на два этапа [3]. На первом этапе (2005 год) по-новому были распределены доходные источники, изменены нормативы отчислений. Для 2005 года характерно активное замещение финансовой помощи муниципальным образованиям дополнительными нормативами отчислений. Второй этап перехода на новую систему местных бюджетов (2006 год) ознаменовался активной стадией разграничения расходных полномочий между государственным уровнем управления и местным самоуправлением. Расходные полномочия и доходные источники, ранее отнесенные к местным бюджетам, были распределены на районный и поселковый уровень. Однако по отношению к консолидированным местным бюджетам перечень доходных источников и нормативы отчислений по ним Бюджетным кодексом Российской Федерации измены не были.

Проблемы, связанные с недостатками ныне существующей бюджетной системы и межбюджетных отношений достаточно актуальны. Уже написана масса статей в газетах и журналах на эти теме, существует множество предложений по устранению существующих недостатков бюджетной системы. В отдельных регионах Российской Федерации ведется активная работа по выявлению и использованию резервов местного бюджета, а также совершенствованию системы сбора налогов в доходную часть соответствующего бюджета с целью наиболее полного ее исполнения.

Применение единых для всех местных бюджетов нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в условиях имеющихся различий в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, обуславливает необходимость выравнивания их бюджетной обеспеченности. Решение данного вопроса в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений предусматривается в основном через механизм финансовой поддержки. Тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти. Все это ведет к финансовой нестабильности — важному фактору, отрицательно влияющему на социально-экономическое развитие территорий.

Объект исследования – бюджет муниципального образования город Саяногорск.

Предметом исследования в данной работе являлся механизм формирования доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

Цель дипломной работы – оценить влияние реформы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципального образования и найти вероятные решения проблемы формирования местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:

1 Изучить теоретические и нормативные основы формирования местного бюджета.

2 Проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в местный бюджет.

3 Оценить социально-экономическое положение города Саяногорска.

4 Найти вероятные решениям проблемы самостоятельности местного бюджета и развития муниципального образования.

К методам исследования относятся системный подход, методы экономического и статистического анализа (группировки, динамики, графический).

При рассмотрении формирования доходной части бюджета муниципального образования город Саяногорск, в частности поступления налоговых доходов, использованы итоги формирования и исполнения бюджета города Саяногорска за период с 2005 по 2007 год.



Заключение

 

При осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач важное значение приобретают местные бюджеты, и прежде всего в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и межбюджетных трансфертов. Формирование и исполнение бюджетов всех уровней происходит в условиях кардинальных реформ всего бюджетного процесса.

В настоящее время объективно назрела необходимость пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные источники, перераспределить некоторые из них между местными бюджетами, усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов.

Для повышения эффективности формирования доходной части бюджета в городе Саяногорске необходимо, прежде всего, формирование эффективной политики применительно к формам собственности, различным имущественным категориям населения. Необходимо совершенствование бюджетного механизма. Для этого необходим постоянный, на пять – десять лет, порядок составления бюджетов-прогнозов.

Особенно большие требования предъявляются к исполнительным органам власти. Необходимо чтобы законы о бюджете были: научно обоснованными; четкими и ясными; стабильными. Основными путями улучшения рассмотрения и утверждения бюджетов являются следующие.

Формирование четкого, стабильного законодательства. Соответствие бюджетных законодательств Федерации, субъектов Федерации и местных, связанное с вопросами рассмотрения и утверждения бюджетов. Очень часто существует нечеткое описание процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов в муниципальных образованиях, что в свою очередь приводит к формальному принятию бюджета. Органы власти часто не стремятся к законодательному оформлению четкого детального механизма процедуры рассмотрения из-за возможности появления и необходимости решения различных проблем. В этой области существуют противоречия. Закон о федеральном бюджете подписывается одним Президентом, а постановление о городском бюджете г.Саяногорска председателем городского Совета и мэром.

Для совершенствования организации бюджетного процесса необходимо последовательное соблюдение органами государственной власти действующего бюджетного законодательства. Особое внимание должно быть уделено тщательным просчетам инфляции, размерам поступлений бюджета, формам обслуживания муниципальных займов и другим вопросам.

Основными направлениями совершенствования собираемости налоговых платежей служат: разработка четкого, стабильного налогового законодательства; повышение эффективности работы персонала налоговых инспекций.

Совершенствование бюджетного процесса способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 



Приложение А

 

(справочное)

Таблица А.1 - Исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования

Показатели

2005

2006

2007

План, млн. руб. Факт, млн. руб. Процент исполнения плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. Процент исполнения плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. Процент исполнения плана
Доходы, всего 550,0 543,9 98,89

650,0

611,4 94,06

754,8

733,7

97,21

Собственные доходы 520,0 412,3 79,29

470,0

468,1 99,6

450,0

444,1

98,69

Налоги на прибыль 122,8 121,6 99,01

290,0

286,1 98,66

330,0

329,8

99,93

Налоги на совокупный доход 16,6 15,2 91,82

34,2

32,4 94,86

39,1

38,1

97,43

Налоги на имущество 166,0 162,9 98,14

111,4

97,5 87,5

25,0

22,1

88,4

Доходы от использования имущества 25,0 23,9 95,6

25,0

23,6 94,4

20,0

21,5

107,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,2 0,2 100

7,0

6,8 97,14

1,0

 

