Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является Тальменское Муниципальное Унитарное Предприятие (ТМУП) «Транспорт общего пользования» – это муниципальное предприятие, осуществляющее свою деятельность на основании Устава и учредительных документов, основной формой деятельности которого являются пассажирские и грузовые перевозки и оказание иных услуг населению и другим лицам.
Данное предприятие располагается в поселке городского типа Тальменка, Алтайского края. В настоящее время оно является юридическим лицом и имеет расчетный счет в банке, самостоятельный отчетный баланс, осуществляет свою деятельность путем самоокупаемости и самофинансирования в соответствии с действующим законодательством РФ. Предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития. Данный план разрабатывается планово – экономической службой ТМУП «Транспорт общего пользования» с учетом финансовых и производственных показателей и достижений прошлых лет. [22]
Руководство предприятия ТМУП «Транспорт общего пользования» в реализации своей деятельности ориентируется на изучение мнения потребителей своих услуг и в качестве одной из главных задач считает повышение качества оказываемых услуг (повышение сервиса оказания услуг, предоставление дополнительных услуг и т.д.). Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание работников – профсоюз, решающее вопросы заключения коллективного договора, внесение и распределение взносов в фонд профсоюза и другие вопросы, касающиеся внутренней среды предприятия.
Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» является одним из показательных предприятий в Тальменском районе. По основным производственно- экономическим показателям оно значительно опережает аналогичные предприятия в своей экономической зоне. Это объясняется стабильным ростом размеров производства предприятия в динамике лет, что подтверждается результатами анализа основных показателей размеров производства, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Размеры производства ТМУП «Транспорт общего пользования»
Показатель | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 к 2003 % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стоимость оказанных услуг, тыс. руб. | 29910 | 41518 | 46271 | 154,7 |
Среднегодовая численность работников, чел | 66 | 68 | 68 | 103,4 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 47831 | 49297 | 59498 | 124,4 |
Рассматривая показатели, приведенные в таблице 1, отражающие размеры производства изучаемого предприятия можно сказать следующее. Стоимость оказанных услуг в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., среднегодовая численность работников составила 68 чел, среднегодовая стоимость основных фондов составила 59 498 тыс. руб. В целом за анализируемый период предприятие имеет тенденцию к дальнейшему развитию – расширению размеров производства, что может быть обусловлено расширением ассортимента оказываемых услуг, увеличением объема оказываемых услуг, привлечением новых клиентов, использованием бонусов (скидки постоянным клиентам), а также предоставлением дополнительных услуг при потреблении основных. Более наглядно, рост размеров производства ТМУП «Транспорт общего пользования» можно увидеть на диаграмме (Приложение 1).
Расширение объемов производства неизменно повлекло за собой приобретение новых объектов основных средств, привлечение дополнительной рабочей силы, а также оказание большего объема услуг, структуру которых можно пронаблюдать в таблице 2 и на графике (Приложение 2).
Таблица 2
Структура оказанных услуг ТМУП «Транспорт общего пользования»
Показатели | 2003 г, тыс.руб | % к итогу | 2004 г, тыс.руб | % к итогу | 2005 г тыс.руб | % к итогу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оказанные услуги всего, в том числе: - пассажирские перевозки - грузовые перевозки - прочие услуги | 29910 22410 5500 2000 | 100 74,9 18,4 6,7 | 41518 31418 8000 2100 | 100 75,6 19,3 5,1 | 46271 35571 8200 2500 | 100 76,9 17,7 5,4 |
ИТОГО: | 29910 | 100 | 41518 | 100 | 46271 | 100 |
Опираясь на данные таблицы 2, рассматривая состав и структуру оказанных услуг предприятием можно сказать следующее. В динамике рассматриваемых лет наибольший удельный вес в общей сумме оказанных услуг занимают пассажирские перевозки. Так в 2005 году они составили 35 571 тыс. руб., что в общем объеме оказанных услуг составляет 76,9%. Это позволяет сказать, что этот показатель является ведущим, т.е. данное предприятие – ТМУП «Транспорт общего пользования» в основном специализируется на оказании пассажирских перевозок. Следует сказать, что грузовые перевозки занимают второе место по значимости – 17,7 %, и незначительно оказание прочих услуг – 5,4%.
