ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, СОЦИУМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОДУЛЬ 17-А

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, СОЦИУМЕ

Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих

собственных убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно

и бесконечно влияют другие люди – семья, коллектив, общество.

И. П. Шамякин

Т ребования к компетентности по теме    

r знать и раскрывать сущность воспитательного коллектива, его структуру и функции; характеризовать этапы формирования коллектива и определять этапы (стадии) развития реальных коллективов;

r знать и раскрывать методические аспекты руководства процессом формирования ученического коллектива; понимать значение коллективной деятельности, самоуправления, общественного мнения, традиций, перспектив как атрибутов коллектива;

r знать и содержательно интерпретировать понятия «семья», «семейное воспитание»; характеризовать основные функции семьи, выделять факторы, принципы, содержание, методы семейного воспитания;

r знать и характеризовать типы современных семей, уметь выделять их в реальной жизни; знать
и уметь анализировать ошибки семейного воспитания, определять пути их предупреждения;

r знать направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся; уметь проектировать и осуществлять их в реальном педагогическом процессе;

r знать и раскрывать значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.

Основные вопросы

1. Понятие воспитательного коллектива. Функции и структура детского коллектива.

2. Этапы формирования воспитательного коллектива.

3. Педагогическое руководство формированием коллектива.

4. Семья как воспитательная среда ребенка.

5. Типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания.

6. Взаимодействие семьи и учреждений образования в воспитании ребенка.

7. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.

 


Типы (виды) семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки

Семейного воспитания

 

В психолого-педагогической литературе выделяют разные типы семей (рис. 88).

Рис. 88. Типология семей

У учителей принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Благополучие или неблагополучие семьи определяется обычно по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семьи и т. п. В этом случае «благополучие» может носить только видимый характер, а на самом деле семья может быть противоречивой (псевдоблагополучной). Неблагополучными принято считать те семьи, в которых обнаруживаются дефекты воспитания (проявляется в психическом нездоровьи, эмоциональном напряжении ребенка и т.п.).

Особенности сельской семьи — размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А. В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. Городская семья не однородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т.п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупных городах характер общения старшего и младшего поколений изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т. п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями. Неполная семья – семья с одним родителем – также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в семье любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике вслед за детским психиатром М. И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье (табл. 32).

Таблица 32

В воспитании учащихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Участие родителей в управлении учреждением образования
r «Родительские университеты». r Лекции, семинары, практикумы. r Конференции. r Открытые уроки и внеклассные мероприятия. r Индивидуальные и тематические консультации. r Творческие группы, группы по интересам. r Родительские собрания. r Тренинги r Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела. r Открытые уроки и внеклассные мероприятия. r Организация кружков, секций, клубов. r Помощь в организации и проведении внеклассных дел. r Помощь в укреплении материально-технической базы класса и учебного заведения r Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям. r Родительский патруль во время проведения вечеров отдыха r Участие в работе родительского комитета и его комиссий. r Участие в работе совета учреждения образования. r Участие в работе попечительского совета

Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собраниетакая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т. п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т.п.

Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.

Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление учреждением образования.  

 

Глоссарий

r Группа (социальная)ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (по размеру, по общественному статусу, по непосредственности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости, по содержанию деятельности и др.).

r Учебная группа (класс) – группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.

r Сплоченность группы – мера ее единства, проявляющаяся в общности целей, мнений, убеждений, ценностных ориентаций, традиций, характере межличностных отношений, практической деятельности группы.

r Коллектив (от лат. collectives – собирательный)группа высокого уровня развития – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

r Воспитательный коллектив –  коллектив, созданный с целью реализации воспитательных и в целом образовательных задач, состоящий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (ученического) и педагогического – коллективов.

r Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

r Семейное воспитание в широком смысле – форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.

r Семейное воспитание как воспитательная деятельность родителей взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.

r Педагогическая культура родителейстепень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста, практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

r Менталитет общества – интегральная характеристика живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающая специфику их психологической жизни. Раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.

r Идеология государства система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность.

 

МОДУЛЬ 17-А

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, СОЦИУМЕ

Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих

собственных убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно

и бесконечно влияют другие люди – семья, коллектив, общество.

И. П. Шамякин

Дата: 2019-07-24, просмотров: 318.