0

Прочие налоги и сборы 90,3 88,5 98

22,6

21,7 96

34,0

32,6

96

Межбюджетные трансферты 111,5 111,3 99,85

114,6

112,8 98,4

250,0

241,7

96,68

Рыночные продажи товаров и услуг 20,5 20,3 99,02

25,0

30,5 122

50,0

47,9

95,8



Приложение Б

(справочное)

Таблица Б.1 - Объем продукции, произведенной и реализованной предприятиями города Саяногорска (по налоговым отчетам)

Наименование отрасли

2005г.

2006г.

2007г.

Объем произведенной продукции, млн. руб. Объем реализованной продукции, млн. руб. Объем произведенной продукции, млн. руб. Объем реализованной продукции, млн. руб. Объем произведенной продукции, млн. руб. Объем реализованной продукции, млн. руб.
ВСЕГО 19437 18432 19631 17550 19826 17668
в том числе:            
Промышленность - всего 18043

17095

15024 14219 17209 13283
Электроэнергетика 2417 2851 2441 2173 2465 2294
Топливная промышленность 483 492 487 434 492 435
 из неё: угольная промышленность 483 492 487 434 492 435
Черная и цветная металлургия 13426 14021 13560 12068 13694 10116
Лесная, деревообрабатывающая промышленность 120 91 98 87 76 84
Промышленность строительных материалов 101 100 102 101 103 102
Пищевая промышленность 260 319 263 234 378 252

Приложение В

 

(справочное)

Таблица В.1 - Динамика отчислений налогов в бюджеты разных уровней (тысячи рублей)

Налоги

2005 год

2006 год

2007 год

Федеральный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет Федеральный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет Федеральный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет

Налог на прибыль

200233

783171

 

204912

985569

93549

195411

1548490

145288

ЕСН (федеральный бюджет)

187243

 

 

207613

 

 

235264

 

 

НДС

402211

 

 

-687278

 

 

-190886

 

 

НДФЛ

 

309721

121629

 

498053

192601

 

788357

184511

Акцизы

 

11051

 

 

36

 

 

87

 

Природные ресурсы, всего

330798

35324

 

338587

42205

 

324722

50831

 

Водный налог

308013

0

 

312509

0

 

311796

 

 

НДПИ

22783

35256

 

26077

41966

 

12926

50777

 

сбор за польз объкт.жив.мира

2

68

 

1

239

 

 

54

 

Налог на имущество

 

247820

162858

 

340707

97485

 

597119

22090

налог на имущество организаций

 

230119

65968

 

324596

 

 

562777

 

транспортный налог

 

13458

 

 

8896

 

 

19386

 

налог на игорный бизнес

 

4243

2886

 

7215

6046

 

14956

5397

налог на имущество физ лиц

 

 

1649

 

 

2886

 

 

2800

земельный налог

 

 

92355

 

 

88553

 

 

13893

Налоги со специальным налоговым режимом

 

35769

15255

 

15804

32406

 

23857

38125

УСН

 

35563

 

 

15804

8560

 

23857

12381

ЕНВД

 

 

15255

 

 

23197

 

 

25720

ЕСХН

 

206

 

 

 

649

 

 

24

Прочие налоги

1480

10780

-28449

1540

191231

-70562

1140

10907

15532

ИТОГО

1121965

1433636

271293

65374

2073605

345479

565651

3019648

405546

Приложение Г

(справочное)

Таблица Г.1 - Задолженности по налоговым платежам за 2003-2005 года

Задолженности по налоговым платежам за 2003-2005 года , тыс.руб.

 

Всего

федеральным налогам и сборам

Региональным налогам и сборам

местным налогам и сборам

Всего

ИЗ НИХ

налог на прибыль (доход) Налог на добавленную стоимость платежи за пользование природными ресурсами остальные федеральные налоги и сборы

Задолженность перед бюджетом по налоговым платежам

за 2003 год 143278 102589 6429 68322 12311 15527 21963 18726
за 2004 год 178679168 126996860 19184959 24352120 2288266 81171515 30847024 20835284
за 2005 г. 230515 183797 25119 130309 13695 14674 24828 21890
отклонение 2004/2003 гг. 178535890 126894271 19178530 24283798 2275955 81155988 30825061 20816558
% отклонения 124708% 123792% 298413% 35643% 18587% 522777% 140450% 111264%
отклонение 2005/2004 гг. -178448653 -126813063 -19159840 -24221811 -2274571 -81156841 -30822196 -20813394
% отклонения 0% 0% 0% 1% 1% 0% 0% 0%

1 . Недоимка

за 2003 год 27653 14656 1323 7728 3510 2095 7919 5078
за 2004 год 158166515 111412751 18167750 10253523 2123826 80867652 29519766 17233998
за 2005 г. 96632 73237 15295 45095 91 12756 12004 11391
отклонение 2004/2003 гг. 158138862 111398095 18166427 10245795 2120316 80865557 29511847 17228920
отклонение 2005/2004 гг. -158069883 -111339514 -18152455 -10208428 -2123735 -80854896 -29507762 -17222607

