Важнейшей закономерностью процесса образования является детерминированность его уровнем общественного развития, культурой общества. Среда во всех значениях этого термина выступает фактором воспитания личности. Образование как педагогический процесс протекает в определенном социуме (от лат. socium – общий, совместный) – сообществе, социальном окружении человека. При этом социальная среда (духовные и материальные условия жизни) оказывает как стихийные, неуправляемые, так и специально организованные (в образовательных учреждениях) социально-педагогические воздействия на индивида. Эти воздействия могут оказывать люди, не имеющие профессионально-педагогической подготовки (руководители, должностные лица, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены разных социальных групп и т.п.).
Стихийное влияние среды – неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения и т. п. (по В.А. Караковскому). Стихийное влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения воспитания личности. В первом случае это воздействие на подрастающее поколение национальных, моральных ценностей общества, менталитета, средств массовой информации, пропагандирующих эти ценности, культуры общества в целом. Изменение социальных, политических, экономических условий жизни объективно вызывает изменение характеристик современных детей и подростков. Назовем некоторые из них (по Л.И. Маленковой): большая информированность, приобщение к технике, новым информационным технологиям, свобода и раскованность в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, ориентированность на западноевропейский или на американской образ жизни, более раннее взросление, большая ориентированность на материальные ценности, чем на духовные и т. п.
Негативные воздействия среды связаны с влиянием псевдо- (или поп-) культуры, с отсутствием культурных ценностей и норм в детской среде. Это выражается в таких негативных тенденциях, как неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; общение на языке сленга, приобщение к табакокурению, алкоголю, наркотикам, безнадзорность, суицид и другие. Практику реальной жизни индивида в определенном социуме образно называют «школой жизни» (включает «школу семьи», «школу улицы», «школу неформальных объединений», «школу компьютерных технологий», «школу СМИ и видеопродукции» и т. п.). При этом сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий образовательных учреждений часто не совпадают или даже конкурируют друг с другом.
В связи с этим перед учреждениями образования встает задача регулировать стихийные воздействия среды и создавать воспитывающую социокультурную среду – конкретное для каждого ребенка социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, приобретает положительный социальный опыт. Для решения этой задачи семья, ученические группы, детские и юношеские объединения, учреждения образования как специфические социокультурные общности нуждаются в консолидирующей системе идей, ценностей (идеологии) общества, без которой они не могут осуществлять поставленные задачи образования подрастающего поколения.
Следует подчеркнуть, что общество воздействует на подрастающее поколение прежде всего через свой менталитет и соответствующий образ жизни (совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих обществу). Под менталитетом общества в философской литературе понимают интегральную характеристику живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающую специфику их психологической жизни.
Менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки. Какие ценности свойственны менталитету людей, живущих в белорусском государстве?
Общепризнано, что систему национальных ценностей составляют патриотизм, гражданственность, толерантность, трудолюбие, коллективизм. Ценности общества, цели и перспективы его развития в концентрированном виде отражены в идеологии государства как системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность. В качестве приоритетов белорусской идеологии, направлений развития белорусской государственности выступают (по Ф. И. Храмцовой):
r ценности отдельного человека и государства в целом;
r национальные интересы независимости и безопасности Республики Беларусь;
r высокий статус культурно-духовных ценностей, традиций белорусского народа;
r соблюдение прав и свобод человека, формирование демократического, гражданского общества;
r патриотизм, социальная справедливость, забота о человеке;
r коллективизм, труд в интересах личности и всего общества.
Эти идеологические положения, будучи положенными в основу системы образования и работы СМИ, будут способствовать освоению подрастающим поколением основополагающих национальных идей и ценностей, формированию убеждений, национального самосознания, становлению гражданской позиции учащихся. Содержащиеся в средствах массовой информации материалы дают примеры гражданской деятельности, анализируют поступки людей, историю судеб, приводят комментарии к событиям, происходящим в мире. С помощью СМИ учащиеся включаются в анализ общественных явлений, сопоставляют свою позицию и позицию других, сопереживают происходящему.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте группы высокого и низкого уровней развития. Определите понятие «коллектив».
2. Каковы функции и возможная структура ученической группы? Чем отличается ее формальная и неформальная структуры?
3. Раскройте содержание этапов развития детского коллектива в зависимости от характера предъявляемых педагогом требований и его позиции.
4. Охарактеризуйте содержание и технологические аспекты педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива.
5. Определите понятия «семья», «семейное воспитание». Охарактеризуйте основные функции семьи.
6. Назовите внутренние и внешние факторы семейного воспитания.
7. Какие типы семей выделяют в психолого-педагогической литературе? Каковы особенности их влияния на ребенка?
8. Дайте краткую характеристику типичных ошибок семейного воспитания. Каковы пути их предупреждения?
9. Определите направления, формы и методы взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в воспитании ребенка.
10. Покажите роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.
Рекомендуемая литература
1. Карпович Т. Е. Основы педагогики. Практикум : учеб. пособие. – Минск: Тесей, 2007. – С. 101–105; 108–114.
2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 173–209; 217–224; 439–454.
3. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. О.Л. Жук. – URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2859 (дата обращения: 09.09.2018).
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 440–461; 490–512.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 60–91; 235–253.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 496 с.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 349–367; 489–504.
Глоссарий
r Группа (социальная) – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (по размеру, по общественному статусу, по непосредственности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости, по содержанию деятельности и др.).
r Учебная группа (класс) – группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.
r Сплоченность группы – мера ее единства, проявляющаяся в общности целей, мнений, убеждений, ценностных ориентаций, традиций, характере межличностных отношений, практической деятельности группы.
r Коллектив (от лат. collectives – собирательный) – группа высокого уровня развития – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
r Воспитательный коллектив – коллектив, созданный с целью реализации воспитательных и в целом образовательных задач, состоящий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (ученического) и педагогического – коллективов.
r Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
r Семейное воспитание в широком смысле – форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.
r Семейное воспитание как воспитательная деятельность родителей – взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.
r Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста, практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
r Менталитет общества – интегральная характеристика живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающая специфику их психологической жизни. Раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.
r Идеология государства – система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.