В целом, в динамике трех лет по всем направлениям осуществляемой деятельности предприятия наблюдается положительная тенденция роста.
На предприятии применяется повременная, сдельно-премиальная заработная плата и оплата труда по конечному результату. Оплата труда работников производится с учетом квалификации, отработанного времени, реального вклада в экономику предприятия, конечных результатов труда, в размере не ниже установленного государством МРОТ. При изменении МРОТ производится корректировка заработной платы в сроки и размерах предусмотренных законодательством РФ. Также на предприятии осуществляются доплаты к основной заработной плате за особые заслуги труда (высокая квалификация, работа в сверхурочное и ночное время, праздничные дни, за разрыв рабочей смены). [23]
Основной рынок оказания услуг предприятия – Алтайский край, Новосибирская область, республика Горный Алтай. Ежегодно предприятие приобретает машины, оборудование и транспортные средства. Так в 2005 году было приобретено транспортных средств на сумму около 1,5 млн. руб.
Структура поставщиков предприятия выглядит следующим образом:
· ОАО «Алтайэнерго», Тальменский сетевой участок - электроэнергия;
· ОАО «Роснефть – Алтайнефтепродукт» - ГСМ;
· ОАО «Сибирь – Телеком», «Ростелеком» - телефонная связь;
· ОАО «Алтайагропромснаб» - запасные части;
· частные предприниматели и другие фирмы (ЧП Бистерфельд, ЧП Волков, ООО «Рынок» и т.д.) – ГСМ, запасные части, хозяйственный инвентарь, стройматериалы, прочие материалы.
Структура потребителей предприятия выглядит следующим образом:
· Администрация Тальменского района - пассажирские перевозки;
· «Алтайавтодор» - грузовые перевозки;
· Барнаульское АТП – пассажирские перевозки;
· школы Тальменского района – пассажирские перевозки;
· частные предприниматели, физические и юридические лица – грузовые, пассажирские перевозки, иные услуги.
На основании баланса предприятия произведен анализ финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, который можно пронаблюдать в таблице 3 и на графике (Приложение 3).
Таблица 3
Финансовые результаты предприятия от продажи услуг
Показатель | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 к 2003 % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продаж услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 010) | 29910 | 41518 | 46271 | 154,7 |
Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 020) | 14080 | 17797 | 22772 | 161,7 |
Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость, тыс. руб. (ф.№2 стр. 029) в т.ч. прибыль от продаж, тыс. руб. (ф.№2 стр. 050) | 15830 15659 | 23721 23169 | 23499 22883 | 148,4 146,1 |
Рентабельность = Прибыль от продаж / Выручку от продаж услуг, % | 52,4 | 55,8 | 49,5 | X |
Следуя данным таблицы 3, можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи услуг на предприятии в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 54,7% больше. Это объясняется увеличением объема оказания услуг, привлечением новых клиентов и расширением ассортимента предлагаемых услуг. Соответственно произошло увеличение себестоимости проданных услуг предприятия. В 2005 году она составила 27 772 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 61,7% больше. Это произошло за счет увеличения первоначальной стоимости используемых запасов, и за счет увеличения объемов производства предприятия. Прибыль от продаж услуг в 2005 году существенно возросла и составила 22 883 тыс. руб., это больше чем в 2003 году на 46,1%. Рентабельность продаж в 2005 году составила 49,5%. Это означает, что предприятие получает 49,5% прибыли с каждого рубля проданных услуг.
Таким образом, ТМУП «Транспорт общего пользования» получает стабильный доход от своей деятельности, что объясняется устойчивым финансовым состоянием. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источниками их формирования. Такие сведения представлены в балансе предприятия за 2005 год, в таблице 4.
Таблица 4
Баланс ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, тыс. руб.