1.1. Проблемная к взысканию

за 2003 год 9799 7402 441 6006 393 562 1303 1094
за 2004 год 725342 699832 242004 457828 0 0 24430

1080

за 2005 г. 2516 1812 519 1179 10 104 571 133
отклонение 2004/2003 гг. 715543 692430 241563 451822 -393 -562 23127 -14
отклонение 2005/2004 гг. -722826 -698020 -241485 -456649 10 104 -23859 -947

1.2. Возможная к взысканию

за 2003 год 17854 7254 882 1722 3117 1533 6616 3984
за 2004 год 18035588 13814237 631844 12864397 14133 303863 621169 3600182
за 2005 г. 9325 7028 177 6253 0 598 242 2055
отклонение 2004/2003 гг. 18017734 13806983 630962 12862675 11016 302330 614553 3596198
отклонение 2005/2004 гг. -18026263 -13807209 -631667 -12858144 -14133 -303265 -620927 -3598127

2. Приостановленные к взысканию платежи

за 2003 год 87972 73277 3783 52866 5291 11337 6125 8570
за 2004 год 1751723 1070040 143361 776372 150307 0 681659 24
за 2005 г. 122042 101720 9128 77782 13594 1216 12011 8311
отклонение 2004/2003 гг. 1663751 996763 139578 723506 145016 -11337 675534 -8546
отклонение 2005/2004 гг. -1629681 -968320 -134233 -698590 -136713 1216 -669648 8287

 

Введение

 

Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Таким образом, формирование каждого местного бюджета обусловлено важнейшей задачей - финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования. Эти полномочия в соответствии с законодательством тесно увязываются с решением вопросов местного значения, а также с реализацией переданных органами государственной власти отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время объективно назрела необходимость проанализировать уровень закрепления за местными бюджетами доходных источников, обозначить проблему технологии межбюджетного регулирования с целью оценки уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов и социально-экономического развития муниципального образования.

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] и Федерального закона от 20 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» [2] смело можно назвать революцией для местных бюджетов. Изначально указанными законами было установлено достаточно четкое, не смотря и на наличие пробелов, разграничение вопросов местного значения, исключено дублирование полномочий, установлено ограничение и на право владения имуществом, не предназначенного для решения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего уровня местного самоуправления. Сократилось количество налогов, доходы от которых распределяются между бюджетами муниципальных образований и иными уровнями бюджетной системы с двух десятков до трех налогов. Систематизированы и унифицированы формы межбюджетных трансфертов, определены основные правила их предоставления.

Переход на новую систему местных бюджетов можно условно подразделить на два этапа [3]. На первом этапе (2005 год) по-новому были распределены доходные источники, изменены нормативы отчислений. Для 2005 года характерно активное замещение финансовой помощи муниципальным образованиям дополнительными нормативами отчислений. Второй этап перехода на новую систему местных бюджетов (2006 год) ознаменовался активной стадией разграничения расходных полномочий между государственным уровнем управления и местным самоуправлением. Расходные полномочия и доходные источники, ранее отнесенные к местным бюджетам, были распределены на районный и поселковый уровень. Однако по отношению к консолидированным местным бюджетам перечень доходных источников и нормативы отчислений по ним Бюджетным кодексом Российской Федерации измены не были.

Проблемы, связанные с недостатками ныне существующей бюджетной системы и межбюджетных отношений достаточно актуальны. Уже написана масса статей в газетах и журналах на эти теме, существует множество предложений по устранению существующих недостатков бюджетной системы. В отдельных регионах Российской Федерации ведется активная работа по выявлению и использованию резервов местного бюджета, а также совершенствованию системы сбора налогов в доходную часть соответствующего бюджета с целью наиболее полного ее исполнения.

Применение единых для всех местных бюджетов нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в условиях имеющихся различий в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, обуславливает необходимость выравнивания их бюджетной обеспеченности. Решение данного вопроса в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений предусматривается в основном через механизм финансовой поддержки. Тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти. Все это ведет к финансовой нестабильности — важному фактору, отрицательно влияющему на социально-экономическое развитие территорий.

Объект исследования – бюджет муниципального образования город Саяногорск.

Предметом исследования в данной работе являлся механизм формирования доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

Цель дипломной работы – оценить влияние реформы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципального образования и найти вероятные решения проблемы формирования местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:

1 Изучить теоретические и нормативные основы формирования местного бюджета.

2 Проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в местный бюджет.

3 Оценить социально-экономическое положение города Саяногорска.

4 Найти вероятные решениям проблемы самостоятельности местного бюджета и развития муниципального образования.

К методам исследования относятся системный подход, методы экономического и статистического анализа (группировки, динамики, графический).

При рассмотрении формирования доходной части бюджета муниципального образования город Саяногорск, в частности поступления налоговых доходов, использованы итоги формирования и исполнения бюджета города Саяногорска за период с 2005 по 2007 год.



Методологические основы формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы

Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.