Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» является муниципальным предприятием сферы обслуживания и поэтому не относится к организациям, которые подвергаются обязательному аудиту. Поэтому аудит производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» был проведен самостоятельно в соответствии с законодательством.
Целью проводимой аудиторской проверки материально-производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей и соответствие применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с производственными запасами, действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это было достигнуто проведением проверки на существенность отраженных в учете операций, а также структур контроля и всей системы бухгалтерского учета.
В процессе проведенной аудиторской проверки были установлены следующие моменты:
· -реальность наличия и существования материально- производственных запасов на предприятии;
· -все ли операции с производственными запасами, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
· -является ли организация собственником всех материально-производственных запасов, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отражены как задолженность;
· -правильность оценки материально-производственных запасов в учете и связанных с ними обязательств;
· -правильно ли выбраны и применяются принципы учета материально-производственных запасов и закреплены ли они в Приказе по учетной политике предприятия.
В качестве информационной базы для аудиторской проверки материально-производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» были использованы:
1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей в ТМУП «Транспорт общего пользования»;
2. Приказ об учетной политике Тальменского МУП «Транспорт общего пользования» от 01.01.2004/2005 года;
3. Первичные документы по оформлению операций с материально-производственными запасами на предприятии;
4. Организационно-правовые документы и материалы предприятия;
5. Бухгалтерская отчетность ТМУП «Транспорт общего пользования» и бухгалтерские регистры по учету материально-производственных запасов.
В процессе проведения аудиторской проверки были использованы следующие законодательные и нормативные документы:
· Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
· Федеральный Закон Российской Федерации от 7.08. 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
· Налоговый кодекс Российской Федерации;
· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н;
· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденный приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.01 г. №44н;
· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.00 г. № 94н.
При аудиторской проверке были рассмотрены следующие вопросы, касающиеся учета производственных запасов:
▬ -оценка организации учета материальных ценностей;
▬ -организация и порядок ведения складского хозяйства;
▬ -изучение договоров на поставку материальных ценностей;
▬ -проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и переоценкой материальных ценностей.
Аудиторская проверка операций с материально-производственными запасами проводилась в следующей последовательности:
1. Изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки (Приказ предприятия).
2. Оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении материально-производственных запасов.
3. Обследование складского хозяйства и состояния складских помещений на территории предприятия.
4. Изучение организации материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц.
5. Анализ состава производственных запасов на отчетную дату.
6. Определение объема выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации на складе.
7. Анализ движения материально-производственных запасов.
8. Проверка оценки материально-производственных запасов в учете.
9. Проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов.
Все вышеуказанные задачи были достигнуты путем проведением самостоятельной аудиторской проверки учета материально - производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» в соответствие с разработанной программой.
В процессе аудиторской проверки были обследованы склады, кладовые и другие места хранения производственных запасов на предприятии, проверены условия их хранения, состояние противопожарной безопасности складских помещений, оснащенность складов оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений.
Также в ходе обследования особое внимание было уделено проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материалов на предприятии, является разработка и вручение материально-ответственным лицам должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и другие условия.
При осмотре мест хранения производственных запасов по имеющимся у материально ответственных лиц документам было выявлено, что оформление приемки и отпуска материальных ценностей, а также записи в книги и карточки складского учета производятся своевременно. Запасы на предприятии хранятся на нескольких складах, и их инвентаризация проводится одновременно, чтобы исключить возможность переброски запасов с одного склада на другой.
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материально-производственных запасов была проверена на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).
Общим способом проверки приходных операций на складе явилось сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков и документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
На предприятии закупочные акты содержат обязательные реквизиты. Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, являются сопроводительные документы поставщиков, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, было установлено, что итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей соответствуют данным других учетных регистров и не имеют значительных расхождений.
По данным регистра синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также по приходным документам складов было определена правильность документального оформления приемки грузов – материалов со стороны. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставлялись с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.
Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, было обращено внимание на то, что кредиторская задолженность поставщикам реальная и неучтенных счетов поставщиков выявлено не было. Для этого были сверены записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе документальной проверки операций по поступлению материально-производственных запасов было установлено, что на предприятии соблюдаются правила количественной и качественной приемки; правильно оформляются акты приемки; своевременно предоставляются в бухгалтерию Отчеты материально ответственных лиц. Расхождений не было выявлено.
При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы были сверены с сопроводительными документами поставщиков. Актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей не обнаружено. Материально-производственных запасов, не принадлежащих организации, не обнаружено.
В ходе аудита материально-производственных запасов также был проверен порядок отражения в учете налога на добавленную стоимость (НДС) по поступающим запасам. Во всех случаях НДС был списан при условии оприходования материалов независимо от оплаты задолженности поставщику.