Статьи баланса | Условн обозначение | На начало 2005 г. | На конец 2005 г. | Изменение +,- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
АКТИВ | ||||
1.Основные средства и иные внеоборотные активы (ф.№1 стр.190) | СВ | 24390 | 30422 | +6032 |
2. Текущие активы: (ф.№1 стр.290) | ТА | 44754 | 56319 | +11565 |
Денежные средства (ф.№1 стр.260) | ДС | 6724 | 5093 | -1631 |
Расчеты с дебиторами (ф.№1 стр.230-250) | ДЗ | 16153 | 22268 | +6115 |
Запасы и затраты (ф.№1 стр.210) | ЗЗ | 21877 | 28958 | +7081 |
Прочие активы | ПА | 0 | 0 | 0 |
Баланс (ф.№1 стр.300) | Б | 69144 | 86741 | +17597 |
ПАССИВ | ||||
1.Собственный капитал (ф.№1 стр.490) | СК | 67389 | 83824 | +16435 |
2.Привлеченный капитал: | ПК | 1755 | 2917 | +1162 |
Текущие обязательства (ф.№1 стр. 690) | ТО | 1755 | 2917 | +1162 |
Долгосрочные обязательства (ф.№1стр.590) | ДО | 0 | 0 | 0 |
Баланс (ф.№1 стр.700) | Б | 69144 | 86741 | +17597 |
На основании данных баланса, представленного в таблице 4 можно рассчитать показатели финансовой устойчивости предприятия, которые отражены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Коэффициенты | Условн обозн | Формула расчета | На начало 2005 г | На конец 2005 г |
1.Финансовой автономии (независимости) | Кав | СК/Б | 0,97 | 0,96 |
2.Финансовой зависимости | Кфз | ПК/Б | 0,03 | 0,03 |
3.Текущей задолженности | Ктз | ТО/Б | 0,03 | 0,03 |
4.Долгосрочной финансовой независимости | Кд фн | (СК+ДО)/Б | 0,97 | 0,96 |
5.Покрытия долгов собственным капиталом | Кпд | СК/ПК | 38,3 | 28,7 |
6.Финансового риска | Кфр | ПК/СК | 0,02 | 0,03 |
7.Финансовой маневренности | Км | ТА/СК | 0,66 | 0,67 |
8.Инвестирования | Ки | СК/СВ | 2,76 | 2,75 |
9.Обеспеченности оборотных активов собственными средствами | Ксс | (СК-СВ)/ТА | 0,96 | 0,95 |
Исходя из рассчитанных показателей, представленных в таблице 5, можно сказать следующее. Коэффициент финансовой независимости, отражающий удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса составил в 2005 году- 0,96 (при нормативе ≥ 0,5). Это свидетельствует о том, что собственный капитал предприятия занимает доминирующее место в валюте баланса.
Коэффициент финансовой зависимости, отражающий долю заемного капитала в общей валюте баланса, составил 0,03 (при нормативе ≥1). Это означает, что предприятие использует заемные средства в незначительной форме.
Коэффициент текущей задолженности, показывающий отношение краткосрочных финансовых обязательств предприятия к общей валюте баланса в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 0,03. Это означает, что текущая задолженность предприятия по краткосрочным обязательствам (займам, кредитам банка) достаточно невелика.
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (финансовой устойчивости) отражающий отношение собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия к общей валюте баланса составил 0,96 (при нормативе ≥ 0,8). Это означает, что анализируемое предприятие финансово устойчиво в долгосрочной перспективе.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности) показывающий отношение собственного капитала к заемному, в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 28,7 (при нормативе ≥ 1), то есть предприятие в состоянии покрыть собственным капиталом все свои долги.
Коэффициент финансового риска, отражающий отношение заемного капитала к собственному, на предприятии составил 0,03 (при нормативе ≤ 1). Эта величина достаточно низкая, поэтому финансовый риск очень маловероятен.
Коэффициент финансовой маневренности, показывающий отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу, составил 0,67 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что собственные оборотные средства предприятия очень маневренны.
Коэффициент инвестирования, отражающий отношение собственного капитала к внеоборотным активам предприятия, составил 2,75 (при нормативе >1), что является положительной тенденцией, так как предприятие в состоянии инвестировать собственным капиталом внеоборотные активы.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами отражающий степень обеспеченности оборотных активов собственными средствами составил 0,95 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что оборотные средства предприятия обеспечены собственными средствами по максимуму.
