Типы неправильного семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Тип неправильного (ошибочного) воспитания Краткая характеристика
1. Безнадзорность, бесконтрольность (гипоопека ) Встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нарушениям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка
2. Гиперопека Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом возрасте это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?»). В этом случае подросток может специально нарушать запреты, убегать из дома и т. п.
3. «Кумир семьи» Разновидность гиперопеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена ребенку (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая забота о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Он не находит понимания и в группе сверстников. Переживание этих трудностей приводит к возникновению истероидной акцентуации характера. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует особое отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого
4. «Золушка» Реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и прочее) достаются другим членам семьи, взрослым или детям. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым
5. «Жесткое воспитание» За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания. Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество, угодничество и другие личностные и поведенческие нарушения развития
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности С малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких

 

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля семейных отношений (рис. 89).

Рис. 89. Стили семейных отношений

 

Наибольшие издержки развития наблюдаются у детей из неполных семей и детей, лишенных по тем или иным причинам семьи. Явлением современной жизни является рост количества социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях. Причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, деградация личности взрослых; врожденные психические и физические аномалии детей и другие.

Мировая практика организации детских сиротских учреждений предложила идею воспитания таких детей в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным. Идею австрийского педагога-гуманиста Германа Гмайнера (1919–1986) «SOS-Киндердорф» («SOS-детская деревня») стали воплощать в жизнь во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Детские дома семейного типа – это государственные учреждения, основой которых является семейная пара или одинокая женщина, принявшая на воспитание от пяти до восьми детей. На средства фонда Г. Гмайнера «SOS-Киндердорф-Интернациональ» построены, например, Кобринская и Боровлянская детские деревни, в которых воплощены основные идеи педагогической системы Г. Гмайнера.

Другими законодательно установленными формами устройства детей, лишенных родительского попечения, являются дом ребенка, детский дом, школа-интернат, усыновление, опека, попечительство, приемная семья, международное усыновление.

 

6. Взаимодействие семьи и учреждений образования в воспитании ребенка

При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья, как было показано выше, играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка; в младшем школьном возрасте семья, доминируя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии познавательной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой учреждений образования, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия учреждения общего среднего образования, классных руководителей и семей учащихся:

r Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья – союзник педагога в воспитании детей.

r Забота о развитии ученика – цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.

r Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.

r Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

r Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

В целом содержание работы педагогов с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры; вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс учреждения образования; участие родителей в управлении учреждением образования. Каждое из указанных направлений реализуется через систему форм и видов деятельности (табл. 32).

Таблица 32

Содержание и формы взаимодействия учреждения образования и семьи

В воспитании учащихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Участие родителей в управлении учреждением образования
r «Родительские университеты». r Лекции, семинары, практикумы. r Конференции. r Открытые уроки и внеклассные мероприятия. r Индивидуальные и тематические консультации. r Творческие группы, группы по интересам. r Родительские собрания. r Тренинги r Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела. r Открытые уроки и внеклассные мероприятия. r Организация кружков, секций, клубов. r Помощь в организации и проведении внеклассных дел. r Помощь в укреплении материально-технической базы класса и учебного заведения r Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям. r Родительский патруль во время проведения вечеров отдыха r Участие в работе родительского комитета и его комиссий. r Участие в работе совета учреждения образования. r Участие в работе попечительского совета

Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собраниетакая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т. п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т.п.

Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.

Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление учреждением образования.  

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.