Материальные ценности отражены в бухгалтерском учете и отчетности предприятия по фактической себестоимости. Она определена по затратам на их приобретение: (транспортно-заготовительные расходы), наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС). Этот аспект закреплен в Приказе по учетной политике предприятия на 2003-2005 гг.
Было проверено и выявлено, что учет производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы» в разрезе субсчетов (сырье и материалы, конструкции и детали, топливо и другие однородные группы) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); на складе присваиваются материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указывают их в первичных документах и складском учете.
Отпуск материалов в производство был проверен по накопительным ведомостям расхода материалов со складов, составляемым на основе расходных документов. Было установлена целесообразность таких операций, правильность оформления всех документов – договоров, доверенностей, товарно-транспортных накладных и других первичных документов.
Кроме того, была проверена достоверность записей в регистрах синтетического и аналитического учета (выборочным способом) на основании первичных документов. На предприятии существует система внутреннего контроля учета производственных запасов, проводится регулярный внутренний анализ, результаты оформляют в форме рабочих документов предприятия.
По результатам проведенной аудиторской проверки мнение о достоверности и объективности бухгалтерского учета производственных запасов оформляется аудиторским заключением. Информация, содержащаяся в аудиторском заключении, выражает мнение о достоверности и оценку бухгалтерского учета материально-производственных запасов на данном предприятии, соответствие во всех аспектах нормативным актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Аудиторское заключение – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Заключение официального аудитора (независимой аудиторской фирмы) по результатам аудиторской проверки, проведенной по поручению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключение аудитора (независимой аудиторской фирмы) по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат аудиту, а так как Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» к таким предприятиям не относится, то аудит может проводиться по желанию его руководства путем приглашения аудитора.
В заключении аудитора кроме указания на обнаруженные ошибки и искажения в бухгалтерском учете предприятия, предлагается и разработка конкретных предложений и рекомендаций по устранению выявленных недостатков в учете производственных запасов на данном предприятии и возможность применение их на практике. В то же время аудитор дать рекомендации по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности, дать оценку активов и пассивов экономического субъекта, а также консультировать в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства.
Аудиторское заключение по достоверности учета производственных запасов в Тальменском Муниципальном Унитарном Предприятии
«Транспорт общего пользования»
Аудит проведен Ветровой Евгенией Владимировной
Аудируемое лицо: Тальменское Муниципальное Унитарное Предприятие «Транспорт общего пользования»
Отчет по аудиторской проверке достоверности учета
производственных запасов в Тальменском Муниципальном Унитарном
Предприятии «Транспорт общего пользования» за 2005 год
1. Мною был проведен аудит достоверности учета производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года включительно.
2. При планировании и проведении аудита производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования», мною рассмотрено состояние внутреннего контроля за состоянием и учетом производственных запасов на Предприятии.
3. Аудиторская проверка проводилась таким образом, чтобы получить уверенность в том, что учет материально-производственных запасов на Предприятии не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение документации по учету производственных запасов на Предприятии.
Я, полагаю, что проведенный аудит производственных запасов предоставляет достаточные основания для выражения моего мнения о достоверности учета производственных запасов и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета данных запасов законодательству Российской Федерации.
4. По моему мнению, бухгалтерский учет и отчетность Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» отражает достоверно во всех отношениях учет производственных запасов на 31 декабря 2005 года и результаты хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2005 года включительно. Также, по моему мнению, бухгалтерский учет производственных запасов на Предприятии ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» регулярно проводит инвентаризацию производственных запасов, находящихся в его пользовании. Последняя инвентаризация произведена по состоянию на 31 декабря 2005 года, в результате которой, излишков или недостач производственных запасов не обнаружено.
6. При формировании запасов оборотных средств Предприятие не использовало долгосрочные кредиты банков, а краткосрочные заемные средства погашало собственными источниками финансирования.
При проверке правильности списания материальных затрат на себестоимость продукции я, использовала нормативную базу, применяемую в транспортных организациях (нормы расхода ГСМ, топлива).
На основании ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н, а также принятой на предприятии Учетной политики предприятие ведет учет производственных запасов по средней себестоимости.
7. Я считаю, что по данному вопросу бухгалтерский учет на Предприятии находится в соответствии с действующими нормативными документами, обеспечен аналитический и синтетический учет МПЗ.
Списание МПЗ на затраты производства производится по актам, в которых указывается количество израсходованных материалов и их суммовая оценка, исходя из стоимости списанного объекта учета.
В ходе аудиторской проверки не установлено существенных нарушений по данному виду учета.
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ТАЛЬМЕНСКОЕ МУП «ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.