Следующим шагом в оценке финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» ставится анализ ликвидности баланса, который дает оценку платежеспособности данного предприятия, то есть способности своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса предприятия определяется, как степень покрытия обязательств организации, ее активами, срок превращения которых в деньги, соответствует сроку погашения ее обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если в нем соблюдаются следующие соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Результаты расчетов ликвидности баланса ТМУП «Транспорт общего пользования» отражены в нижеприведенной таблице 6.
Таблица 6
Анализ ликвидности баланса предприятия., тыс.руб.
Актив | На начало 2005г | На конец 2005г | Пассив | На начало 2005 г | На конец 2005г | Платежный излишек | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7=2-5 | 8=3-6 |
А1 (ф.№1 стр. 260+250) | 14377 | 20959 | П1 (ф.№1 стр.620 + 630 +660) | 1660 | 2715 | 12717 | 18244 |
А2 (ф.№1 стр. 240+270) | 7914 | 3847 | П2 (ф.№1 стр. 610) | 95 | 0 | 7919 | 3847 |
А3 (ф.№1 стр. 210 +220 +230 -270) | 22463 | 31513 | П3 (ф.№1 стр. 590) | 0 | 0 | 22463 | 31513 |
А4 (ф.№1 стр. 190) | 24390 | 30422 | П4 (ф.№1 остальные) | 67389 | 84026 | -42999 | -53604 |
Рассмотрев данные таблицы 6 можно сказать следующее. На начало периода в ТМУП «Транспорт общего пользования» наблюдается такое соотношение А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. На конец 2005 года соотношения не изменились. Исходя из этого, можно охарактеризовать баланс предприятия, как абсолютно ликвидный. Это значит, что предприятие является платежеспособным, то есть в состоянии нести ответственность по всем своим долгам, как внешним (поставщикам, банкам, бюджету, и т.д.), так и внутренним (работникам - по зарплате и другим платежам) принадлежащим ему имуществом.
Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса рассматриваемого предприятия является приближенным, более детальный анализ ликвидности – это анализ платежеспособности предприятия, при помощи нескольких финансовых коэффициентов, отраженный в таблице 7.
Таблица 7
Расчет показателей ликвидности предприятия
Показатель | Формула расчета | На начало 2005г | На конец 2005г | Изменение +,- |
1.Коэффициент абсолютной ликвидности | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму всех краткосрочных долгов | 8,66 | 7,72 | -0,94 |
2.Коэффициент быстрой ликвидности | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) / Сумму краткосрочных финансовых обязательств | 10,89 | 8,33 | -2,56 |
3.Коэффициент текущей ликвидности | Сумма всех оборотных активов / Сумму краткосрочных обязательств | 25,5 | 19,3 | -6,2 |
Следуя данным таблицы 7, рассчитав показатели ликвидности ТМУП «Транспорт общего пользования», можно сделать следующие выводы. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов предприятия) показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности, необычайно высок, он составляет на конец 2005 года - 7,72. Это говорит о том, что данное предприятие имеет очень маленькую сумму краткосрочных долгов (в их числе кредиты банков) и много собственных средств.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности на предприятии очень высокий (обычно удовлетворяет значение показателя ≥ 1). В нашем случае он составил на конец 2005 года – 8,33. Объясняется это тем, что у ТМУП «Транспорт общего пользования» большое наличие денежных средств, краткосрочных вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, и маленькая сумма краткосрочных финансовых обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отражающий степень покрытия оборотными активами пассивов. На изучаемом предприятии этот коэффициент составляет на конец 2005 года - 19,3. Этот высокий показатель, и говорит он о том, что оборотные активы предприятия покрывают пассивы полностью.
В целом по результатам анализа основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно сказать, что объект исследования данной работы – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» - это стабильное предприятие, обладающее хорошим запасом финансовой устойчивости. Это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими аналогичными предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы оказания своих услуг, расширять ассортимент предоставляемых услуг, а также увеличивать зону действия оказания своих услуг (например, организация туристических и деловых поездок за пределы рынка оказания услуг) и привлекать дополнительных клиентов без какого-либо финансового риска.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.